Бесогон первой гильдии. Режиссёр, актёр, сценарист, общественный деятель, но в первую голову патриот и воин света, неустанно искореняющий либеральную тьму в своей программе «Бесогон» и за её пределами. Всё, к чему бы ни прикасалась рука в перстнях рачительного барина всея кинематографа Никиты Михалкова, превращается в деньги, и немалые. Политика, культура, кинопроизводство, обучение. Всё в дом. В том числе и святыни.
Имидж мессии в его случае не исключает безжалостности. Кадры 1999-го, на которых он с размаху бьёт ногой в голову скрученного охранниками молодого лимоновца, бросившего в него яйцо, обошли интернет. Бьёт лихо, как его персонаж в «Вокзале для двоих», — роли безнаказанных обаятельных негодяев ему удавались всегда. Лимоновца зовут Дмитрий Бахор. Позже режиссёр скажет, что у нападавшего был пистолет и что тем не менее он, Михалков, «когда история пошла с милицией, сделал всё, чтобы его не трогали и отпустили». На самом деле за яичную атаку Бахора судили и приговорили к двум с половиной годам лишения свободы условно, дело же по его заявлению — об избиении режиссёром — возбуждено не было.
«У меня правило: никому ничего не прощать, а то страх забудут, забываться станут», — что ни говори, а паратовские интонации Никите Сергеевичу к лицу.
«Бесогон» бьёт наотмашь, обвиняя в русофобстве и призывая наказать «Эхо Москвы», «Новую газету», «Ельцин-центр» (его Михалков критикует много лет и даже потребовал объявить «иноагентом» как «гнездо либерализма», где якобы делают «инъекции разрушения самосознания детей»). «Сила правды бывает с кулаками», — говорит он в одном из выпусков, утверждая право на беспощадность. Оппонентов обвиняет в конформизме, иностранном финансировании, моральной нечистоплотности… Иконы и телефонные аппараты в кадре читаются как символ обличений «Бесогона», которые могут быть услышаны на самом верху. И здесь хочется спросить: «А судьи кто?»
Светлый праздник за счет бюджета
Никита Михалков не только патриот, но и товарный знак.
Соответствующая запись за номером 195 430 была сделана в Госреестре в 1999 году сроком на 10 лет. В качестве товарного знака зарегистрирован и бренд «Бесогон» — в различных написаниях.
В реестре на имя Михалкова значится суммарно восемь актуальных товарных знаков, связанных с именем вымышленного сына императора Максимиана, включая «стилизованное изображение человека и фантазийного животного, а также ветки дерева в двойной рамке, из которых внутренняя имеет форму арки, а внешняя —прямоугольника». За «Бесогона» Михалкову пришлось сразиться, но не с бесами, а с Роспатентом, усомнившимся в возможности права собственности на изображение святого и предположившего, что это оскорбит чувства верующих. Ради победы в суде в 2020-м «небесного покровителя» режиссёра пришлось дисквалифицировать: представители ООО «Бесогон», учредителем которого является Михалков, заявили, что римский Никита — никакой не святой, а «мифологический исторический персонаж, малоизвестный среднему российскому потребителю».
Михалкова можно назвать олигархом от культуры, вряд ли кому-нибудь удастся точно сосчитать госфинансирование, получаемое организациями, им возглавляемыми.
1993
С 1993 года режиссёр — председатель президиума Российского фонда культуры. Как сообщал РБК представитель Минкульта, базовое финансирование организации не менялось несколько лет, и в 2020-м финансирование-де осталось на уровне предыдущего года — 54,5 млн рублей. При этом в том же году субсидия Минкульта фонду выросла в 13 раз. Увеличение объяснялось тем, что фонд стал «центром по экспертизам, оператором и модератором всех творческих проектов, которые проходят сегодня в культуре». РФК является совладельцем «Специализированного фонда целевого капитала Российского фонда культуры», активы которого на 2021 год оценивались почти в 2,5 млрд рублей.
