Шеф поваров Дмитрий Лукашенко. Как связаны ресторан Fabriq, кафе «Балкон» и сеть пекарен Paul в Минске? Что общего у них с поставками БелАЗов на российский рынок и организацией лотерей? Всё это сферы интересов «Президентского спортивного клуба», который возглавляет средний сын Александра Лукашенко Дмитрий. Ресторанный бизнес — не самая очевидная из них. БРЦ выяснил, что часть столичных заведений, а точнее, их владельцев, так или иначе связаны с этой госорганизацией.
Быть причастным к структурам «Президентского спортивного клуба» (ПСК) — для бизнесменов зачастую значит получить государственный оберег в бизнесе и подспорье в виде привилегий и льгот. Особенно, если в деле — приближенные к беларусской верхушке.
БРЦ уже публиковал расследование о том, как семья Лукашенко обогащается с помощью ПСК. К примеру, Торговый дом БелАЗ, государственный монопольный дилер жодинской техники в России, продает ее через частные компании жен своих менеджеров, связанных с супругой среднего сына Александра Лукашенко Дмитрия, Анной. Также в разные годы клуб занимался организацией лотерей, строительством и полиграфией.
Один из ключевых героев этой публикации связан и с семьей Лукашенко, и с «Президентским спортивным клубом». Муж Татьяны Кулаковой, родной сестры супруги Дмитрия Лукашенко, — Владимир. Он с 2011 года, согласно сведениям из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Беларуси, возглавляет УП «Клуб тенниса», который входит в структуру РГОО «Президентский спортивный клуб».
Ему же принадлежит часть столичного ресторана Fabriq.
Другие известные заведения — «Балкон», сеть французских кафе-пекарен Paul, Grand Cafe, Blondes and Brunettes (на момент публикации закрыт) открылись и работают также не без связей с президентским спортклубом. В разговоре с БРЦ ресторатор Вадим Прокопьев назвал их владельцев «вторым эшелоном»:
«Это такие минские бизнесмены, которые связаны с режимом, но при этом им удается держаться в тени, в отличие от суперзвезд, таких как Николай Воробей, Шакутин, братья Каричи. Вот этот слой — второй эшелон, как я бы его назвал, он мне интересен, на нем тоже держится режим. <…> Я уверен, что они кормят, как минимум, силовиков».
БРЦ составил карту кафе и ресторанов, принадлежащих упомянутым в этом расследовании предпринимателям или членам их семей.
Связи на вырост
Связь с президентским «Клубом тенниса» сыграла не последнюю роль в бизнесе двух столичных рестораторов — Ивана Малько и Ильи Рыбакова. Их дела пошли в гору именно после работы в клубе и знакомства со свояком Лукашенко Владимиром Кулаковым.
Иван Малько с 2009 по 2011 годы значился директором в «Клубе тенниса». Заместителем назначили его бизнес-партнера, спортсмена и выпускника Военной академии Игоря Лахвича. На момент выхода текста Лахвич возглавляет Белорусскую Федерацию пляжного тенниса, которая была создана при поддержке ПСК.
По словам источника из близкого окружения Малько, предприниматель начал общаться с приближенными к президентскому спортклубу еще в 2000-х:
«У Малько были корты. Корты эти были на Севастопольском парке, и он эти корты в 2000 году очень дорого продал “Президентскому спортивному клубу”. И тогда вот, с того момента, он начал хорошо общаться с Витей [Лукашенко]. Он общался хорошо и с Димой [Лукашенко]».
Иван Малько искал возможность войти в близкий круг семьи Лукашенко задолго до официального партнерства с президентским спортклубом, «потому что бизнес-возможностей там очевидно больше». Об этом БРЦ рассказал ресторатор и экс-партнер Малько Вадим Прокопьев:
«И вот случилось так, что он был представлен Дмитрию Лукашенко, и началась их такая вот дружба. Дмитрий приехал однажды на день рождения Ивана в Раубичи, а там было достаточно много представителей минского бизнеса, и, в общем, все они, все они удивились в тот момент, потому что все-таки это не было распространенным явлением».
