По данным "Ъ", Мосгорсуд, рассматривающий с участием присяжных дело бывшего исполнительного директора ФГУП «Ведомственная охрана объектов промышленности Российской Федерации» (ФГУП ВООП) Андрея Польщикова и его предполагаемого сообщника Олега Грищенко, решил вернуть материалы расследования военному прокурору столицы. Подсудимым инкриминируется покушение на военного следователя, который возбудил дело о мошенничестве в отношении
Андрея Польщикова, однако суд решил, что «противоречия в формулировке предъявленного обвинения», а также другие допущенные следствием неточности не позволяют вынести по делу объективный вердикт и приговор. Тем временем дело о мошенническом хищении более 25 млн рублей из ФГУП ВООП Андреем Польщиковым и членами его семьи продолжается.
Процесс в Мосгорсуде с участием присяжных заседателей по делу бывшего исполнительного директора ФГУП ВООП Андрея Польщикова и Олега Грищенко начался три месяца назад, однако до вынесения вердикта разбирательство так и не дошло. Гособвинение неожиданно обратилось к суду с ходатайством о возврате материалов расследования в военную прокуратуру для устранения нарушений, допущенных следствием при составлении обвинительного заключения (ст. 220 УПК РФ). Мотивируя свою позицию, прокурор отметил, что из обвинительного заключения ему не ясен способ посягательства на жизнь сотрудника Московского военно-следственного управления (ВСУ) СКР майора юстиции Александра Паутова. Кроме того, подчеркнул гособвинитель, формулировка о преступлении против правосудия осталась нераскрытой, а выводы следствия об умысле на совершение преступления носят противоречивый характер. К тому же, по мнению прокурора, следствие нарушило право Андрея Польщикова на защиту, дав согласие на допрос четырех свидетелей, но так и не допросив их. Все это, по мнению гособвинителя, не позволит корректно сформулировать вопросы перед присяжными для вынесения теми справедливого вердикта, а судом — приговора.
Позицию прокурора поддержали подсудимый Олег Грищенко и его адвокат, в то время как Андрей Польщиков со своим защитником, напротив, настаивали на продолжении рассмотрения дела по существу. В итоге председательствующая на процессе судья Людмила Смолкина, выслушав все стороны, пришла к выводу, что «приведенные обстоятельства создают неопределенность в сформулированном органами предварительного следствия обвинении, препятствуют определению точных пределов судебного разбирательства, которые не могут быть устранены судом». Кроме того, подчеркнула госпожа Смолкина, «суд поставлен органом предварительного расследования в условия альтернативного выбора направленности умысла подсудимых Польщикова А. В. и Грищенко О. А., содержащего признаки трех составов воспрепятствования производству предварительного расследования, что является недопустимым», и вынесла постановление вернуть материалы уголовного дела московскому городскому военному прокурору.
Уголовное дело по ч. 3 ст. 33 и ст. 295 УК РФ (организация посягательства на жизнь следователя в связи с производством им предварительного расследования, совершенного в целях воспрепятствования законной деятельности указанного лица), фигурантами которого стали Андрей Польщиков и Олег Грищенко, ВСУ СКР по Москве возбудило в июне 2016 года. В это время в производстве майора юстиции ВСУ Александра Паутова находилось возбужденное в апреле 2016 года уголовное дело об особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Речь шла о хищении в 2012–2016 годах из ФГУП ВООП 25,4 млн руб.: по версии следствия, исполнительный директор ФГУПа Польщиков фиктивно трудоустроил в ВООП свою супругу Ларису и сына Максима, которым начислялась зарплата. Андрей Польщиков, по версии следствия, «принял решение избежать уголовной ответственности и имущественных взысканий» и для достижения своего преступного умысла «решил использовать любые возможные способы, в том числе запугать следователя путем уничтожения или повреждения принадлежащего ему имущества, причинить вред здоровью или лишить его жизни». С этой целью, говорится в деле, в апреле 2016 года исполнительный директор ФГУПа договорился с адвокатом, оказывавшим охранному предприятию юридическую помощь, чтобы ему подыскали человека, готового за материальное вознаграждение устранить следователя. По данным следствия, адвокат (проходит по делу свидетелем) согласился и в конце апреля 2016 года познакомил Андрея Польщикова с Олегом Грищенко, имеющим российское и американское гражданство. Тот, говорится в деле, принял предложение Андрея Польщикова, при этом они договорились о вознаграждении в размере 5 млн руб. За пару недель, по материалам дела, Олег Грищенко установил местожительство следователя Паутова и автомобиль Mitsubishi Pajero, которым тот пользовался.
