Британский спецназ психологических операций. Во время пандемии коронавируса за британскими гражданами, критиковавшими политику властей, следили правительственные структуры страны. В их числе отдел по борьбе с дезинформацией департамента цифровых технологий и подразделение быстрого реагирования при кабинете министров. Особая роль отводилась оперативникам специализированного армейского подразделения — бригаде «информационной войны».
Согласно документам, полученным выступающей за гражданские свободы организацией Big Brother Watch, участие в борьбе с неверным пониманием и трактовкой правительственных санитарных мер принимала 77-я бригада британской армии. Ей, как и правительственным структурам, было поручено противодействовать «дезинформации» и «вредным нарративам от предполагаемых экспертов».
В соцсетях проводился сбор данных по ключевым словам, таким как «ИВЛ». Скриншоты направлялись в кабинет министров, а затем эти сведения использовались правительством для ответа на критику его политики. Полиция получила право налагать штрафы на авторов некоторых высказываний, а также разгонять массовые собрания.
«Знамя борьбы с дезинформацией стало прикрытием, под которым британские военные привлекались к наблюдению и маркировке наших обеспокоенных граждан, — сообщил информатор из 77-й бригады. — В социальных сетях, возможно, проходили кампании по продвижению политики карантинов, организованные из Китая. Но поскольку нам поручили отслеживать настроения в обществе, мы их полностью пропустили. У меня сложилось впечатление, что правительство больше заинтересовано в защите успеха своего курса, чем в выявлении иностранного вмешательства».
Об участии 77-й бригады в информационных операциях во время пандемии заговорили ещё в 2020 году. Тогда бывший армейский офицер, министр по делам вооружённых сил и ветеранов Джеймс Хиппи подтвердил, что бригада играет ключевую роль в борьбе правительства с коронавирусом. Однако этим деятельность подразделения не ограничивается.
77-я бригада была создана в 2015 году с целью использования психологических операций и социальных сетей, таких как Twitter или Facebook* (принадлежит запрещённой в России компании Meta**), для ведения войн «в информационную эпоху». Она базируется в казармах Денисон в Беркшире, на юге Англии, но её деятельность прежде особо не афишировалась.
«77-я бригада является порождением перемен. Посредством целенаправленной информационной деятельности и информационно-разъяснительной работы мы способствуем успеху военных целей в поддержку командиров, одновременно с этим снижая ущерб в виде человеческих жертв и потери ресурсов», — говорилось на сайте подразделения.
В 2015 году Channel 4 сообщил о ней как о «войсках в Twitter , которые займутся формированием поведения с помощью динамических повествований».
В репортаже также отмечалось, что армия специально набирает людей с «журналистскими навыками и знакомых с соцсетями».
В 2018 году издание Wired получило эксклюзивный доступ к штаб-квартире бригады. «Одна часть военных была сосредоточена на изучении аудитории — профилях, демографии и привычках людей, которых они хотели привлечь. Другая — фокусировалась на мониторинге настроений с помощью анализа больших данных, — говорилось в статье. — Ещё одна часть офицеров производила видео— и аудиоконтент. Отдельная группа специалистов по разведке внимательно анализировала, как поступали сообщения, и обсуждала то, как сделать их более резонансными».
Для описания своей деятельности 77-я бригада пользуется нейтральным языком. Она употребляет термины «несмертельный бой» и «законные невоенные рычаги» и публично не признаёт, что в её компетенцию входят психологические операции. Тем не менее одним из четырёх подразделений бригады является 15-я группа психологических операций.
В обновлённой в январе 2020 года военной доктрине Великобритании отмечается: «Крайне важно, чтобы мы развивали мышление и возможности, которые лишают наших противников информации, чтобы ухудшить их понимание, включая пассивные и активные меры». Среди них большое значение отводится «мерам, направленным на введение противников в заблуждение» с помощью информации, «используемой для обмана или в качестве “маскировки и сокрытия” для поддержки обмана».
То, что 77-я бригада активно работает в соцсетях, стало известно в сентябре 2019 года, когда выяснилось, что «глава редакции» Twitter в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке числится в бригаде лейтенантом на полставки. Тогда же, в 2019 году, обнаружилось, что 77-я бригада активно боролась против шотландского движения за независимость и его сторонников. Некоторые известные члены бригады, которые служат в подразделении в качестве резервистов, — открытые противники независимости Шотландии.
В Twitter посты приверженцев независимости вызывали такой поток оскорблений со стороны других пользователей, что авторы не могли с ними справиться.
Неудивительно, что бригаду задействовали во время пандемии, и даже понятно, как именно. В феврале 2020 года правительство созвало учёных-бихевиористов — Научную группу по изучению поведения при пандемическом гриппе (SPI-B). Они должны были дать рекомендации Научно-консультативной группе по чрезвычайным ситуациям (SAGE) о том, как повысить соблюдение населением мер социального дистанцирования.
В одном из предложенных группой решений было повышение «воспринимаемого уровня личной угрозы» среди британских граждан. В одном из документов говорится следующее: «Значительное число людей до сих пор не чувствуют в достаточной степени личной угрозы . Необходимо повысить воспринимаемый уровень личной угрозы среди тех, кто самоуспокоен, используя жёсткие эмоциональные сообщения». Распространять такие сообщения рекомендовали посредством «целевых кампаний в СМИ, социальных сетей, приложений и веб-сайтов». Всё это можно было наблюдать в интернете в полном объёме, и не исключено, что такая деятельность бригады имела не менее разрушительное влияние на общество, чем слежка за ковид-диссидентами.
