Как стало известно "Ъ", заключенный в «Матросской Тишине» известный московский решальщик Дионисий Золотов вместе с бывшим начальником изолятора Владимиром Клочеком и двумя его заместителями избежали уголовной ответственности за ремонт СИЗО, проведенный силами самих сидельцев. В ходе проверки СКР было установлено, что в их действиях отсутствует состав преступления. Заключенные сами ремонтировали камеры, при этом руководство изолятора не получало взяток: счета СИЗО никто не пополнял, а все купленные для ремонта материалы поступали в изолятор строго по накладным.
Как сообщил адвокат Роман Кандауров, защищающий обвиняемого в мошенничестве Дионисия Золотова, проверка в столичном СИЗО №1 («Матросская Тишина») началась после сообщений в СМИ о том, что в этом изоляторе функционируют комфортабельные ВИП-камеры, в которых в привилегированных условиях содержатся состоятельные заключенные, оплатившие свое комфортное пребывание в заключении. После этих публикаций был уволен заместитель начальника «Матросской Тишины» по оперативной работе Алан Гадзаонов, а трое сотрудников оперативного отдела СИЗО были привлечены к «строгой дисциплинарной ответственности». Начальник же изолятора Владимир Клочек ушел на пенсию.
Однако, как сообщил господин Кандауров, проверка ГСУ СКР по Москве, завершившаяся 2 марта, не выявила никаких нарушений в изоляторе. «Проверяющие должны были прояснить два вопроса: законно ли проводился ремонт в "Матроске" и имели ли место факты продажи администрацией изолятора мест в отремонтированных камерах. Но ни один из этих противоправных фактов своего подтверждения не нашел,— отметил господин Кандауров.— Хотя данные о проведенном за счет моего подзащитного ремонте во втором корпусе подтвердились».
В постановлении следственного управления СКР по Москве об отказе в возбуждении дела (копия имеется) утверждается, что находящийся под следствием за мошенничество известный решальщик Дионисий Золотов «в сентябре 2017 года... обратился с заявлением к руководству ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Москве с просьбой — предоставить ему возможность работать». При этом, отмечается в постановлении, сиделец «предложил свои услуги на безвозмездной основе по осуществлению ремонтных работ в камерах для содержания следственно-арестованных».
Руководство СИЗО приняло это предложение, и в скором времени в СИЗО начали поступать необходимые стройматериалы. Руководство СИЗО выделило под ремонт режимный корпус №2, предложив «начать с 5-го этажа». После чего, как сказано в постановлении, Дионисий Золотов «вместе с остальными следственно-арестованными приступил к производству ремонтных работ». Стройматериалы поступали в СИЗО-1 через адвокатов «на основании официально заключенных договоров благотворительной помощи и актов приема-передачи». Кроме камер, на средства Дионисия Золотова были отремонтированы спортзал и прачечная, куда были закуплены новые стиральные и сушильные машины.
Проверка также установила, что «никаких денежных средств сотрудникам ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Москве он (Дионисий Золотов) не передавал», а «камеры, отремонтированные на благотворительные пожертвования, он не покупал». Хотя вклад заключенного и его добровольных помощников-сидельцев руководство изолятора учло. Как следует из постановления, по окончании ремонта в первых восьми камерах «Дионисий Золотов был переведен из 7-го режимного корпуса... в отремонтированную им самим и другими арестованными камеру №275 5-го корпуса СИЗО». Правда, как сообщил другой адвокат — Иван Миронов, из-за развернувшегося в СМИ вокруг ремонта скандала Дионисия Золотова потом вернули в обычную камеру, где содержалось еще 20 заключенных, а в отремонтированные помещения «посадили каких-то таджиков, которые к ремонту не имели никакого отношения».
Решение об отказе в возбуждении уголовного дела было положительно воспринято и правозащитниками. Так, член общественного совета при ФСИН России Алексей Лобарев заявил, что «приветствует подобное решение Следственного комитета». «Люди, содержащиеся в изоляторах, еще не осуждены и поэтому имеют полное право на человеческое содержание,— заявил господин Лобарев.— Однако остаются вопросы к руководству ФСИН, которое до окончания проверки уволило несколько сотрудников "Матросской Тишины", тем более что ФСИН испытывает определенный кадровый голод».
В "Матросской тишине" погиб Владимир Евдокимов, считавшийся фаворитом Сергея Чемезова и куратором «серых» финансовых схем «Роскосмоса». Ожидалось, что он даст показания о хищении 200 млн рублей путем многократной перепродажи произведенного на базе РСК «МиГ» оборудования и искусственного завышения его стоимости.
Телеканал "Дождь" напоминает о том, что дело на экс-губернатора Никиту Белых также завели не без участия Дионисия Золотова. Бизнесмен, который принес взятку Белых — Юрий Судгаймер, — за два года «до» пришел в ФСБ, но вовсе не на Белых жаловаться, а на Дионисия Золотова. Тот когда-то пообещал предпринимателю (благодаря своим связям среди силовиков) завести уголовное дело на его бизнес-партнера. Но в итоге стал вымогать деньги со всех участников конфликта.
По данным «Руспрес», скандал, связанный с ремонтом камер следственного изолятора, начался с подачи правозащитников из Общественной наблюдательной комиссии, в частности замглавы ОНК Москвы Евы Меркачевой. Активность правозащитников выглядит, как месть за их коллегу Дениса Набиуллина, обещавшим за $500 тыс организовать освобождение «решальщика». Ранее неоднократно судимого Дионисия Золотова сейчас обвиняют в мошенническом хищении 80 млн рублей у вдовы исполнительного директора по контролю за качеством и надежностью госкорпорации «Роскосмос» Владимира Евдокимова, которого он обещал освободить из-под стражи и который погиб в следственном изоляторе при загадочных обстоятельствах.