Информация о тайных консультациях Путина акционерами "Альфа-Групп" клеветой не признана

by topbloger 10. июля 2020 11:55
Фридман и Авен в Лондоне отсудили ?36 тыс. за ошибки в "досье Трампа".

Фридман и Авен в Лондоне отсудили ?36 тыс. за ошибки в "досье Трампа". Высокий суд Лондона частично удовлетворил иск акционеров "Альфа-Групп" Михаила Фридмана, Петра Авена и Германа Хана к британской Orbis Business Intelligence Limited, усмотрев ряд фактических ошибок в подготовленном компанией в 2016 году "досье на Трампа" в части, где упоминаются российские бизнесмены.

В постановлении судьи Марка Уорби указывается, что содержание доклада должно быть скорректировано, а Авену и Фридману полагается компенсация в размере 18 тысяч фунтов каждому.

Что касается остальной части исковых требований, Высокий суд Лондона не усмотрел в действиях составителя доклада фактов нарушения принципов обработки персональной информации, обозначенных в Законе о защите данных (Data Protection Act).

Как следует из материалов дела, российские предприниматели настаивали, что информация, оказавшаяся в распоряжении Orbis Business Intelligence и впоследствии отраженная в докладе, мало того что неточна, так еще и была обработана в нарушение первого принципа Закона о защите данных. Однако судья Уорби согласился с позицией британской компании в том, что она сделала все возможное для проверки поступивших от третьей стороны сведений и действовала в рамках закона.

Иск был подан в мае 2018 года. Позиции сторон были заслушаны судьей в марте этого года, указывается в постановлении.

Иски владельцев "Альфа-Групп" в США касательно "досье на Трампа"

Напомним, что из-за доклада Фридман, Авен и Хан подали три иска в клевете в американские суды. Один из них подан к бывшему британскому разведчику МИ-6 Кристоферу Стилу и компании Orbis Business Intelligence Limited, составителям досье. Второй — к компании Fusion GPS и ее руководителю Гленну Симпсону, заказавшим расследование, третий — к американскому изданию BuzzFeed и его сотрудникам, обнародовавшим досье широкой публике.

В рамках первого разбирательства российские предприниматели утверждали, что содержание доклада не соответствует действительности, а в результате его широко освещаемой публикации их репутация была опорочена. Однако американский суд в августе 2018 года удовлетворил ходатайство Стила и Orbis об отклонении иска на основании действующего в округе Колумбия закона о стратегических исках против общественного участия (Strategic Litigation against Public Participation / Anti-SLAPP), который призван защищать лиц, публикующих информацию в общественных интересах, путем запрета подачи к ним исков, основная цель которых — обременить ответчиков высокими судебными расходами.

Тогда судья Эпштейн пояснил, что в соответствии с формулировкой просьбы ответчиков, суд не ставил своей целью установить истинность или ложность утверждений, приведенных в досье, и не стремился установить, распространялась ли клевета. Вместо этого, отмечал судья, он изучил дело на предмет нарушения Anti-SLAPP, и Стилу с Orbis в результате удалось доказать, что положения данного закона распространяются на их действия, в то время как истцы не привели достаточных аргументов в свою пользу. В частности, не было предоставлено доказательств того, что ответчики заведомо знали о ложности распространяемой информации или применяли ее, несмотря на сомнения в ее правдивости.

Бизнесмены подали апелляцию на это решение, но суд в июне этого года оставил ее без удовлетворения.

В рамках второго разбирательства Fusion GPS и Симпсон аналогичным образом требовали отклонить иск без рассмотрения, ссылаясь, в том числе, на Anti-SLAPP, однако в январе 2019 года суд пришел к выводу, что данный закон не применим в разбираемом им деле.

В то же время суд установил, что материалы досье, в том числе о якобы "коррумпированности" истцов и их предполагаемом вмешательстве в президентские выборы в США, действительно могли достаточно негативно интерпретироваться читателями, указав, что в этом отношении клеветнический характер материалов был заявлен в иске должным образом. Суд также признал обоснованными претензии истцов в отношении распространения сведений досье и проявленной Fusion и Симпсоном халатности, поскольку те знали, что информация была получена из неизвестных им источников и не была проверена.