5 мая 2016 года, говорится в деле, после допроса Андрея Польщикова следователь вручил ему повестку с требованием явиться 10 мая для предъявления обвинения как самому директору, так и членам его семьи. Именно это, считает следствие, и побудило подследственного через адвоката поторопить Олега Грищенко с исполнением заказа. При этом последнему, говорится в деле, было передано 3 млн рублей. Изначально, по версии следствия, Олег Грищенко планировал организовать ДТП, жертвой которого должен был стать следователь, но затем изменил планы и привлек в помощники своего знакомого Сергея Сорокина. Грищенко, по данным следователя, дал Сорокину 500 тыс рублей, однако в детали своих замыслов посвящать не стал. Согласно новому плану, в ночь на 10 мая Грищенко и Сорокин, переодевшись бомжами, должны были проколоть шину у припаркованного возле дома следователя Mitsubishi Pajero, дождаться, когда Паутов начнет менять колесо, и напасть на него под видом уличных бродяг. Если же этот замысел по какой-то причине сорвался бы, то Сорокин должен был под любым предлогом отвлечь внимание следователя, предоставив возможность для нападения Олегу Грищенко.
К пяти часам утра 10 июня Грищенко и Сорокин, согласно материалам дела, загримировавшись под бомжей, подъехали на Ботаническую улицу, где проживает следователь Паутов. Сергей Сорокин спрятался в кустах, а Олег Грищенко достал нож и порезал переднее колесо Mitsubishi Pajero. Планы злоумышленников, по версии следствия, сорвались из-за того, что автомобиль следователя был оборудован спутниковой противоугонной сигнализацией и Александр Паутов сразу же получил сообщение от оператора о повреждении колеса. Следователь вышел из дома, убедился, что колесо пробито, тут же вернулся обратно и из квартиры вызвал наряд полиции. Тот вскоре прибыл на место, а нападать на следователя в присутствии полицейских Грищенко и Сорокин, конечно же, не стали. Несколько позже Сергей Сорокин узнал об истинных намерениях Польщикова и Грищенко, вернул последнему деньги и написал заявление в ФСБ РФ. В начале июля 2016 года Польщиков и Грищенко были задержаны. Первому было предъявлено обвинение в организации посягательства на жизнь следователя, второму — в посягательстве на жизнь следователя. Вины оба не признают.
Обвинения в фиктивном трудоустройстве родственников фигурируют в ряде резонансных дел. В частности, отец арестованного за получение крупной взятки полковника
Дмитрия Захарченко в свою очередь был арестован по обвинению в фиктивном трудоустройстве в банк «Московское ипотечное агентство». По версии следствия, под видом зарплаты Захарченко-старшему, бывший заместитель начальника управления «Т» ГУЭБиПК МВД России получал вознаграждение за покровительство бизнесу. Директор по работе с органами власти компании En+
Дмитрий Пономарев оказался под домашним арестом по обвинению в фиктивном трудоустройстве в «Совет рынка» жены куратора из Минэнерго — заместителя директора департамента развития электроэнергетики Минэнерго Егора Гринкевича. Не появляясь в офисе, она получила до 3 млн рублей вознаграждения. Арест Пономарева рассматривается как часть масштабной атаки силовиков на активы
Олега Дерипаски в условиях ухудшения его отношений как с представителями
ельцинского клана, так и с бывшими друзьями из
американских спецслужб.