По версии составителей оксфордского словаря английского языка, прилагательное "токсичный" (toxic) стало словом 2018 года.
Отражая настроение людей в уходящем году, определение "токсичный" вышло за рамки химии, где служило для характеристики свойств веществ и элементов и стало термином культурного значения, используемом как в буквальном смысле, так и в переносном. Обычно это слово использовалось в словосочетаниях "токсичное вещество", "токсичная атмосфера" и "токсичные отношения".
В российской журналистике и блогосфере "токсичными" чаще всего называли отношения, связанные с политикой и политиками, чьи действия или высказывания раздражали общество и наносили вред репутации власти.
К таким политикам, после сентябрьского визита президента России на Ставрополье, безусловно
отнесли и губернатора Владимирова. Слишком уж демонстративно дистанцировался президент от главы региона. Ни один из информационных каналов, освещавших этот визит, не показал их рядом. Выходит, Путину безопаснее для репутации общаться с садоводом
Айдыном Шириновым, которого "Открытая газета" и другие ставропольские СМИ открыто обвиняли в рейдерских захватах крестьянских наделов и мошенничестве на миллионы рублей, чем с действующим губернатором Ставропольского края.
Главную причину токсичности Владимирова для российской власти эксперты видят в криминальном окружении главы Ставрополья. Не проходит и месяца без скандалов, связанных с арестами и задержанием чиновников, но масштабы проникновения людей с сомнительной репутацией во власть не снижаются и происходит это с подачи самого губернатора Владимирова.
В мае 2014 года губернатором Владимировым был назначен на должность ГКУ СК "Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения" Олег Гоноченко, а уже в сентябре того же года он был задержан сотрудниками правоохранительных органов во время получения части взятки в общем размере 67 млн рублей у двух компаний-подрядчиков, осуществлявших противопаводковые мероприятия. Гоноченко, установивший фиксированную ставку так называемого "отката": 15% от общей суммы господряда от одной фирмы и 20% от суммы другого, сужден на 8 лет и 4 месяца к отбыванию в колонии строгого режима.
Губернатор Владимиров не мог не знать, что тот уже был осужден в 1989 году за совершение преступлений, предусмотренных статьями УК РСФСР
"Истязание" и
"Вымогательство" и тем не менее лично предоставил Гоноченко неограниченные полномочия по утверждению документации всем подрядчикам.
Чуть больше рэкетира Гоноченко продержался на должности министра образования и молодежной политики края Василий Лямин. В феврале 2015 года оперативные сотрудники ФСБ
задержали его при передаче взятки в общем размере 4,5 млн рублей от директора одного из техникумов.
Как было доказано следствием и гособвинением, Лямин требовал откат в размере 25% от субсидии, полученной техникумом из федерального бюджета в рамках госпрограммы "Модернизация профессионального технического образования". А если деньги не передаст, то пригрозил директору увольнением и проверками. Лямин осужден на 7,5 лет к отбыванию в колонии строгого режима.
Назначая в январе 2014 года на должность представителя губернатора Ставропольского края в муниципальном образовании Ставропольского края Андрея Уткина, Владимирова абсолютно не смутило, что тот, в ноябре 2007 обвинялся по ч. 1 ст. 327 УК РФ (подделка официальных документов) и ч. 2 ст. 286 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями). Первое дело было прекращено в связи с истечением срока давности, а по второму Уткин был осужден условно.
С 2015 года началась череда скандалов, связанных с нарушением Уткиным положений федерального закона №273-ФЗ "О противодействии коррупции", что выудило Уткина в 2016 году уволиться с занимаемой должности. А уже в 2017 году он был задержан вместе с начальницей отдела кадров Министерства здравоохранения края Инной Намм при попытке совершения преступления, предусмотренного статьей 159 часть 4 УК Российской Федерации — покушение на мошенничество. В настоящее время Уткин находится в СИЗО.
Характерной деталью для этого случая стало противостояние прокуратуры края и губернатора Владимирова. Когда Уткин уволился с должности постпреда губернатора по собственному желанию, прокуратура края потребовала изменить формулировку увольнения "в связи с утратой доверия". И все судейские инстанции признали губернатора нарушившим требования федерального закона "О противодействии коррупции", поскольку он не проверил достоверность декларации своего подчиненного и не уволил его, когда вскрылись нарушения. Но Владимир проигнорировал решения судов и продолжал выгораживать Уткина, как будто был чем-то ему лично обязан.
