В судах Новосибирской области идут арбитражные процессы, грозящие завершиться кардинальным переделом регионального энергетического рынка. Владелец АО «Новосибирский завод «Экран» и ЗАО «Экран-Энергия» Эдуард Таран предъявил к сбытовой компании АО «Новосибирскэнергосбыт» иски на общую сумму в 750 млн рублей. Многие участники рынка говорят, что таким способом реализуется масштабная рейдерская схема, по итогам которой Таран может стать «королем» региональной энергетики — монополистом, диктующим свои условия всей промышленности. Давно известно, что бизнес-модель Тарана построена на методах запугивания и шантажа, которые беззастенчиво реализуются при поддержке судебных и силовых структур Новосибирской области.
В начале октября сибирские газеты горячо обсуждали трудоустройство бывшего мэра Новосибирска, губернатора Новосибирской области и Красноярского края, президентского полпреда в Сибирском федеральном округе Виктора Толоконского. Политический тяжеловес, писали СМИ, похоже, устроился на уютную синекуру «свадебного генерала» — его взял на работу в качестве советника президент «РАТМ-Холдинга» Эдуард Таран.
Однако люди, хорошо знакомые с историей слияний и поглощений сибирских предприятий, сомневаются, что новая должность Толоконского будет строго представительской. Авторитетные связи и федеральная влиятельность Виктора Александровича никуда не делись, а собственник «РАТМ-Холдинга», получается, эти ценные навыки «приватизировал». В Новосибирске ни для кого не секрет, что самые громкие захваты активов, в конечном счете перешедших под контроль Эдуарда Тарана, были им осуществлены при покровительстве Толоконского: это и завод «Экран», и ОАО «НПО Элсиб», и ОАО «Сибэлектротерм», и ОАО «Икитимцемент», и прочие. Все они сейчас входят в «РАТМ-Холдинг». Таран — классический бизнесмен эпохи лихих 90-х, который своими проектами постоянно подогревает давно закрепившийся за ним статус рейдера. А потому неудивительно, что экс-губернатор устроился на работу в структуры Тарана именно в тот момент, когда олигарх затеял очередную судебную атаку, в которой просматриваются все признаки рейдерской операции. Объектом его повышенного интереса стала компания АО «Новосибирскэнергосбыт».
Виктор Толоконский
В отличие от предыдущих проектов, где Таран прибирал к рукам отдельные предприятия, теперь он решил действовать масштабнее: зачем каждый раз захватывать новый завод, если можно получить контроль над всеми предприятиями региона сразу? Достаточно завладеть, казалось бы, банальным, но незаменимым для всей промышленности ресурсом — главной энергосбытовой компанией региона.
Чтобы нюансы этой операции были понятны читателю, далекому от энергетики, нужно сначала провести небольшой ликбез: как устроена иерархия розничного рынка электроэнергии, пережившего, как известно, за последние три десятилетия немало реформ. На вершине этой «пищевой цепочки» стоят Производители электроэнергии — электростанции. Следом идут Сетевые компании, Сбытовые компании (так называемый Гарантирующий поставщик) и Абоненты — собственно потребители электроэнергии. Абоненты заключают договора энергоснабжения со Сбытовыми компаниями, которым на законодательном уровне запрещено владеть объектами электросетевого хозяйства. А технологическое присоединение к электросетям осуществляется между Абонентом и Сетевой компанией, которая подключается к Производителю электроэнергии.
Эдуарда Тарана блеск этой иерархии привлекает давно, причем он вознамерился контролировать все её ступеньки, невзирая на законодательные ограничения. Так, в 2014 году деловое издание «Континент Сибирь» сообщило о претензиях президента «РАТМ-Холдинга» на строительство собственной ТЭЦ. На реализацию этого проекта Таран рассчитывал получить бюджетные деньги, позиционируя его как социально значимый: ТЭЦ, по его словам, могла бы обеспечивать электричеством и теплом не только завод «Экран», но и некоторые микрорайоны города. Газета, правда, уточняла, что за громким наименованием стояла обычная заводская котельная, и высказывала сомнения, что проект будет инвестиционно поддержан городскими властями Новосибирска. Объем бюджетных инвестиций оценивался в 300-360 млн долларов (без малого 23 млрд руб по нынешнему курсу), а их насущная необходимость не была очевидной: никакого особого дефицита электроэнергии жители и предприятия города не испытывали. Но, как говорится, лиха беда начало, к тому же параллельно Таран завершал создание собственной сетевой компании — ЗАО «Экран-Энергия». А главное — за его спиной стояло сверхмощное лобби в виде Виктора Толоконского, безраздельно правившего регионом почти 30 лет, и все эти годы могущественного чиновника с олигархом связала крепкая — и, судя по всему, взаимовыгодная — дружба.
Но вопрос с ТЭЦ, как и предполагали журналисты, пока что «повис в воздухе», точнее, руководство города решило отдать тепловую нагрузку котельной завода «Экран» системе теплоснабжения от ТЭЦ-4 «Сибирской генерирующей компании». Видимо, поэтому Эдуард Таран решил вести экспансию в энергетическом секторе с другой стороны. А именно: его внимание привлекла сбытовая компания — АО «Новосибирскэнергосбыт».