По словам другого источника БРЦ, знакомого с Иваном Малько, он сам охотно рассказывал о дружбе с сыновьями Александра Лукашенко: «Взрослые дядьки, а не только девчонки сидели, раскрыв рот, и слушали, как Иван, какой он друг [Лукашенко], как он вхож во все дома и баньки, поездки и прочие вещи».
В 2011-м Малько на посту директора «Клуба тенниса» сменил Владимир Кулаков. Малько же ушел на место Кулакова — стал совладельцем туристической компании ЧУП «Дискаунт Травел».
Илья Рыбаков с ноября 2011-го по май 2012-го был совладельцем «Клуба тенниса». его доля составляла 49%. Сейчас клуб полностью принадлежит ПСК.
Малько и Рыбаков стали вместе вести бизнес еще в нулевых. В 2000 году первый работал гендиректором в ЗАО «Экспо-Трэвел». Второй пришел работать к нему заместителем. В 2002 году они основали свою первую компанию — турагентство «Туртила».
«Илья Рыбаков — это не близкий друг, это Ивана [Малько] одноклассник, и он у Ивана просто отвечает за финансы. Это коммерческий директор всех, всех проектов Малько. <...> То есть Ваня [Малько], вот какой хитрый — он нигде никогда не хотел быть на бумажках», — рассказал БРЦ источник, знакомый с бизнесменами.
Это же БРЦ подтвердил другой источник, знакомый с Малько и Рыбаковым: «Он [Рыбаков] годами, десятилетиями занимается тем, что курирует финансы Ивана Малько. <…> Все черные, белые кассы, офшоры и прочие вещи с документальной точки зрения, все эти вот вопросы — это дело рук Рыбакова».
В 2004-м партнером по бизнесу Малько становится Игорь Лахвич.
С 2006 по 2007 годы Малько совмещал ведение бизнеса с работой помощником депутата, а с 2007-го по 2008-й — работой в Постоянном Комитете Союзного государства.
В ресторанную сферу бизнесмены пришли в 2005 году. Тогда Малько, Лахвич и Рыбаков основали свою первую компанию, работающую в этой области, — ООО «ОГК Столица». В 2009-м к ООО «ОГК Столица» присоединился сын бизнесмена Анатолия Садовского Игорь и ресторатор Вадим Прокопьев.
Анатолий Садовский — глава известного столичного бизнес-клана.
На момент выхода текста Садовский не числится владельцем многих активов — они переписаны на супругу Людмилу и сына Игоря. [*]
Игорю Садовскому принадлежит компания «Столичная ресторация», которая является совладельцем многих заведений Садовских, в том числе Fabriq.
Управляет рестораном Fabriq Наталья Садовская (Ярмоленко) — дочь Анатолия Садовского. [*] Она замужем за сыном певицы Алеси (Ольги Минец), супруг которой — крупный бизнесмен, бывший партнер Сергея Тетерина. В 2020 году Наталья возглавила Ассоциацию рестораторов Беларуси, подвинув Вадима Прокопьева. В том же году ее заметили на тайной инаугурации Лукашенко.
Ресторанная империя с ливанским привкусом
Примерно с 2010 года развитие ресторанного бизнеса Малько и Рыбакова заметно ускорилось. За 10 лет они стали владельцами (частичными или единоличными) более десятка заведений. Среди них Grand Cafe и News Cafe (открылось в 2006 году), эспрессо-бар «Россо», клуб Blondes and Brunettes.