1998
С 1998 года Никита Сергеевич — председатель Союза кинематографистов. Почти четверть века. Михалков не просто держался за своё место. Он завоевал его как плацдарм и не уступил, даже проиграв выборы на съезде 2008-го. Судился. Объявил съезд, избравший Марлена Хуциева председателем союза, нелегитимным. Собрал кинематографистов в Гостином Дворе на «чрезвычайный съезд», им срежиссированный и устроенный с купеческим размахом. Вернул себе ещё один трон. Нынешний устав организации предполагает бессрочное пребывание председателя на посту с правом назначать секретарей по своему усмотрению.
Вскоре появилось открытое письмо ведущих кинематографистов: Германа и Сокурова, Иоселиани и Рязанова, Смирнова и Ибрагимбекова, — в котором говорилось о тоталитарном стиле михалковского руководства союзом, назначении на выборные места своих людей, «маниакальном поиске внутреннего врага и изгнании непокорных, казённом патриотизме и холуйстве».
Кинематографическое сообщество окончательно раскололось. Развал усилился с инициативой Михалкова создать кинопремию «Золотой орёл» в противовес старейшей национальной премии «Ника». Её он всегда недолюбливал, снимал свои картины с голосования, но более всего обиделся, когда его «Урга» не получила главный приз «Ники». Проигрыша не прощает. Никогда.
Михалков имел отношение к ликвидации Музея кино, центра кинематографической культуры и немало поспособствовал отставке его главы Наума Клеймана. Нынешний музей на ВДНХ — богатая пародия на прежний.
1999
С 1999 года Михалков — президент Московского международного кинофестиваля. Светлый праздник обходится казне недёшево. В 2021-м на его проведение Минкультуры выделило 125 млн рублей — в разы больше, чем получают все остальные российские киносмотры.
2005
В 2005 году братья Никита Михалков и Андрей Кончаловский вместе со своей двоюродной сестрой Маргот Баратовой учреждают Фонд сохранения культурного наследия художника Петра Кончаловского. С этой организацией Минкульт регулярно заключает многомиллионные контракты на проведение выставок и конференций (правда, в последние годы поток иссяк, и фонд генерирует убытки).
2009
В 2009 году начинается история Российского союза правообладателей.
Никита Михалков — президент союза, а его сын Артём — председатель правления. Союз получает и распределяет доходы от «налога на болванки» — за прослушивание и просмотр аудиовизуальных произведений в личных целях.
РСП поступает 1% от стоимости устройств, способных к воспроизводству таковых. Перечень этих устройств утверждён постановлением правительства № 829 от 14 октября 2010 года. В списке — диктофоны, магнитофоны, кассетные проигрыватели, телефоны, ноутбуки, телевизоры, электронные часы, ЭВМ. Чистые активы союза на 2021 год — полтора миллиарда.
2015
В 2015 году Михалков открывает Академию кинематографического и театрального искусства. Среди официальных партнёров академии — благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко, фонд «Сафмар» Михаила Гуцериева, британская марка Ahmad Tea.
На сайте академии указана стоимость обучения — 540 000 рублей в год. При этом за студентов платит «Благотворительный фонд социальной поддержки и содействия культурно-нравственному развитию общества «12». Этот фонд в 2015 году учреждён Никитой Михалковым. В соучредителях числится Юлия Станкунас, которую называют финансовым консультантом режиссёра. В 2021 году собственный капитал фонда составил, по данным базы данных «СПАРК», почти полмиллиарда.
2017
С 2017 года Михалков — худрук Центра театра и кино на Поварской, где располагался бывший Театр киноактёра. «Из всех видов искусств для нас важнейшим является недвижимость», — говорили протестовавшие актёры, которые, оставшись без крыши над головой, подали петицию в Генпрокуратуру и Госдуму. Три года спустя совместно с экс-директором торговой империи «Сима-ленд» Андреем Симановским Михалков учреждает благотворительный фонд поддержки этого центра. Активы фонда на 2021 год составляли 131 млн рублей. (В скобках заметим: «Сима-ленд» — ещё один партнёр академии Михалкова; этой торговой компании, кроме прочего, принадлежит домен a-patriot, на котором размещается сайт фонда «Альфа-патриот», тесно связанного с ветеранами силовых структур.)
