Новое обвинение предъявлено следствием разработчику московской программы умных парковок Евгению Ахмадишину, которому наряду с мошенничеством теперь вменяется и коммерческий подкуп. Изменения в деле позволили главному следственному управлению (ГСУ) СКР не только утяжелить обвинение, но и увеличить фигурантам дела срок предварительного расследования, который уже подходил к концу. Недавно он был продлен до 30 января 2019 года. Подкуп появился в деле после того, как следствие получило показания одного из подрядчиков проекта, который поставил для столичной программы умных парковок электронные табло. По словам свидетеля, он в 2013 году через посредника передал деньги за участие в этом проекте.
Причем если вначале, по данным “Ъ”, свидетель говорил о 900 тыс рублей, которые якобы требовал господин Ахмадишин, то сейчас в материалах дела сумма отката возросла до 2 млн рублей, что позволило ГСУ СКР инкриминировать господину Ахмадишину уже подкуп в особо крупном размере. Также в рамках расследования была проведена экспертиза, согласно выводам которой стоимость самой программы была сильно завышена. По расчетам экспертов, работы, на которые из бюджета было выделено 640 млн рублей, в действительности можно было выполнить за 250 млн рублей. Источники в СКР отмечают, что после появления этих выводов из материалов дела исчезли формулировки о том, что фигуранты якобы внедряли за деньги столичного бюджета изначально неработающую систему умной парковки. Теперь следователи уверены, что обвиняемые лишь завысили стоимость системы, которая была вполне исправна.
Адвокат Николай Егоров, представляющий интересы господина Ахмадишина, считает обвинение в адрес своего подзащитного надуманным и составленным исключительно на показаниях заинтересованных лиц. «Следствие вдруг, спустя год, находит эпизод пятилетней давности, которому нет никаких объективных доказательств»,— отмечает господин Егоров. Во всяком случае, подчеркнул адвокат, у следствия нет «ни денег, которые якобы передавались, ни задокументированного факта их передачи».
Адвокат уверен, что новое обвинение понадобилось СКР исключительно для того, чтобы продлить сроки следствия и не дать его подзащитному выйти из СИЗО, где он находится больше года. «Вину ни по этому, ни по первому эпизоду мой доверитель не признает»,— отметил защитник.
В 2012 году структура Федеральной службы охраны ФГУП СВЭКО заключила контракт с дирекцией капитального ремонта (ДКР) правительства Москвы на строительно-монтажные работы по запуску в столице интеллектуальной системы мониторинга парковочных мест. Разработчиками технологии умных парковок, которая легла в основу внедряемой системы, стали выпускники МФТИ Евгений Ахмадишин и Юрий Бирченко, а их совместная компания «Интеллектуальные трафик-системы» (ИТС) взяла функции исполнителя инновационного проекта. Продукт, созданный ИТС, включал в себя парковочные датчики, радиостанции, табло и серверы — более 30 тыс наименований. м
На запуск и внедрение системы из столичного бюджета было выделено 640 млн рублей. На протяжении двух лет к системе не возникало никаких претензий от правительства Москвы. Однако затем заказчик обратился в правоохранительные органы, и 30 октября 2017 года ГСУ СКР возбудило уголовное дело по факту хищения. Уже на следующий день был задержан, а затем арестован господин Ахмадишин. Второй разработчик, Юрий Бирченко, к этому времени эмигрировал в США — его арестовали заочно, объявив в международный розыск.
В рамках расследования под стражу взяли главу столичного ГКУ ДКР Александра Шукюрова и его заместителя Константина Сысоева (уже осужден на три года), а также бывшего директора СВЭКО Олега Филиппова вместе с его заместителем Эриком Галстяном. Двое последних признали свою вину, но в заключении досудебного соглашения о сотрудничестве им было отказано, так как ничего принципиально нового они следствию не рассказали. По версии Ахмадишина, его компания ИТС была фактически субподрядчиком СВЭКО и близкой к Сысоеву «Ювенты», но не получила ни обещанного вознаграждения, ни даже договора субподряда. Вместо этого «ИТС» пришлось перевести уже смонтированные системы в режим офлайн, сообщил Ахмадишин, причем при попытке сторонних специалистов восстановить онлайн-подключение парковочные датчики отказались работать вообще.
Отметим, что возглавляемое господином Шукюровым ГКУ является заказчиком некоторых крупных тендеров, которые столичные власти проводили по программе благоустройства города «Моя улица». К примеру, в 2015 году эта дирекция провела конкурс на благоустройство Ленинградского и Рязанского проспектов, а также Варшавского шоссе (на суммы соответственно 2 млрд, 1,89 млрд и 1,76 млрд рублей). А в 2016–2017 годах компания господина Шукюрова провела тендеры на обустройство Садового кольца на сумму 11 млрд рублей. Александр Шукюров — подчиненный главы городского департамента капремонта Алексея Елисеева. Хозяйственную деятельность и Шукюрова, и Алексеева курировал приближенный к Сергею Собянину вице-мэр Москвы Петр Бирюков.