Вероятно, за возможность создать ресторанную империю, Малько пришлось пойти на сделку с беларусскими властями — а точнее, со спецслужбами. Такое мнение в разговоре с расследователем БРЦ высказал Вадим Прокопьев:
«Офицер ОАЦ … стал ближайшим другом и соратником Малько. По большому счету, эта сделка выглядит так. Вы, Иван Иванович, можете грабить незадачливых минских бизнесменов, сколько хотите. Нам нужна от вас информация про их связи, про их действия, про их счета, про их финансы, про их любовниц, про их жизнь, про их активы за рубежом. Ваша задача — не зарываться, кроме тяжких и особо тяжких преступлений можете делать все, чем в общем-то Иван и пользовался. И, разумеется, какие-то такие приятности, как езда пьяным за рулем, паспорта, еще какие-то приятные мелочи — это все входило в пакет услуг».
Поспособствовал развитию дел Малько и Рыбакова также беларусский бизнесмен ливанского происхождения Ромео Абдо. Некоторые СМИ предполагают, что он связан с «кошельками» Лукашенко — Алексеем Олексиным, Александром Шакутиным и Николаем Воробьем. Кроме того, Абдо был упомянут в скандале с отмыванием денег в Непале.
Журналисты-расследователи международной сети OCCRP утверждают, что Ромео Абдо принадлежит компания BNK Holding. В 2007 году бизнесмен вместе с непальскими инвесторами реализовал несколько строительных проектов в Беларуси, в том числе торговый центр и бизнес-центры — Rubin Plaza и Silver Tower.
Иван Малько и Ромео Абдо — хорошие друзья. Об этом БРЦ рассказал источник из окружения бизнесмена:
«Когда строился Галилео, то он на фундаменте, Малько, говорил: “Мы делаем наши рестораны на каждом этаже у тебя в самых классных локациях”. И Ромео тогда ему просто по дружбе дал супер низкую арендную ставку. То есть не как у всех, а прям супер низкую. Там он в три или четыре раза дешевле, чем все платили. И Малько выбрал себе самые люксовые места. Это там, где был Union Coffee на втором этаже, потом сверху возле кинотеатра кафе “Балкон”».
Есть и другие детали, которые указывают, что Малько и Абдо общаются не только в рамках совместного бизнеса. В 2013 году Иван Малько ездил на Порше Ромео Абдо в Литву. Жены бизнесменов — Мария Абдо и Екатерина Малько приятельницы.
Они отдыхали в Сен-Тропе в том же 2013-м. Кроме того, Екатерина захаживала в художественную галерею Марии A&V Art в Минске.
В январе 2012-го Малько стал собственником компании «Спортюнион-Дельта», а Рыбаков позже — управляющим. Компании принадлежит ресторан Café de Paris, он входит в Union Hospitality Group.
В это же время бизнесмены зарегистрировали компанию «Симпл Прожектс», позже Рыбаков продал свою долю Tirmen Development. В марте Малько стал соучредителем СООО «Интернешнл Франчайзинг». Обе компании занимались предоставлением услуг ресторанам.
Tirmen Development — это офшор на Виргинских островах, косвенно связанный с фирмами Ромео Абдо. Он владел шестью компаниями Рыбакова и Малько.
В августе 2012-го Малько стал владельцем доли компании-собственницы заведений «Балкон» и Milano Café — ООО «Венедикт Трэйдинг».
В 2013 году через кипрский офшор Malsim Limited Иван Малько приобрел ООО «Савана-Спорт Трейдинг», которой на момент публикации принадлежит сеть французских кафе Paul. Ранее она владела и заведениями по франшизе российской «Крошки-картошки». В апреле 2016 года через кипрский офшор Иван Малько приобрел долю в компании, владеющей сетью Union Coffee (ООО «Копалиани»). В октябре — часть ООО «СтелсЦентрПлюс», собственника Michel café. Позже Рыбаков стал там управляющим.
В декабре 2016-го Малько купил еще одно кафе Paul, принадлежащее ООО «Юнион Хоспиталити». В августе он стал вместо Рыбакова совладельцем Golden coffee (ООО «Алнеил»).
В феврале 2018-го Малько вошел в долю ресторана «Ренессанс» (ООО «Поливектор»). В июле он стал совладельцем ООО «Кико Интернешнл Плюс», которой принадлежит еще одна точка Paul. Рыбаков занялся управлением компании.