Из неофициальных источников известно, что господин Таран поначалу пытался честно купить АО «Новосибирскэнергосбыт». Но, как известно, всё, что честно, обычно бывает дорого. И тогда владелец «РАТМ-Холдинга» пошел по проверенному варианту «Б».
Наверняка не случайно этот план созрел у Тарана ровно в тот период, когда «Новосибирскэнергосбыт» находился в состоянии корпоративного конфликта. Для акционеров это было проблемой, а для Тарана, разумеется, — возможностью захватить столь ценный актив.
Татьяна Подчасова
Чтобы осуществить задуманное, рейдер заблаговременно «купил» в «Новосибирскэнергосбыте» инсайдера — им стала генеральный директор Татьяна Подчасова. В тандеме с Подчасовой Таран старательно срежиссировал план захвата предприятия и начал подготовительную работу. Однако тайное сотрудничество продлилось недолго: вскоре корпоративный контроль акционеров над компанией «Новосибирскэнергосбыт» был восстановлен, а скомпрометировавшая себя окончательно Подчасова отстранена от должности. Надо отдать должное, «своих» Таран не бросает: Подчасова теперь официально работает в его структурах, и они вместе, уже не скрываясь, продолжают реализовывать сценарий захвата «Новосибирскэнергосбыта».
А сценарий этот таков.
Подконтрольный Тарану завод «Экран», являясь одним из из абонентов «Новосибирскэнергосбыта», подал на сбытовую компанию иск (под номером А45-27068/15) о возмещении убытков в размере 90 млн рублей, вызванных перебоями в подаче электроэнергии. По заявлению абонента, ненадлежащее качество услуг со стороны гарантирующего поставщика привело к выходу из строя стекловаренной печи №5, ремонт и простой которой обошлись в указанную сумму. При этом 90 млн стали лишь первым шагом на пути наращивания финансовых требований к сбытовой компании — именно такую стратегию захвата выбрал на этот раз Эдуард Таран.
Надо сказать, что в неформальных беседах с другими бизнесменами Таран нередко хвастался, что в судах Новосибирской области у него «всё схвачено», и это не пустые слова. Благодаря дружбе с Виктором Толоконским, рейдер давно познакомился с высокопоставленными лицами, ответственными за «закон и порядок» в регионе. Сегодня каждый, кто сталкивался с Эдуардом Тараном, знает, что он искусно дирижирует судебными и правоохранительными органами Новосибирской области для достижения своих целей. И удается это благодаря тесному и взаимовыгодному «сотрудничеству» с Еленой Козловой (председатель Арбитражного суда Новосибирской области) и не последними людьми в Прокуратуре Новосибирской области.
Елена Козлова
У г-жи Козловой весьма странное для председателя арбитражного суда представление о правосудии: она, не стесняясь, дает прямые указания местным судьям, как им стоит рассматривать дела в интересах Тарана, а все возражения пресекает в жесткой форме. Правой рукой Козловой выступает Ольга Дмитриева. Очень удобно, что она одновременно является заместителем председателя Арбитражного суда Новосибирской области и председателем гражданской коллегии суда.
Но не так страшен гражданский иск, как уголовное дело. И если надо кого-то припугнуть уголовным преследованием или в рамках оперативно-розыскных мероприятий решить локальные задачи, то на помощь Тарану всегда придут «прикормленные» прокуроры.
Понятно, что с такой мощной поддержкой и «инструментарием», Таран выбрал привычный ему «арбитражный» метод получения главной сбытовой компании региона. Благо, законодательство позволяет его заводам предъявлять любые претензии в адрес «Новосибирскэнергосбыта», ну а Козлова вместе с Дмитриевой всегда любезно объяснят местным судьям, что к чему, если они вдруг собрались рассматривать дела по букве закона.
И неудивительно, что при первом же рассмотрении иска на 90 млн судья Арбитражного суда Новосибирской области Сергей Зюзин полностью удовлетворил требования истца. Правда, суд второй инстанции всё же решил «сохранить лицо», указать владельцу «Экрана» на допустимые «берега» и снизил сумму требований в два раза — до 45 млн руб.
Не исключено, что определенное влияние на позицию суда оказали публикации СМИ, из которых следовало, что проблема качества поставок электроэнергии, мягко говоря, надуманная. Так, газета «Континент Сибирь» выяснила, что на других предприятиях региона, получавших электричество о того же поставщика АО «Новосибирскэнергосбыт», подобных проблем не возникало вовсе. К примеру, генеральный директор ООО «Завод «Металл-Сервис» Реваз Заркуа, слова которого приводит издание, сказал, что отключений электроэнергии ни в прошлом году, ни в текущем на предприятии не происходило. Представители ЗАО «Опытный завод электропривода» посетовали на коммуникативный «провал» в отношениях с энергетиками, но при этом никаких провалов напряжения вспомнить не смогли. Да и гендиректор Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий (МАРП) Юрий Бернадский заявил, что «жалоб от промышленников на провалы напряжения не поступало». Получается, что единственной жертвой таких провалов стала несчастная стекловаренная печь №5 новосибирского завода «Экран», что само по себе подозрительно...