Еще один полпред губернатора Владимирова — Сергей Батынюк в январе 2017 года был заключен под стражу за получение незаконного вознаграждения в размере 12 млн рублей. В начале января 2019 года Ессентукский городской суд начал рассмотрение громкого уголовного дела по существу.
Проигнорировал губернатор Владимиров и нелицеприятные сведения о криминальном прошлом третьего своего полпреда — Льва Травнева, которого "Новая газета" и еще ряд СМИ связывали с бандой киллеров, на счету которой было более 50 убийств. Ее лидеру Валерию Попову, вместе с Травневым прокуратура Кисловодска предъявляла обвинение в связи с вымогательством и похищением человека. Позже Попов был осужден к пожизненному заключению, а уголовное дело, в котором фигурировала фамилия Травнева, как сообщали журналисты, испарилось из архивов прокуратуры.
Не смутил Владимирова и тот факт, что Травнев почти два десятка лет незаконно занимал муниципальные должности, предоставляя копии не существующего диплома о высшем образовании. Прикубанским районным судом Карачаево-Черкесии было подтверждено, что Травнев на самом деле не обучался в Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии (ранее Карачаево-Черкесский технологический институт), как он заявлял ранее. Несмотря на доказанность этого факта судом, Травнев остается на высокой государственной должности.
В декабре 2017 года главой Георгиевского городского округа при поддержке правительства, "Единой России" и губернатора Владимирова был назначен Максим Клетин, который только в марте 2015 года был освобожден из СИЗО Владикавказа, где находился во время расследования уголовного дела по ч. 3 ст. 162 УК РФ (разбой, совершенный с незаконным проникновением в жилище). В ходе разбойного нападения, на предпринимателя, совершенного в 2000 году, бизнесмен получил ножевое ранение, у него отобрали автомобиль и денежные средства. Однако уголовное дело в отношении Клетина было прекращено Советским районным судом Владикавказа по нереабилитирующим основаниям — в связи с истечением срока привлечения к уголовной ответственности.
В июне 2016 года в рамках расследования уголовного дела, возбужденного по ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность) и ч. 3 ст. 160 УК РФ (присвоение денежных средств) был уволен Владимир Вдовин, назначенный до этого губернатором на должность генеральным директором ГУП СК "Ставрополькрайводоканал". Оказалось, что Вдовин за счет средств предприятия купил особняк стоимостью 17 млн рублей, в котором поселился вместе с супругой и собакой.
В 2016 году аудитор Счетной палаты Александр Жданьков выявил нарушения в работе краевого Фонда поддержки предпринимательства, распределяющего субсидии, в том числе на развитие инноваций и поддержку экспорта. Установлено, что субсидии для поддержки экспортно-ориентированного бизнеса распределялись вообще без конкурса и представления об экономической отдаче от этих субсидий.
Назначенные губернатором Владимировым курировать эту деятельность первый вице-премьер Правительства Ставрополья Андрей Мурга и руководитель краевого Фонд поддержки предпринимательства Александр Гопа скрываются за границей. 21 января 2019 года в отношении бывшего министра экономики и экс-зампреда правительства Ставрополья Андрея Мурги возбуждено уголовное дело о мошенничестве по ч.4 ст. 159 УК РФ.
Кроме названных фамилий людей с криминальным связями, в окружении губернатора Владимирова можно назвать десятки чиновников, в отношении которых ведутся следственные и судебные действия.
