Как стало известно Дождю, экс-министр энергетики Сергей Шматко, который возглавлял Минэнерго при вице-премьере Игоре Сечине, оказался связан с бизнесом издателя российской версии журнала Forbes.
В последние месяцы российское издание всемирно известного журнала Forbes само постоянно попадает в новости. В марте стало известно о финансовых проблемах издателя, компании «Ас Рус Медиа», которая входит в холдинг ACMG Александра Федотова. Средства на банковских счетах «Ас Рус Медиа» были заморожены по требованию налоговой службы. Причиной могла стать задолженность по налогам, рассказывал Дождю источник на медиарынке. По состоянию на 28 марта, блокировка уже снята, следует из данных интернет-сервиса ФНС «Банкинформ». Ранее «Ас Рус Медиа» просрочила лицензионный платеж, который должна перечислять американской Forbes Media за право издавать российскую версию Forbes, сообщили «Ведомости» со ссылкой на свои источники. О проблеме с платежами знает и источник Дождя на медиа-рынке.
Еще до финансовых сложностей у Forbes возникли репутационные проблемы. В традиционном рейтинге зарплат топ-менеджеров, опубликованном в ноябре прошлого года, не оказалось вознаграждения топ-менеджеров госбанка ВТБ. Сотрудники издания в коллективном письме обвинили Федотова во вмешательстве в редакционную политику: по их сведениям, блокировал упоминания о ВТБ именно Федотов, которого госбанк подкупил. Один из авторов этого письма, обозреватель Елена Зубова через суд требует с издателя компенсацию за неправомерное увольнение. Главный редактор российского Forbes Николай Усков подчеркивает: судебный спор с Зубовой никакого отношения к рейтингу не имеет, а все комментарии, по его словам, он уже дал ранее. Усков в интервью Дождю говорил, что решение не публиковать нежелательных для ВТБ сведений он якобы принимал самостоятельно.
Смена акционера
В 2015 году, когда иностранные издатели начали распродажу российских активов, выполняя требования нового закона об ограничении иностранного владения СМИ, перед Forbes и газетой «Ведомости» особенно остро стояла проблема сохранить независимую редакционную политику при продаже российскому инвестору: ведь способов давления на российского издателя больше, чем на иностранцев.
Российский Forbes издавался немецким издательским домом Axel Springer по лицензии американской Forbes Media. К моменту продажи Forbes, по данным «Медиалогии», был самым цитируемым российским журналом. Незадолго до продажи аудитория одного номера, по данным TNS, достигала 1,5 миллиона человек, ежемесячная аудитория сайта forbes.ru — свыше 3 млн человек.
Покупателем в итоге стал глянцевый холдинг ACMG Александра Федотова, который прежде к деловой и общественно-политической журналистике не имел никакого отношения. В первом же интервью в качестве издателя Forbes Федотов заявил, что журнал «немного чересчур политизирован», а читателям журнала политика интересна «в меньшей степени». При этом Федотов подчеркивал: актив приобретен на собственные средства, кредитное финансирование не привлекалось. Сумма сделки, по данным РБК, могла составить до $7 миллионов.
Forbes не без политики
Без политики, судя по всему, все-таки не обошлось и непосредственно при покупке Forbes: как выяснил Дождь, активное участие в издательском бизнесе Федотова принимает экс-министр энергетики Сергей Шматко, который, хоть и не значится в собственниках, но предоставляет финансирование медиа-активам Федотова.
Шматко участвовал в переговорах о покупке Forbes вместе с Федотовым, рассказали Дождю три источника на медиарынке. Когда глава Axel Springer Russia Регина фон Флемминг вела переговоры о продаже издательства с Федотовым, на одной из встреч присутствовал Шматко, утверждает один из собеседников Дождя.
Представитель ACMG Оксана Менейлюк участие Шматко в сделке отрицает. По ее словам, он не участвовал в переговорах и не является партнером холдинга. Усков заявил, что ему об участии Шматков сделке ничего не известно, добавив: «Думаю, это очередная лажа». Флемминг отказалась от комментариев, Шматко вопросы проигнорировал.
По словам одного из источников,участие Шматко — не политический вопрос и он не влиял на редакционную политику. Другой человек, близкий к холдингу, не согласен: Forbes — непростой актив, важна возможность влиять на него при случае, например, воспользоваться «телефонным правом» в своих интересах или на благо партнеров.
Глянцевый энергетик
Издательский бизнес Федотова связан со Шматко многими нитями. Именно он помог перезапустить журналы GEO, GEOлёнок и GALA, которые из-за финансовых проблем были закрыты вскоре после того, как холдинг Федотова выкупил издания дома Axel Springer. Компания Шматко«Артпол холдинг» предоставила заем структуре «Джи Медиа», которая входит в холдинг ACMG и издает эти три журнала, рассказали Дождю два источника, близких к холдингу. Сумму заема один из собеседников оценивает в 6-8 млн рублей.