Неуёмно активный Михалков на недавней сессии Евразийского экономического форума в Бишкеке предложил создать евразийский аналог премии «Оскар». Бриллиантовые бабочки и денежные премии — для кинематографистов из России, Казахстана, Армении, Киргизии и Беларуси. Александр Сокуров выразил в связи с этим общее недоумение:
«Он рассчитывает, что государство в очередной раз будет вкладывать лично в него деньги. Что за сны? Откуда они приходят? Он что, с ума сошёл? Это же огромные государственные деньги».
Внутри — спа, снаружи — "колючка"
«Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова» входит в группу кинокомпаний — лидеров кинопроизводства, которые и делят основную часть безвозвратных субсидий Фонда кино. В 2020 году общий объём поддержки «лидеров» — 1,3 млрд рублей. Экспертный совет Фонда кино возглавляет гендиректор «Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова» Леонид Верещагин.
При этом картины позднего Михалкова высокозатратны и не окупаются, чего не отрицает сам режиссёр. В 2010-м долгострой «Утомлённые солнцем — 2» после пышной премьеры в Кремле провалился в прокате.
Бюджет фильма «Кинопоиском» обозначен так: 33 000 000 долларов — «Утомлённые солнцем. Предстояние» и 45 000 000 долларов «Утомлённые солнцем. Цитадель». Сам Михалков это отрицает: в интервью Юрию Дудю* он уверял, что вся дилогия обошлась в 40 млн.
И утверждал: деньги не бюджетные, «кино снято на деньги, которыми возвращались индийские долги».
Возможно, тут некая аберрация памяти — 14 годами раньше режиссёр утверждал, что «индийскими» деньгами, которые «выделил Черномырдин, прочтя сценарий», государство платило за «Сибирского цирюльника». (Документы свидетельствуют, что 10 черномырдинских миллионов были выданы в виде облигаций внутреннего валютного займа. Правда, денег не хватило, пришлось всё равно обращаться в Госкино.)
Сборы обеих частей «Утомлённых солнцем — 2» составили соответственно 7,5 и 1,5 млн долларов. Сборы первого уик-энда составили всего 2,5 млн долларов. Следом провалился и «Солнечный удар», при бюджете в 21 млн долларов собравший только 1 861 209 долларов.
Провального проката Никита Сергеевич не отрицает. Об «Утомлённых солнцем — 2» говорит: всё потому, что картина вышла на восемь лет раньше, чем следовало. И дальше — будто сам себя убеждает: «Это великая картина», «Это гениально».
Отчего влюблённый в Михалкова постсоветский зритель разлюбил его — на этот язвящий вопрос у Бесогона нет ответа. Можно сколько угодно апеллировать к злокозненному интернету, высмеивающему мэтра, или проискам коварных либералов, но вот беда: любовь — чувство, неподвластное пропаганде.
Ностальгически лёгкого, воздушного и антитоталитарного Михалкова времён «Неоконченной пьесы для механического пианино» зритель любил. А усвоившего звериную серьёзность неосоветского псевдоимперского канона — нет.
«Один любит арбуз, а другой свиной хрящик», — философски цитирует собственного персонажа Никита Сергеевич в интервью Дудю. А потом, уже с другой интонацией, предшествуя своему сановному «другу», произносит: «Нравится, не нравится — спи, моя красавица».
Если любимое детище не приносит денег, из него все равно можно извлечь прибыль — опять же по купеческому завету Паратова: «Увижу выгоду — продам что угодно».
В 2016 году в Павловском районе Нижегородской области на имя Михалкова зарегистрирована компания «Цитадель». Тогда он был в шаге от реализации, возможно, самой масштабной по величине госфинансирования из своих бизнес-идей — патриотического диснейленда за 7 млрд рублей.