Правозащитники и политики требуют приостановки и расследования деятельности правительственных подразделений по борьбе с дезинформацией.
«Тот факт, что этот политический мониторинг осуществлялся под прикрытием “противодействия дезинформации”, подчёркивает, что без серьёзных гарантий концепция “недостоверной информации” открыта для злоупотреблений и стала карт-бланшем, который правительство использует в попытке контролировать нарративы в интернете», — убеждена директор Big Brother Watch Силки Карло.
Канцелярия премьер-министра сообщила, что после отмены карантина деятельность этих подразделений была значительно сокращена, что неудивительно. Той же 77-й бригаде сейчас есть чем заняться на другом поприще, ведь информационная война вокруг Украины не останавливается ни на минуту.
* Принадлежит запрещённой в России компании Meta.
** Компания признана в РФ экстремистской и запрещена.
***
"Жизненно важен фактор вины/страха"
Как министр здравоохранения Британии Мэтт Хэнкок запугивал население во время локдауна
Оригинал этого материала
© "Русская служба BBC", 05.03.2023, "Мы всех запугаем до смерти": скандал в Британии из-за утечки переписки чиновников в разгар пандемии, Фото: Getty Images
Британская газета Daily Telegraph на протяжении последней недели публиковала сообщения из чатов экс-министра здравоохранения Британии Мэтта Хэнкока с коллегами в период пандемии. Как писал в чате один из чиновников, для предупреждений и требований, которые правительство адресует населению, важен "фактор страха/вины".
Сообщения передала изданию журналистка, соавтор мемуаров Хэнкока Pandemic Diaries ("Дневники времен пандемии") Изабель Оукшотт, известная как противница локдаунов.
В распоряжении издания оказались более 100 тысяч сообщений из WhatsApp бывшего министра. Свое решение предать огласке переписку бывшего министра Оушкотт объяснила общественной важностью этих данных. По ее словам, общество должно получить ответы на многие вопросы, касающиеся событий последних нескольких лет.
Подлинность этих сообщений Би-би-си не проверяла.
"Важен фактор страха"
В опубликованных сообщениях Мэтт Хэнкок, в частности, обсуждал вопрос, когда объявить о существовании "кентского" варианта коронавируса (он же позже был обозначен как "альфа"), чтобы добиться исполнения населением правил локдауна. Этот вопрос он обсуждал в переписке со своим помощником 13 декабря 2020 года — за пять дней до того, как правительство откажется от планов смягчения правил локдауна перед Рождеством.
В частности, они обсуждали возможность того, что мэр Лондона Садик Хан воспротивится введению локдауна.
Советник министра здравоохранения предложил просто объявить о новом штамме вместо чрезмерно большого количества предупреждений и призывов ограничить социальную активность.
"Мы всех запугаем до смерти новым штаммом", — ответил Мэтт Хэнкок.
"Это нам поможет добиться правильных перемен в поведении [населения]", — ответил советник.
"Когда мы выкатываем новый вариант", — спросил Хэнкок.
О новом штамме коронавируса Хэнкок объявил на следующий день.
Еще один взрывоопасный диалог обнаруживается в переписке Хэнкока с главой гражданской службы (то есть самым высокопоставленным из кадровых государственных служащих) Саймоном Кейсом в январе 2021 года. К тому времени в Англии уже действовал строгий локдаун, и Хэнкок и Кейс обсуждали возможные изменения правил.
Кейс советовал министру не вносить мелкие изменения, поскольку это будет выглядеть "нелепо". Также он предлагал "нарастить мощность месседжей", указывая, что "жизненно важен фактор вины/страха".
До этого, в июле 2020 года тогдашний премьер-министр Борис Джонсон писал Саймону Кейсу, что нужно "воинствующе" требовать соблюдения правил социального дистанцирования. По словам Джонсона, это требование практически не соблюдалось.
Джонсон отмечал: "Нам необходимо говорить людям, что если они хотят спасти экономику и защитить Национальную службу здравоохранения [от перегрузки], им необходимо соблюдать правила".
"Возможно, нам придется ужесточить правила. Сейчас вы можете встречаться в помещении по шесть человек — от разных домохозяйств. Понимают ли они на самом деле это правило и следуют ли ему?" — спрашивал Джонсон чиновника.
Переписка велась через месяц после того, как сам Борис Джонсон и его супруга нарушили правило "шести человек", посетив вечеринку на Даунинг-стрит в июне 2020 года. За это нарушение экс-премьер и его жена впоследствии были наказаны штрафом.
Экс-министр здравоохранения Мэтт Хэнкок уже несколько раз заявлял о том, что отбор сообщений был пристрастным и отражает интересы противников локдауна.
Бывший депутат парламента консерватор Энн Виддекомб сказала в интервью Би-би-си, что она была не меньшим противником локдауна, чем Изабель Оукшотт, но находит слитую журналистам переписку совершенно бесполезной и не представляющей общественного интереса.