Поиски чего-то неизвестного, но чрезвычайно ценного и манящего всегда были присущи человеческой натуре. История знает много примеров одержимости целых поколений поисками легендарных сокровищ – Атлантиды, Святого Грааля, золота Монтесумы. В 21 веке подобной манящей, но недостижимой загадкой стали поиски якобы существующих активов Президента России Владимира Путина. И хотя усилия самых именитых спецслужб Запада, частных финансовых разведок и сонма детективов различных мастей и расцветок ни к чему не привели, эта тема продолжает притягивать новых и новых авантюристов.
В их числе – очередной «агент 007», англичанин Чарльз Карр. Известный любитель залезать в чужие секреты, один из ведущих специалистов международной сыскной компании Kroll, уже прославился своими подвигами в России. В 1990-е – 2000-е годы по заданию компании Kroll Карр «залезал» в записные книжки и кошельки известных российских олигархов. Крупными «клиентами» англичанина в свое время являлись Михаил Фридман, Олег Дерипаска, Дмитрий Рыболовлев, Александр Машкевич.
Видимо, общение с российскими олигархами и подтолкнуло Чарльза Карра заняться поисками счетов и активов Владимира Путина. Правда, возможностей у него в последнее время поубавилось. Компания Kroll, в которой Карр сделал разведывательную карьеру, в 2009 году была продана новым владельцам, с которыми у «агента 007» отношения не сложились. Бывший владелец Дж. Кролл основал новую компанию K2 Global Consulting. Карр перешел на работу в К2, а через 2 года в результате нескольких скандалов покинул К2 и основал собственный бизнес, с офисами в Великобритании и Швейцарии. В лондонском офисе у него работает небольшая команда из 4 аналитиков.
Подобных оперативных заделов явно недостаточно, чтобы замахиваться на поиски активов Президента России Владимира Путина. Однако Карр на протяжении всей своей карьеры представлялся не только частным детективом Кролла, но и глубоко законспирированным сотрудником британской государственной разведки МИ6.
В России, в силу известных исторических особенностей, эта «принадлежность» Карра к МИ6 здорово поднимала его акции среди российских олигархов и либеральных политических деятелей. «Легенде» Карра помогала его работа в Кролле. Сотрудниками Кролла, действительно, являлись, в основном, бывшие и действующие сотрудники спецслужб США, Великобритании, Израиля. Однако в Kroll работали и гражданские лица. Именно таким гражданским лицом, не имеющим отношения к спецслужбам, был Чарльз Карр.
Он получил образование в школе Чэлтенхэм (Cheltenham) и британском университете Эксетер (Exeter), специализировался по лингвистике. Многие выпускники этих элитных заведений действительно работают в МИ6. Неудивительно, что у Карра существуют многочисленные контакты с бывшими и действующими сотрудниками спецслужб, как среди однокашников, так и коллег из Кролла. Однако сам он никогда не являлся профессионалом – кадровым разведчиком, а лишь любителем. Будучи любителем без профессионального опыта работы в государственных спецслужбах, Чарльз, тем не менее, смело берется за очень серьезные темы. Может, в «легенду» о работе в МИ6 он уже и сам уверовал? Как говорится, произошла «профессиональная деформация личности».
В частности, в настоящее время он активно занимается поисками счетов и активов не только Президента Путина, но и его ближайшего подвижника и соратника Рамзана Кадырова. На этой стезе он тоже не жалеет ни сил, ни средств. Интересно, что является его мотивацией, и на что он надеется в этих поисках?
Насколько угрожает активность г-на Карра вышеназванным российским политикам? Этот вопрос мы задали одному из ветеранов российских спецслужб с 30-летним стажем работы на руководящих должностях. Ветеран сказал, что международными расследованиями, связанными с политическими рисками, как правило, занимаются люди, имеющие профессиональный опыт работы в спецслужбах. Их деятельность понятна их профессиональным противникам. По мнению ветерана, когда люди, подобные Карру, не имеющие ни профессионального опыта, ни «лицензии спецслужб», влезают не на свою поляну, их деятельность раздражает спецслужбы, а они сами вызывают крайнюю неприязнь. Действуют против них обычно очень жестко. А заканчивают они, как правило, очень плохо.
По его мнению, такие люди не выдерживают стресса, связанного с активной деятельностью на профессиональной кухне, они начинают пить, употреблять наркотики – из-за того, что сдают нервы. А это приводит обычно к сердечным заболеваниям и передозировке.