Близ города Горбатов, неподалёку от имения режиссёра Щепачиха, анонсировали строительство рекреационно-оздоровительного центра «Утомлённые солнцем». Михалков обещал создать 150 рабочих мест и описывал свой замысел так:
«Если есть лыжные трассы, то они проложены как бы по полю боя. Они означены колючей проволокой, но из резины, там стоят сожжённые танки, но тоже о них нельзя ушибиться. Стоят «ежи», и они тоже безопасны. Снаружи это очень такое неприглядное, и страшное, и угрожающее строение, а внутри это абсолютно хай-тек — спа, бассейны, массажные залы… А рядом — киногород».
«Курорт, привязанный к фильму «Цитадель» и к образу войны» должен был стать не просто второй жизнью кинодекораций, но ещё и идеологической победой над ненавистным Михалкову «Ельцин-центром».
Пошли и первые деньги: «Цитадель» выиграла тендер на 2 млн на разработку дизайна и макета «Цитадели». А летом концепция была представлена на экономическом форуме в Петербурге. Там же губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев и директор михалковского ООО Александр Горохов подписали соглашение о сотрудничестве, тогда же было решено, что 20% из семимиллиардной стоимости проекта заплатит региональная казна, остальное — частные инвесторы. Правда, ни одного из них мир так и не увидел. Шанцева раскритиковали за желание потратить почти полтора миллиарда из дефицитного бюджета области на «кинотурбазу». В начале 2017-го проект не попал в федеральную программу Ростуризма, после чего активность вокруг него сошла на нет.
Называть активы в честь собственных фильмов — традиция режиссёра. Помимо уже упомянутого выше фонда «12» на его имя был зарегистрирован, например, издательский дом «Сибирский цирюльник». ИД выпускал книги самого Михалкова, а также ежемесячное приложение к газете «Культура» под названием «Свой». На его первых полосах можно найти, например, рекламу михалковского спектакля, а на последних — рецепт свиного окорока в медовом маринаде.
Пять лет назад СМИ сообщили будто Михалков открывает барбершоп — разумеется, под таким же наименованием. На RuTube появился рекламный ролик, а на сайте проекта вёлся обратный отсчёт дней до открытия. Вскоре режиссёр назвал это шуткой, экспериментом по погружению зрителя в вымышленный мир. «Точно так же как легко погрузить читателя в вымышленный мир моих «многочисленных» бизнесов, которых в реальности не существует», — подчеркнул Михалков.
"Увеселения русского барина"
Существуют ли бизнесы в реальности, узнать несложно. ООО «Бесогон» зарегистрировано в 2009 году. Его выручка за прошлый год составила 9 324 000 рублей, а прибыль — ощутимо меньше: миллион с небольшим. Компания производит одноимённые программы, с 2014 года выходившие на «России‑24».
В мае 2020-го после выпуска о чипировании, которое якобы проводит Билл Гейтс под видом борьбы с коронавирусом, «Бесогон» был отставлен от эфира, но уже через год вернулся «по многочисленным просьбам зрителей».
Позже стало известно, что выпуски «Бесогона» положены к просмотру и дальнейшему обсуждению военнослужащими Минобороны.
Основным видом деятельности компании «Бесогон», согласно ОКВЭД, является производство кинофильмов, видеофильмов и телепрограмм, но кроме этого под брендом апокрифического святого ООО может вести самый разнообразный бизнес, включая торговлю текстилем, одеждой, обувью, и даже производство пищевых продуктов.
В прошлом «Бесогон» носил имя «Тёмино-Нижнее», это одна из нескольких компаний, названных режиссёром в честь сына Артёма: имеются ещё «Тёмино-Лесное», «Тёмино-Северное», «Тёмино-Южное», «Тёмино-Павловское» и просто «Тёмино».