Но маленькая «поправка» требований истца судом второй инстанции не особо нарушила планы Эдуарда Тарана. Поскольку главное для него решение было принято на других слушаниях и по другому иску (номер дела А45-21172/18): судья Галина Емельянова отказала сбытовой компании «Новосибирскэнергосбыт» в регрессном иске к сетевой компании АО «Региональные электрические сети» (РЭС). И таким образом суд своими руками построил очень удобную для Эдуарда Тарана конструкцию, которая позволяет ему бесконечно наращивать финансовые претензии к АО «Новосибирскэнергосбыт», уже лишенному возможности делить с кем-либо ответственность.
Для лучшего понимания коллизии нужно коротко объяснить формулу взаимных требований, работающую в подобных случаях. Законодательство позволяет гарантирующему поставщику переадресовать претензию (то есть, выдвинуть регрессом требование) в адрес сбытовой компании — эта формула универсальна для всей энергетической отрасли. В нашем случае АО «Новосибирский завод «Экран» и АО «Новосибирскэнергосбыт» заключили договор энергоснабжения. Во исполнение этого договора АО «Новосибирскэнергосбыт» подписало контракт с АО «РЭС» — на поставки электроэнергии в адрес «Экрана» либо напрямую, либо опосредованно через иные сетевые компании. А «РЭС» еще один договором в качестве сетевой компании-посредника определила ЗАО «Экран-Энергия», подконтрольное Эдуарду Тарану. То есть стекловаренная печь № 5, принадлежащая заводу «Экран», которым владеет Таран, технологически подключена к сетевой компании «Экран-Энергия», которой тоже владеет Таран!
И теперь смотрите, какая интересная получается картина. «Экран» выдвигает существенную материальную претензию к «Новосибирскэнергосбыту», тот, в свою очередь, подает регрессный иск к АО «РЭС», а последняя может переадресовать требования к «Экран-Энергии» — Эдуард Таран это прекрасно понимает. Однако стоит, к примеру, Виктору Толоконскому сделать нужный звонок (а Тарану подкрепить этот звонок нужной «благодарностью»), как цепочка рушится! Судья отказывает гарантирующему поставщику в регрессном иске к сетевой компании; это решение, конечно, будет обжаловано, и не раз. Пойдут апелляционные суды, недели, месяцы, может быть, даже годы слушаний в разных инстанциях... За это время Таран успеет спокойно ликвидировать свою «Экран-Энергию», и даже если суд в конце концов примет регрессный иск «Новосибирскэнергосбыта» к «РЭС», последней переадресовывать претензии будет просто не к кому.
То, что Таран рассчитывает именно на такое развитие событий, наглядно показывает их хронология. 5 марта 2019 года судья Емельянова отказывает АО «Новосибирскэнергосбыт» в регрессном иске к сетевой компании, и ровно на этот же день — 05.03.2019 г. назначается судебное заседание по новому иску Тарана к АО «Новосибирскэнергосбыт» (А45-2239/2019). При этом сумма требований с первоначальных 90 млн возрастает аж до 750 млн рублей!
Дальше, 26 июля 2019 г. АО «Новосибирский завод «Экран» как единственный акционер принимает решение о ликвидации ЗАО «Экран-Энергия». То есть, теперь АО «РЭС» будет «кормить» стекловаренную печь № 5 электричеством напрямую, а то, что юристы «Новосибирскэнергосбыта» продолжают ходить по апелляционным инстанциям, пытаясь обжаловать «отказное» решение по регрессному иску в «РЭС», Тарана уже мало волнует.
Его задача теперь — наращивать претензии к сбытовой компании, как снежный ком. Второй иск на 750 млн руб. еще не рассмотрен, но рейдер, будучи уверенным в успехе, уже готовит к подаче третий многомиллионный иск против «Новосибирскэнергосбыта», и, видимо, не последний. Всё идет по плану: опираясь на поддержку своих влиятельных друзей — служителей Фемиды, Таран продолжает штамповать иски, которые очень быстро превращаются в нужные судебные решения. Очевидно, что у АО «Новосибирскэнергосбыт» фактически нет шансов победить в суде, и оно рискует попасть в коллекцию захваченных Тараном предприятий.
На месте закрытой «Экран-Энергии», скорее всего, будет создана новая сетевая компания, а там, глядишь, и «реанимируется» идея о создании ТЭЦ. Ведь не случайно Виктор Толоконский, комментируя свое назначение в «РАТМ-Холдинге» для РБК, говорил, что намерен «участвовать в переговорах по вопросам государственно-частного партнерства» (это так сейчас, видимо, называют рейдерство).
Удивительно, что с 90-х годов прошла уже треть века, а мы по-прежнему встречаем «хозяев» регионов России, таких как Эдуард Таран, чьи действия покрываются судебными и правоохранительными органами.
Юрий Строгин