Что касается разбирательства с BuzzFeed, ответчики в июне 2019 года уведомили Верховный суд Нью-Йорка о требовании в упрощенном порядке отклонить иск о клевете, настаивая на том, что СМИ вправе обнародовать информацию, которая затрагивает вопросы, относящиеся к деятельности официальных властей, и ситуация с досье якобы соответствует этому требованию.

Российские предприниматели возражали против этого утверждения, потребовав от суда лишить BuzzFeed возможности защищаться по этому основанию, однако соответствующее ходатайство было отклонено.

На данный момент вопрос о приемлемости иска к изданию все еще находится на рассмотрении суда в Нью-Йорке.

"Досье на Трампа"

В июне 2016 года, в разгар предвыборной президентской гонки в Соединенных Штатах, Стил и его компания были наняты компанией Fusion GPS, чьей специализацией являются политические исследования. Fusion, исполняя заказ Демократической партии США, поручила Стилу составить досье на Дональда Трампа, бывшего тогда кандидатом на пост президента страны.

Стил работал над досье в период с июня по октябрь 2016 года. Итоговый документ состоял из 17 отчетов, один из которых включал информацию о владельцах "Альфа Групп". Документ был опубликован изданием BuzzFeed в январе 2017 года.

***

Михаил Фридман: "Зачем нам нужен был Говорун, если у нас есть Петр Авен, который хорошо знал Путина еще с 1992 года"

Оригинал этого материала
© Forbes.ru, 29.12.2017, Михаил Фридман — о жизни в Лондоне, банковском кризисе и агентах Кремля

Елена Березанская, Екатерина Кравченко

Основатель «Альфа-Групп» и крупнейший акционер люксембургского холдинга LetterOne Михаил Фридман ни разу не давал интервью российским деловым СМИ. Исключение он сделал для Forbes

Фридман живет в Лондоне и является налоговым резидентом Великобритании, но по-прежнему имеет сильные связи с Россией: здесь у него менее 50% состояния. Среди крупных активов — Альфа-­банк, X5 Retail Group и ПАО «Вымпелком» (часть глобальной VEON).

Переезд в Лондон стал для Фридмана новой страницей жизни. После продажи 25% ТНК-ВР в 2013 году за $14 млрд он и его партнеры зарегистрировали холдинг LetterOne. Одна из сложностей работы на новой территории — это политическая составляющая, которая сильно влияет на бизнес, признает Фридман. «Нас воспринимают как русских олигархов вне зависимости от того, что мы делаем», — отмечает он. Об этой новой странице в жизни и бизнесе, банковском кризисе в России, «досье на Трампа» и связях с Кремлем он рассказал в интервью Forbes. [...]

Вы не боитесь персональных санкций, которые США планирует ввести в феврале? В базах, которые отслеживают принадлежность людей к категории PEP (politically exposed persons) Вас называют другом Владислава Суркова. В «досье на Трампа» написано, что Вы и Петр Авен до сих пор неофициально консультируете Путина по США, что посредником между вами и Путиным является Олег Говорун, начальник управления президента по сотрудничеству с государствами СНГ, бывший заместитель начальника управления Альфа-банка по связям с госорганами, и что именно Говорун доставлял Путину в 1990-х от вас и Авена крупные денежные суммы.

Это полная чушь. Не только по содержанию полный бред, но и по форме. Вспомнили Говоруна, которого я не видел 20 лет. Зачем нам нужен был Говорун, если у нас есть Петр Авен, который хорошо знал Путина еще с 1992 года, когда он работал министром внешнеэкономических связей, а Путин — председателем Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга. И я никогда в жизни не встречался с Путиным один на один, всегда в коллективе — как член Бюро РСПП, например. С Владиславом Юрьевичем Сурковым я действительно учился на одном курсе в институте, это правда.