Три из них зарегистрированы под Нижним Новгородом, недалеко от Щепачихи (там же, где планировалось разместить «Цитадель»). По распространённой легенде, Михалков якобы получил земли усадьбы по реституции, так как там находилось поместье предков его матери — дворян Кончаловских. По другой версии, местные депутаты «предложили» режиссёру стать хозяином земли, пришедшей в упадок. Репутация доброго помещика, который может взять на себя попечение об имениях предков, закрепилась за народным артистом. Пять лет назад в Рыбинске Михалкову предложили спасти от разрушения родовую усадьбу Петровское, объект культурного наследия федерального значения, и организовать там киношколу, однако идея его не привлекла.
В поместье Щепачиха (115 га) имеется усадьба с гостевыми коттеджами (известно, что гостями Щепачихи были Сергей Шойгу и другие федеральные чиновники), домовой церковью, конюшней и пристанью. Журналисты утверждали, что её обустройство якобы обошлось в 15 млн долларов. Владелец это, разумеется, опровергает.
Часть усадебных земель прежде входила в категорию сельскохозяйственных, в 2010 году инвестиционный совет при губернаторе удовлетворил просьбу Михалкова об их переводе в категорию земель для индивидуального жилищного строительства и рекреационного использования.
Тут, ей-богу, просится цитата: «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань».
В Щепачихе зарегистрирована одна из самых старых компаний режиссёра — нижегородская региональная общественная организация охотников «Тёмино», микропредприятие с прибылью 12 тысяч рублей в год, которое входит в вологодскую региональную общественную организацию охотников «Тёмино-Северное». Она арендует 37 тысяч га в Междуреченском районе области. Аналогичная контора есть и в Крыму — «Тёмино-Южное». Никита Михалков во всех трёх имеет доли.
В 2008 году вологодский парламент согласовал строительство дороги к охотничьей усадьбе Михалкова за 12 млн рублей.
«Тёмино-Лесное» зарегистрировано в Москве с 2009 года, его адрес (Ленинградский проспект, д. 16, стр. 1) совпадает с адресом церкви Троицы Живоначальной при бывшей Черкасской богадельне. В штате, согласно данным базы «СПАРК», трудится один человек; очевидно, это директор Вадим Павлушков, бывший руководитель лесхоза под нижегородским городом Павлово. Как раз там, невдалеке от Щепачихи, «Тёмино-Лесное» арендует 30 тысяч га в Степаньковском и Тумботинском лесничествах заказника Тумботинский (территория сравнима с третью Нижнего Новгорода). Производство древесины — основной вид деятельности компании, за текущий год в открытых источниках удалось найти 19 сделок по продаже леса, из которых пять — с другой компанией Михалкова, «Тёмино-Павловское» (последняя производит фанеру и мебель). Предприятие работает по упрощённой системе налогообложения и при почти 13 млн рублей годового дохода показало в 2021 году чистый убыток — 148 000 рублей.
Несколько лет назад в Сети появился ролик, в котором активисты «Нижегородского патруля» обвиняли компанию в сплошной вырубке деревьев без высадки новых. По заявлению Михалкова полиция возбудила дело о клевете, результаты его неизвестны. Никаких нарушений в деятельности компании проверки надзорных органов не обнаруживали, а доступ к видео в настоящее время ограничен. На кадрах, которые цитировал «Бесогон», действительно демонстрируется некая территория, начисто очищенная от леса — так, что позавидовал бы тот самый «сибирский цирюльник». В том же выпуске был показан документ областного департамента лесного хозяйства, где опровергаются сведения о якобы сплошных рубках в заказнике и сообщается, что «информация в видеосюжете не соответствует действительности».
В 2020 году «Тёмино-Лесное» добилось снижения платы за арендуемые леса с 4 миллионов до 366 тысяч рублей в год. При ежегодной рубке 39 000 кубометров (по данным Госсистемы учёта древесины и сделок с ней) кубометр леса обходится в 277 руб. За ведение охоты компания платит ещё 4000 рублей в год.
