Тамбовское управление СКР возбудило уголовное дело об уклонении от уплаты более чем 1,5 млрд рублей
НДС и акцизов в отношении владельца крупной Моршанской табачной фабрики Андрея Метальникова. По версии СКР, с подачи бизнесмена на предприятии делали липовую налоговую отчетность, согласно которой фабрика произвела 3 млн пачек сигарет, в то время как в реальности завод выпустил 44 млн. На самом предприятии разночтения объясняли тем, что большую часть сигарет уничтожали, а не продавали. Предприятие имеет на рынке крайне специфическую репутацию — ранее его контролировал авторитетный бизнесмен Юрий Петров, в 2010 году арестованный за похищение должника фабрики и вскоре повесившийся в СИЗО. Прошлое преследует завод до сих пор — он может обанкротиться из-за более чем миллиардного долга, якобы оставленного господином Петровым.
По словам официального представителя
тамбовского управления СКР Елены Кярсны, Андрею Метальникову вменяется уклонение от уплаты налогов на сумму 1,5 млрд рублей (ч. 2 ст. 199 УК РФ). По версии следствия, господин Метальников, будучи гендиректором и единственным владельцем ОАО «Моршанская табачная фабрика», организовал фальсификацию налоговой отчетности компании. Речь идет о документации об акцизах и НДС, согласно которой в 2015–2016 годах фабрика произвела более 3 млн пачек сигарет вместо реальных 44 млн. Ущербом следствие считает разницу между фактически уплаченными налогами и акцизами и тем, что завод должен был заплатить, если бы не занимался
бутлегерством. Андрей Метальников с апреля находится под домашним арестом. По данным СКР, он уже является фигурантом нескольких схожих уголовных дел об уклонении от уплаты налогов за 2010–2014 годы. Суммарный объем претензий к бизнесмену может составить 1,7 млрд рублей. Одно из этих дел в октябре передано в Моршанский райсуд Тамбовской области. По словам судьи Надежды Панченко, ближайшее заседание назначено на 10 ноября. Господин Метальников был недоступен для комментариев. Ранее представители фабрики утверждали, что не врали налоговикам. Они говорили, что большую часть сигарет уничтожали как некондиционные, а подтверждающие это документы либо были найдены с опозданием, либо вовсе утонули во время потопа в офисе компании.
На профильном рынке о менеджменте Моршанской табачной фабрики отзываются как о «крайне специфическом». «Раньше считалось, что ее опекают
местные "братки". По объемам производства завод не имеет большой значимости для российского рынка, а производимый им ассортимент — это низовая ценовая категория, которая исторически интересна преимущественно госучреждениям вроде тюрем и воинских частей»,— объяснил собеседник в табачной отрасли. Фабрика владеет несколькими торговыми марками дешевых сигарет и папирос — «Дальнобойщик», «Тамбовский волк», «Фирменная марка», а также «Моршанская примадонна».
["Ъ", 22.08.2017, "Табачная фабрика столкнулась с "Триадой": Моршанская табачная фабрика — одно из старейших табачных предприятий России, была основана в 1882 году. По данным Kartoteka.ru, ОАО «Моршанская табачная фабрика» зарегистрировано в 1992 году. Уставный капитал — 10,05 млн рублей. Единственный учредитель и гендиректор — Андрей Метальников. За 2016 год выручка компании составила 95,39 млн рублей, чистая прибыль — 12,2 млн рублей.Основным рынком сбыта предприятия являются воинские части и исправительные колонии. Завод производит папиросы «Беломорканал», а также сигареты «Прима» и «Космос», которые обычно закупаются для нужд армии. Фабрику нельзя отнести к разряду крупных. По данным Федеральной антимонопольной службы, в 2014 году она произвела 579,1 млн штук табачной продукции (0,2% табачного рынка).Некоторое время назад подразделения УФНС по Тамбовской области провели на фабрике выездную проверку, обнаружившую серьезные нарушения. По предварительным данным, сумма налоговых претензий к ОАО за 2012–2014 годы превышает 1 млрд рублей. Попытка мошенничества с результатами этой проверки стоила свободы депутату Моршанского горсобрания, предпринимателю Олегу Барову. В начале лета Басманный суд Москвы признал его виновным в покушении на особо крупное мошенничество и приговорил к пяти годам. За €5 млн господин Баров обещал руководству фабрики «урегулировать вопрос с проверкой», хотя не мог и не собирался выполнять обещание. Уже после задержания депутата СКР в апреле 2017-го возбудил в отношении гендиректора фабрики Андрея Метальникова уголовное дело за неуплату 80 млн рублей налогов — врезка К.ру]Андрей Метальников стал владельцем завода после гибели прошлого собственника — авторитетного бизнесмена и областного депутата Юрия Петрова. Летом 2010 года оперативники ФСБ задержали его в Тамбове по обвинению в похищении человека. Силовики вызволили из одного из подвалов в Моршанске краснодарского бизнесмена Илью Федорова, из которого депутат выбивал долг в 28 млн рублей. Господин Петров не дожил до суда — в декабре 2010 года он покончил с собой в камере СИЗО, где сидел один. Господин Метальников тоже имеет интересный бэкграунд — ранее он возглавлял и активно помогал местным федерациям бокса и хоккея, но, по словам его знакомых, более года назад «просто исчез». По данным «СПАРК-Интерфакса», он остается гендиректором и собственником фабрики, но в местной администрации говорят, что реально ею управляет «кто-то из Москвы».
Впрочем, дела бывшего владельца по-прежнему не дают покоя Андрею Метальникову. Тамбовский арбитраж рассматривает иск местного ООО «Триада» о банкротстве Моршанской табачной фабрики по долгу более чем в 3 млн рублей. Однако параллельно в арбитраже идет куда более значимое разбирательство — «Триада» пытается взыскать с фабрики 1,3 млрд рублей долга, доставшегося от Юрия Петрова. Эта тяжба также окружена странными обстоятельствами. Из материалов дела следует, что единственным признанным судом доказательством долга оказался договор займа 2006 года, который подписывал лично господин Петров как гендиректор табачной фабрики. По данным суда, эта бумага была украдена из машины гендиректора «Триады» Сергея Фролова ранее неоднократно судимым гражданином Украины по фамилии Никитин. Договор на более чем 1,3 млрд рублей лежал в обычной мужской сумке за 900 рублей вместе с десятью пачками сигарет West. Через некоторое время полицейские нашли договор и вернули его господину Фролову, а Никитин получил 3 года и 6 месяцев строгого режима за несколько краж, среди которых была и сумка Сергея Фролова. Обжаловать приговор он не стал. Арбитраж в августе отправил договор на экспертизу, результаты которой не объявлены до сих пор.
Господин Фролов был недоступен для комментариев. Адвокаты Андрея Метальникова отказались говорить о подробностях дела, сославшись на отсутствие разрешения от клиента.
[ntv.ru, 11.04.2017, "В Тамбовской области выясняют подробности крупного мошенничества на табачной фабрике": [...] моршанского табачного короля выдали его скромные доходы и миллиардные расходы. Согласно декларации его годовой доход не превышает 500 тыс рублей. При этом оперативники установили, что только автомобилей у Метальниковых — на 50 миллионов рублей. По данным следователей, в собственности семьи несколько элитных квартир, машин, домов и даже вертолет. Теперь все имущество подлежит аресту — Врезка К.ру]Всеволод Инютин