Менейлюк отказалась комментировать этот заем, сославшись на коммерческую тайну. Гендиректор «Артпол холдинг» не смог оперативно ответить на запрос, заявив, что у него нет для этого необходимых полномочий.
Интерес к глянцу у Шматко исключительно деловой, говорят два источника на медиарынке. Он предпочитает иметь диверсифицированный портфель активов, объясняют они. Шматко принадлежит структура «Артпол холдинг», которая судя по учредительным документам, представляет из себя финансовый холдинг для управления активами. Ей принадлежат доли в 11 различных компаниях, следует из данных СПАРК: их поле деятельности — от фармацевтики до недвижимости и строительных подрядов. Медиа-активов в числе этих компаний нет.
Давний партнер
Хотя формально общих активов у Федотова и Шматко нет, деловые связи у них давние. Они связаны через Дмитрия Саблина, учредителя «Боевого братства», организации ветеранов войны в Афганистане, а также создателя провластного движения «Антимайдан». И у Шматко, и у Федотова есть или были доли в компаниях, связанных с Саблиным или с другим выходцем из «Боевого братства», как называли его «Ведомости», Максимом Громовым. Компания «Проминвест» — совместный бизнес Шматко и Громова. Пока Шматко возглавлял Минэнерго, бизнес «Проминвеста» и подконтрольных ему компаний активно рос, писали «Ведомости»: например, «дочке» Проминвеста не пришлось вкладывать в строительство подстанции и подключение к сетям — все это сделало вместо нее государство.
Саблин — сосед Федотова по Жуковке на Рублевском шоссе, оба они — в учредителях некоммерческого партнёрства «Жуковка XXI век», это коттеджный поселок в Одинцовском районе.
Кроме того, под управлением компании Федотова «Арт Трейдинг Портфолио Менеджмент» находится структура под название «Артпол медиа». Ее наименование совпадает с названиями структур «Артпол холдинга» Шматко, но записано на своего гендиректора Любовь Савину и, согласно учредительным документам, занимается изданием книг и брошюр. Садчиков на вопрос не ответил, Менейлюк говорит, что «Артпол медиа» со Шматко никак не связана. Чем занимается эта структура, она также говорить отказалась.
Человек Сечина
Шматко возглавлял Минэнерго в 2008-2012 гг., когда вице-премьером по ТЭК в правительстве был Игорь Сечин, а главой правительства — Владимир Путин. Шматко всегда считался одним из ближайших соратников Сечина, вспоминали чиновники: в Минэнерго его привел именно Сечин. Ушли из чиновников они тоже вместе, Сечин возглавил «Роснефть» и стал ответственным секретарем президентской Комиссии по ТЭК, место в ней нашлось и для Шматко, хотя новый пост он получил не сразу. Лишь в 2013 году Шматко был назначен специальным представителем президента по вопросам международного сотрудничества в области электроэнергетики, этот пост он занимает до сих пор. Аналогичные должности получали многие бывшие чиновники: например, экс-глава администрации президента Сергей Иванов и экс-министр образования и науки Дмитрий Ливанов. Между собой чиновники называют такие назначения «почетной пенсией». Правда, именно должность Шматко не входит в реестр должностей государственной гражданской службы, а значит, ограничения, связанные с работой на государство на него не распространяются: так, он не обязан декларировать доходы или заботиться о конфликте интересов своей должности с бизнес-активами.
Сечин же, как сообщало агентство РБК, лоббировал назначение Шматко в госкомпанию «Россети», которая тогда создавалась на базе ФСК и «Холдинга МРСК», в итоге в 2013 году Шматко возглавил ее совет директоров и был его председателем до июля 2015 г., а сейчас остается членом совета.
У Сечина непростые взаимоотношения с Forbes. В 2013 году Сечин подал к «Аксель Шпрингер Раша» (тогдашний издатель Forbes) иск о защите чести, достоинства и деловой репутации: тогда Сечин возглавил рейтинг зарплат топ-менеджеров. Кроме того, Forbes опубликовал материал «Последний конкистадор: как Игорь Сечин ведет борьбу за нефтяное господство». По требованию Сечина, суд обязал Forbes опровергнуть оценку годового вознаграждения Сечина в $50 млн, а также цитаты источников журнала о том, как Сечин влиял на котировки ТНК-ВР и что, уйдя с госслужбы, получил возможность легально стать состоятельным человеком. Журналу не удалось оспорить решение суда. Правда, Forbes сейчас все равно публикует оценку дохода Сечина. Так, в последнем опубликованном рейтинге Сечин оказался на втором месте после главы «Газпрома» Алексея Миллера. Forbes оценил доход главы «Роснефти» в $13 миллионов.
Сам Федотов не стал отвечать на неоднократно направленные вопросы о финансировании его издательского бизнеса и связях со Шматко. В ответ на очередную просьбу о комментариях бизнесмен разместил пост в на своей странице в фейсбуке с посвящением «дождливым пузырям». В своей записи он привел отрывок из басни И.А.Крылова «Слон и Моська»:
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
"Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!"