Среди них помощник губернатора Валерий Евлахов (обвиняется в вымогательстве взяток у предпринимателей), директор ГУП "Корпорация развития Ставропольского края" Заур Абдурахимов и первый заместитель министра экономического развития Елена Кильпа (обвиняются в хищениях бюджетных средств при создании Интернет-портала "Ставропольское качество"), министр строительства, дорожного хозяйства и транспорта Игорь Васильев, двое его заместителей Андрей Лазуткин и Ирина Коваленко (Ефимова), начальник отдела планирования и осуществления закупок товаров, работ и услуг этого же министерства Юрий Яковлев, 1-й замминистра ЖКХ Ставрополья Сергей Бычков, главы администрации Левокумского района Николай Напханюк (взятка), глава администрации Грачевского района Владимир Кухарев (служебный подлог), управляющей делами администрации Предгорного района Елена Юрченко (мошенничество, подделка документов), главы Пригородного сельсовета Леонида Малютина (мошенничество, подделка документов) и Светланы Виноходовой (превышение полномочий), начальник управления городского хозяйства администрации Кисловодска Павел Ткаченко (превышение полномочий) и начальник управления по общественной безопасности, ГО и ЧС администрации Кисловодска Аркадий Зязин (превышение полномочий).
Всего же за время нахождения у власти губернатора Владимирова осуждены за коррупционные преступления более 40 глав муниципальных образований и их заместителей. Все они, в свое время, получали поддержку правительства, "Единой России" и самого губернатора. И это лишь верхушка криминального айсберга, управляющего Ставропольским краем. Но уже его достаточно, чтобы стало понятно, как при Владимире Владимирове Ставропольский край превратился в рассадник коррупции, а во власть проник явный криминал.
Неудивительно, что в таких условиях, Ставропольский край, по оценкам Генеральной прокуратуры, оказался лидером среди регионов СКФО по количеству преступлений.
Удивляет другое — с какой энергией губернатор Владимиров защищает свое криминальное окружение и противодействует деятельности правоохранительных органов по наведению порядка в регионе. Чего стоит только противостояние Владимирова и прокуратуры вокруг увольнения главы Минераловодского городского округа Сергея Перцева, совершившего многочисленные нарушения антикоррупционного законодательства на общую сумму в 20 млн. рублей.
Прокуратура дважды выносила представление на имя губернатора, инициируя отставку Перцева и не получив ответа вынуждена была обратиться в суд. Суд пришел к выводу, что глава региона самоустранился от исполнения своих обязанностей по противодействию с коррупции, и постановил: "Признать незаконным бездействие губернатора Ставропольского края по непринятию мер по инициированию удаления главы администрации Минераловодского городского округа Перцева С.Ю.".
Защищая своего назначенца, губернатор Владимиров как мог затягивал исполнение вступившего в законную силу судебного решения, Проволочки, позволили Перцеву вновь выдвинуть свою кандидатуру для участия в конкурсе на замещение должности главы Минераловодского городского округа. И опять суд был вынужден признать недействительными результаты перевыборов главы города на том основании, что конкурс проводился под влиянием коррупционных факторов.
В похожей ситуации, когда прокуратура опротестовала результаты муниципального конкурса по назначению Клетина, представленного губернатором на должность главы Георгиевского городского округа, Владимиров сумел протащить свою креатуру вопреки позиции правоохранителей.
Складывается впечатление, что Владимиров с первых дней своей деятельности на посту губернатора умышленно делает выбор в пользу людей с криминальным шлейфом и этот кадровый подход менять не намерен. Об этом же говорит и неизменное упорство, с которым он на пресс-конференциях защищает своих оскандалившихся и проворовавшихся подчиненных.
Мотивы, которые при этом движут главой Ставрополья понять трудно. Сами жители склоняются к двум версиям. Возможно, свою беспомощность и слабость, Владимиров пытается компенсировать рычагами криминального давления на бизнес и общество, либо сам является одним из элементов криминальной схемы по извлечению коррупционной ренты.
И то и другое печально ведь материальные потери от деятельности криминала в краевой власти измеряются миллиардами рублей. Ущерб, нанесенный Владимировым репутации власти в целом — неизмерим.
Противопоставив себя жителям Ставрополья и президенту Путину, который подчеркнул, что одним из приоритетов сегодняшней России должна стать атмосфера тотальной нетерпимости к коррупции и криминалу губернатор Владимиров со своим криминально-коррупционным окружением стал крайне токсичным политиком, вызывающим негативные эмоции как у избирателей, так и руководства государством. А в ситуации роста протестных настроений, он становится просто опасным для власти носителем антирейтинга.
Семен Нечаев