Контрагент «Лесного» — принадлежащее Никите Михалкову ООО «Тёмино-Павловское», заключившее за год 24 сделки с древесиной, при выручке свыше 36 млн в качестве прибыли декларирует чуть более 2 млн.
Сфера интересов полного кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством» широка, как родная страна. Это более десятка действующих компаний, где он является собственником или владельцем доли; кроме того, есть значительное число бизнесов, в которых Михалков принимал участие в прошлом. Он входил в советы директоров банка «Возрождение» и группы «Никос» (производит каустическую соду, ПВХ и различные кислоты). Любовь к химии была недолгой, но взаимной: менеджеры «Никоса» в этот период зашли в управление Фондом культуры и Союзом кинематографистов.
В 2010 году он купил 10% компании «Челпром-даймонд». Еще 20% приобрёл зять режиссёра Альберт Баков. На тот момент компания входила в десятку самых крупных в РФ алмазообрабатывающих предприятий и единственной на российском рынке производила бриллианты мелких рассевов.
Однако два года спустя ФСБ возбудила дело по факту продажи компанией алмазов нерезиденту России — гибралтарской компании Dundela Limited. Контракт был заключён на 10 млн долларов, затем эта сумма снизилась почти в 10 раз. Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» запрещает продавать алмазы зарубежным компаниям, не имеющим представительства в РФ. Дело возбудили по ч. 2 ст. 191 УК РФ (незаконный оборот природных драгоценных камней группой лиц по предварительному сговору). В январе 2014 года в офисе ООО «Челпром-Даймонд» при обыске изъяли 11 703 бриллианта.
Пресс-служба Михалкова заявила, что режиссёр лишь миноритарный инвестор и ни о каких решениях менеджмента компании не знал. Он выиграл несколько судов против СМИ, назвавших его владельцем компании. В настоящее время ООО признано банкротом, идёт конкурсное производство. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, Михалков и Баков сохранили свои доли в компании.
Кроме леса и алмазов, у Михалкова есть совместные с братом вендинговый (ООО «КМвендинг», его третья совладелица — известная нам Юлия Станкунас) и ресторанный (ООО «Едим как дома») бизнесы. Последнее предприятие стало известно после того, как братья попросили президента выделить миллиард на создание сети российского фастфуда, однако прямой поддержки из бюджета не получили.
"Раба любви" оптом и в розницу
Ультрапатриотические взгляды режиссёра не мешают ему участвовать в бизнесах, связанных с зарубежными компаниями. Производитель программного обеспечения для мобильного ТВ «Брэдбери лаб», например, среди совладельцев которого он числится, имеет крупного кипрского акционера, компанию Gradewise Limited; второй крупный совладелец, ООО «Инмедия», связан с виргинской компанией «Флетчер Венчерс лтд» и кипрской Tashamit Investments Limited. В прошлом году «Брэдбери лаб» принесла 11 207 000 рублей прибыли при выручке 166 582 000 рублей.
В 2013 году в московском ресторане «Пробка» при большом скоплении публики, среди которой были замечены Владимир Мединский, Александр Жуков и Дмитрий Песков, Михалков презентовал своё вино под названием «12» — разумеется, тоже в честь фильма. Тогда сообщалось, что режиссёру принадлежат виноградники в Тоскане. Винодельня Tenuta Dodici на окраине средневекового городка Масса Мариттима — совместный бизнес Михалкова и Константина Тувыкина. Так говорил сам Михалков, так указано и в документах, размещённых на сайте винодельни.
На сайте винодельни можно купить
- вино Urga (каберне совиньон/санджовезе урожая 2016, 26,5 евро за бутылку)
- или мерло 2016 года Oci Ciornie — за 44 евро.
- «Раба любви» — Schiava d’amore — обойдётся недорого: 13,5 евро за бутылку розового из сортов «чильеджоло»/«санджовезе»;
- «Солнечный удар» — Сolpo di sole — подороже: 25 евро за совиньон блан урожая 2018 года.