В мае Вы вместе с Германом Ханом и Петром Авеном подали в суд на Buzzfeed, который опубликовал «досье», в октябре — на фирму Fusion GPS, которая проводила расследование. Не кажется ли вам, что подача иска в суд привлекает лишнее внимание?

Нет, не кажется. Если не подаешь иск, это равнозначно молчаливому согласию. Они написали, например, что Говорун был посредником между нами и Путиным, когда Путин был еще заместителем мэра. Мы подняли все документы: к нам Говорун устроился на работу после того, как Путин закончил работать заместителем мэра. К тому же Говорун — москвич и вообще его не знал на тот момент.

Но суды длятся годами. Вы уверены в победе?

Суд может длиться три года, но мы на 100% уверены в победе, поскольку нас обвиняют в том, что мы не совершали никогда. Мы надеемся, что получим решение. Когда хочешь заниматься чем-то в Америке, ты волей-неволей имеешь дело с регулятором — тебе нужны лицензии, одобрения от CFIUS [Комитета по иностранным инвестициям США]. Для нас получение судебного решения в нашу пользу будет веским аргументом в глазах регулятора. Сейчас же любой клерк заходит в интернет и читает, что кто-то был посредником между нами и Путиным по взяткам. Захочет ли он нам в этом случае какое-то разрешение давать? Нет. Это логика любого бюрократа в мире. А если мы выиграем суд, это будет совсем другая история. Решение суда будет говорить в нашу пользу. [...]

Вы давали интервью про Березовского для книги Авена?

Давал, конечно. Я же Березовского знал.

А вы сами не хотите что-нибудь написать?

Я писал статью для журнала Forbes.

Я про большую книгу, про мемуары.

Видите ли, у меня пока нет времени. Много других дел.

Где вы в основном работаете?

В Лондоне. Я налоговый резидент Великобритании. У меня есть еще и гражданство Израиля, но я там не живу. Я живу в Лондоне.

У вас основная часть бизнеса теперь за границей?

Пока сохраняется более ли менее паритет.

Вы купили в Лондоне исторический особняк Athlone House. Что у него за история?

Это просто старый дом. Там много таких. В этом доме одно время располагался госпиталь королевских воздушных сил, потом он сменил еще нескольких хозяев.

До вас особняк принадлежал бизнесмену из Кувейта: он хотел снести дом и построить на его месте новый.

Да, они 10 лет пытались получить разрешение, но не смогли это сделать, и в итоге продали дом, а я купил.

Дом был построен в 1872 году. Наверное, реставрация будет сложной.

Реставрация и реконструкция будет долгой историей, но дом будет красивым.

Пишут, что он обойдется Вам 100 миллионов фунтов.

Нет, дом стоил 65 миллионов фунтов. Реконструкция не будет очень дорогой. Откровенно говоря, дом — это единственное, чего мне не хватает в Лондоне. В Москве у меня хороший дом, а там пока дома нет.

В Москве вы имеете в виду дом на Арбате?

На Арбате это квартира. Дом у меня в Троице-Лыково.

А где вы живете в Лондоне?

Снимаем, ничего страшного.

Ваши старшие дети уже закончили учебу в Америке?

Старшая дочка окончила Йельский университет, вторая дочка там еще учится и закончит в следующем году.

Ваша старшая дочь танцевала во время учебы в балетной труппе Йельского университета Yaledancers. Чем она сейчас занимается? Она бросила свое увлечение, уехав из Америки?

Нет, не бросила. Она подписала контракт с израильским национальным балетом. Я ей говорю, что она — самая образованная танцовщица в мире, с дипломом Йеля. Ну если нравится, пусть танцует. Она счастлива. Сын учится в Англии в Sevenoaks. Это хорошая школа, и учится он хорошо. Взрослый парень, симпатичный, выше меня.

Он с сыном Тинькова раньше занимался разными IT-проектами.

Да, с младшим, Пашей. Они такие друзья!

А младшая дочка?

Ей 11 лет, она живет в Москве. Подрастет и, наверное, тоже поедет куда-нибудь учиться.

blog comments powered by Disqus

Добавить комментарий



Список Компроматов

Избранное