Юлия Латынина, femme fatale отечественной политологии, раскрыла секрет Полишинеля, о котором уже второй месяц шушукаются анонимные телеграм-каналы: коммунистический кандидат Павел Грудинин, выскочивший, как чертик из табакерки, прямо к президентским выборам, не является самостоятельной политической фигурой. В своей авторской передаче «Код доступа» на радио «Эхо Москвы» она поделилась своими подозрениями об ангажированности Грудинина буквально со всей страной.
«Грудинин – это такой коммунистический гомункулус, изготовленный в лабораториях Володина – вдруг начал показывать чудеса рейтинга. ВЦИОМ опубликовал рейтинг, согласно которого Грудинин – второй после Владимира Владимировича с результатом почти 8%. У Владимира Владимировича – 81%, у Грудинина – 7,9%, - сообщила, в частности, известная радиоведущая. - Володин, как я понимаю, продвигает идею, что если есть Грудинин, то Собчак не нужна. И это понятно, потому что если есть прирученный, добрый домашний коммунистический пес, который прекрасно знает, как носить палку и все остальное, зачем эта злобная сучка, которая ведет себя ровно не так, как от нее ожидали?»
Конечно, не ко всем словам Юлии Латыниной стоит прислушиваться, ведь ее репутация примерно поровну состоит из профессионализма, скандальности и эпатажа. В позапрошлом году она прославилась как жертва фекального покушения, в прошлом – с громким шумом эмигрировала из России, пообещав «в ближайшее время» не возвращаться. Впрочем, эти неприятности нисколько не мешали ей высказывать свое, как правило, весьма эпатажное, мнение практически обо всех громких новостных темах – от скандала вокруг «Матильды» до процитированного выше пассажа о Павле Грудинине.
В данном случае, как и всегда, в словах Латыниной за словесной мишурой про Собчак оказался спрятан один важный смысл: за выдвижением Грудинина стоит фигура Вячеслава Володина. Но зачем главе Государственной Думы понадобилось разыгрывать схему с заменой «вечного» Зюганова на красного олигарха?
Все предыдущие крупные выборы с 2011 года (которые как раз и курировал Володин) проходили с использованием одной тактики – контролируемое снижение явки избирателей на фоне демонизации любого типа оппозиции. Исключением являлись лишь выборы мэра Москвы в 2013 году, когда ставшее сенсационным участие Навального в электоральной гонке едва не обернулось еще более сенсационным вторым туром.
В преддверии президентской кампании-2018, которая должна стать для действующего главы государства Владимира Путина своего рода референдумом о доверии,стало понятно, что привычный механизм нужно срочно менять. Тем временем в Управлении внутренней политики произошла смена команды, а бывший ее основной политтехнолог Вячеслав Володин возглавил нижнюю палату российского парламента. С официальной точки зрения это безусловное повышение в должности, но на самом деле оно означает серьезное ослабление реальных позиций в неформальном рейтинге «кто есть кто в российской политике».
В конце декабря 2016 года Администрацией президента были озвучены текущие электоральные задачи: 70% явки при 70% голосов за «основного кандидата». Чтобы не допустить ошибок 2013 года, от выборов был отстранен Алексей Навальный. Впрочем, прогнозировавшийся многими экспертами взрыв недовольства обернулся пшиком, поскольку реальный уровень поддержки главного оппозиционера страны так и не перевалил за проценты статистической погрешности.
У молодой и аполитичной части аудитории интерес к выборам подогрело выдвижение Ксении Собчак. Системная оппозиция традиционно готовилась набрать свои 15-20%, демократические партии, тоже как всегда, не смогли выдвинуть единого кандидата. Пока все перечисленные действующие лица вели активную борьбу за явку избирателя, Вячеслав Володин, традиционно имеющий тесные связи с КПРФ, внезапно придумывает нового кандидата от левых сил – Павла Грудинина.
Прямо со старта новый персонаж развил бурную деятельность – поездки по стране, громкие заявления, десятки интервью. В считанные недели рейтинг никому не известного и весьма сомнительного с точки зрения собственной партии кандидата приближается к 8%, что не может не вызывать вопросов у внимательного наблюдателя. Очевидно, Грудинина «двигают», причем «двигают» очень грамотно и технично.
Цели, которых господин Володин рассчитывает достичь с его помощью, никакого секрета не составляют. Отправленный недавно в почетную ссылку в Госдуму, он явно был бы не прочь вернуться обратно в Администрацию президента или каким-то иным способом увеличить собственный политический капитал. А сделать это можно, например, наглядно продемонстрировав свои политтехнологические «таланты» или дискредитировать бывших коллег.
Время сегодня играет против Володина. Госдума, как принято считать, является скорее техническим органом, чем средоточием реальной политической власти. И даже там у него не все ладится – недавний скандал с карточками регистрации ЛДПР, внезапно пропавшими перед первым в новом году заседанием парламента, нанес по репутации спикера чувствительный удар.
Впрочем, и без либерал-депутатов у бывшего всесильного сотрудника Администрации президента теперь достаточно поводов для беспокойства. Журналисты то раскопают «бизнес-империю», по документам принадлежащую 80-летней матери политика, то припомнят ему сомнительную историю с девушкой, раненой кем-то из гарпунного ружья во время совместной с Володиным прогулки на яхте. Даже вполне невинные сообщения в СМИ о квартире на Патриарших прудах стоимостью в треть миллиарда вызывают у Володина и его помощников весьма нервную реакцию. Наверное, экс-замглавы кремлевской администрации полагает, что достаточно вернуть свое прежнее влияние – и все опять будет по-старому. Но, как известно, нельзя дважды войти в одну и ту же реку…