Михалковское вино доступно и в России, сетевые винные маркеты предлагают всё тот же набор, от 3 до 9 тысяч рублей за бутылку. С 2014 по 2019 год, как подсчитала «База», винодельня поставила в Россию 132 тонны вина на сумму 398 тысяч евро.
Из полученной нами выписки из итальянского реестра узнаём, что владеющая виноградником компания La madonna societa’ agricola a responsabilita’ limitata де-юре записана на Константина Тувыкина и на предприятие «Импульс» в городе Павлово Нижегородской области. А это предприятие оформлено на Тувыкина-младшего — Степана. Офисное здание, где находится «Импульс», выглядит не слишком презентабельно для компании, контролирующей винодельню, продукцией которой потчевали Владимира Путина и Сильвио Берлускони (последний лично благодарил Михалкова открыткой за полученный ящик вина).
Константин Тувыкин — сосед режиссёра по имению, в качестве свидетеля он привлекался к расследованию уголовного дела о возможной продаже принадлежавшей ему на 85% компанией «СпецАвтоЗапчасть» некачественных тормозных колодок Мосгортрансу. Когда в дом бизнесмена пришли с обыском, он написал жалобу Бастрыкину, которую Михалков как член общественного совета при СК РФ и передал адресату с сопроводительным письмом. Последнее попало в медиа, а сам режиссёр подтвердил его подлинность в спецвыпуске «Бесогона». В этом удивительном документе на бланке с семейным гербом высказывается предположение, что дело, к которому привлечён «партнёр по виноделию и сосед», заказное и направлено против самого Михалкова из-за его авторских программ «Бесогон ТВ»: «Опасаясь атаковать меня впрямую, делают это через близких мне людей».
Режиссёр никогда не оспаривал своего участия в винном бизнесе, он заявлял также, что намерен заняться виноделием в Крыму, но в открытых источниках данных о такого рода проекте нет. Зато в испанском реестре есть сведения о компании Propestate Sl, зарегистрированной в городе Сан-Роке на некую Татьяну Михалкову (так же зовут и жену режиссёра). По адресу фирмы находится вилла площадью 1337 м2.
В декларации Михалкова, которую он публиковал в 2018 году как худрук государственного Центра театра и кино на Поварской, указана исключительно российская недвижимость:
86 участков земли,
квартира,
дача,
18 строений,
вертолёт…
После медийного шума, вызванного более чем полумиллиардным годовым доходом режиссёра, декларации Михалкова перестали появляться в открытом доступе.
Комментарии народного артиста к декларации‑2018 широко известны: он говорил о доходах от мастер-классов за рубежом, выгодных инвестициях, картинах Сурикова и Кончаловского в наследной собственности, а также прибыльной работе «Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова». Режиссёр подчеркнул, что платит налоги и не переписывает своё имущество на родственников. Однако в 2019 году стало известно, что недвижимость, приобретённая Никитой Михалковым, перешла в собственность его детей — Надежды и Артёма. Каждая из двух квартир в ЖК «У Патриарших» оценивалась в 260 млн рублей. Адрес ЖК (Малый Козихинский, 11) — это тот самый адрес, по которому «ТРИТЭ» совместно с «БЭЛ Девелопмент» собиралась построить многоэтажную гостиницу с двухуровневой подземной автостоянкой. Это вызвало протесты жителей соседних домов, опасавшихся, что стройка приведёт к их разрушению. Тем не менее семиэтажное здание введено в эксплуатацию в 2012 году, в нём расположены помещения «Студии ТРИТЭ», а также 25 квартир, цена квадратного метра в которых сейчас достигает 1 179 900 рублей. Сайт по продаже элитного жилья называет ЖК одним из самых престижных предложений на рынке премиальной недвижимости в Москве. К слову, там же записываются выпуски «Бесогона».
"Я никогда не славословил руководство"
Марлен Хуциев говорил о Никите Михалкове, что его тяга к верхам носит хронический характер: «Он с властью на «ты»: раньше с Руцким, Немцовым, теперь — с нынешней».
В 1996-м был доверенным лицом Ельцина в его предвыборной кампании. Позже утверждал, что, напротив, ходил у Бориса Николаевича в изгоях — за поддержку Руцкого в 1993-м. Но вот же он, лично, с трибуны: «Борис Николаевич — мужик, а Россия — имя существительное женского рода, и мужик ей необходим». Ельцин усмехается, казарменные шутки тогда ещё не вошли в политическую моду. «Я никогда в жизни не выступал с трибун съездов и не славословил руководство», — запамятовав, скажет Никита Сергеевич потом в интервью Дмитрию Гордону**. А чуть позже предложит признать преступлениями политику Михаила Горбачёва и Бориса Ельцина — вскоре после известного заявления Путина о распаде СССР как крупнейшей геополитической катастрофе прошлого века.
В 2012-м и в 2018-м был доверенным лицом Путина на выборах. «Я люблю этого человека, он мой товарищ», — это о Путине, к очередному юбилею которого в 2007 году выпустил документальный спич «55». В честь вождя нации и выдающихся результатов, которых тот достиг на своём посту. В финале автор со слезой в голосе произносит монолог:
«Президент уходит через четыре месяца. Это вопрос решённый, и оценивать его или обсуждать не имеет смысла. Но что мне кажется самым главным: кем бы ни был и чем бы ни занимался дальше наш президент, куда бы ни забросила его судьба, в каких бы он ни оказался ситуациях, с кем бы ему ни пришлось общаться и по какому поводу в любом качестве своего существования, я хочу верить — и думаю, эту веру разделяет большинство людей, живущих в нашей стране, — всё это он будет делать с достоинством, присущим мужчине и офицеру».
На недавнем награждении звездой Героя Труда любовь к историческим параллелям привела к рискованному открытию: Никита Сергеевич оказался знатней Владимира Владимировича.
Режиссёр заявил Путину, что его предок Константин Михалков в 1615 году был хранителем печати Михаила Романова. Путин тут же ответил, что его-то предки «были простыми крестьянами, а потом простыми рабочими», что документально установлено церковными записями.
Последняя ремарка немаловажна: согласно прежней растиражированной версии, тот же предок режиссёра был царским постельничим и к государевой печати отношения не имел. Сам же Никита Сергеевич, щедрый на советы государственного масштаба, к своему 65-летнему юбилею выпустил 63-страничный «Манифест просвещённого консерватизма» об обустройстве России, которая должна возродиться путём укрепления вертикали власти, регулируемой рыночной экономики, «лояльности к власти, умению достойно подчиняться авторитетной силе» и «почитанию ранга».
Трудно сказать, лицедейство это или искренность, ведь Михалков первостатейный актёр и, значит, верит в «предлагаемые обстоятельства». То он убеждает, что, случись настоящая волна народного протеста, она сметёт и тех, кто поднимал её, то заявляет, что истинный герой (речь о «12») — тот, кто первым идёт против всех. А на вопрос, может ли человек загасить божью искру в себе, отвечает: «Да, если он решит, что это его собственность».
Стал ли разящий «Бесогон» компенсацией за утраченную народную любовь, попыткой установить прямую связь с теми, кто всё реже приходит в кинотеатры на картины Михалкова? Выпуски программы нечасто расходятся на цитаты, оставаясь в поле дружественного малофеевского «Царьграда» да подобных одиозных ресурсов. И вряд ли их аудитория заменит тех, кто сочувствовал героине «Пяти вечеров», повторявшей как заклинание: «Только б не было войны!» Или плакал от счастья, глядя, как маленький Илюша Обломов бежит по бескрайнему полю, не ведая ни тяжёлой поступи государства, ни страха внутренней пустоты.
* Российский журналист Юрий Дудь внесен в реестр иноагентов в РФ.
** Украинский журналист Дмитрий Гордон внесен в российский список экстремистов и террористов