За три месяца до вхождения Малько и Рыбакова в ООО «Кико Интернешнл Плюс» компанию зарегистрировали, а потом вышли из состава совладельцев Сергей Кононенко и Дмитрий Кириллов. В 2020 году именно эти бизнесмены стали фигурантами громкого «сахарного дела» в Беларуси, как участники коррупционной схемы.
В 2019 году Малько создал службу доставки продуктов из магазинов и еды из ресторанов — ООО «Деливери Плюс».
На опережение санкций
По информации источника БРЦ, на момент публикации Малько с семьей живет в Испании, но продолжает вести дела в Беларуси. Правда, после протестов 2020 года бизнесмен переоформил самые крупные активы на жену (по документам теперь бывшую) и дочь. На ноябрь 2023 года доли во всех компаниях, которые владеют заведениями ресторанной группы Union Hospitality Group, принадлежат супруге Екатерине и дочери бизнесмена Елене Малько, а также офшору на Виргинских островах Tirmen Development, косвенно связанному с компаниями Ромео Абдо.
Жене бизнесмена и Tirmen Development в разных долях и через разные компании принадлежат Café de Paris, Michel café, ресторан «Балкон» и Milano Café. Дочери вместе с тем же офшором — сеть французских кафе-пекарен Paul. За самим Иваном Малько остается доля в 3,1% в ООО «Поливектор», которому ранее принадлежал ресторан «Ренессанс» на Интернациональной.
Илья Рыбаков ведет дела Малько в Беларуси и управляет компаниями «СтелсЦентрПлюс», «Савана-Спорт Трейдинг» и «Венедикт Трэйдинг».
Осязаемые привилегии
Приближенность к семье Лукашенко дает вполне осязаемые привилегии. К примеру, источник из бизнес-кругов, знакомый с Малько, рассказывает, что помещение для клуба Blondes and Brunettes бизнесмену удалось заполучить благодаря спортклубу:
«Все это каким-то образом решалось через “Президентский спортивный клуб”. Потому что Малько тогда хвастался, что если бы не “Президентский спортивный клуб”, то этого бы помещения не было».
Как именно могло решаться «через “Президентский спортивный клуб”», БРЦ рассказал ресторатор Вадим Прокопьев:
«В “Президентском спортивном клубе” правая рука Дмитрия Лукашенко по кличке Рыжий, зовут его Андрей Карпович, могу ошибиться, но вы можете перепроверить. Вот он был таким ангелом-спасителем. Очень часто выручал Малько из самых неприятных ситуаций. Малько, соответственно, ему благодарен и платил ему той же монетой: покупал подарки, отправлял в какие-то путешествия, делал все, что нужно делать».
Еще один пример — компания «Подиум Стар». Она владеет известным столичным рестораном Fabriq (на его создание потратили около $1,5 млн) и арендует помещение в центре Минска (пр. Победителей, 1). Каждый год внеочередное собрание акционеров рассматривает вопрос о скидке на арендную плату для заведения. Насколько известно БРЦ, таких собраний для других компаний-арендаторов не проводилось. Об этом свидетельствуют данные на официальном сайте арендодателя ОАО «Центр Моды».
Нынешние совладельцы Fabriq Садовские не работали в структурах «Президентского спортивного клуба». Однако в 2015 году в «Подиум Стар» с долей 25% вошел свояк Лукашенко Владимир Кулаков. В 2019 году он привел в Fabriq свою сестру Анну, которая ранее работала в заведении Садовского «Ангелы», а до этого — в «Клубе тенниса».
У Анны Кулаковой с 2019 года тоже есть доля в компании — ООО «Ресторан Гетсби», зарегистрированной в деревне Королев стан Минского района.
Здание ОАО «Центр Моды», где расположен Fabriq, по сообщениям СМИ, принадлежит фирмам, аффилированным с семьей Садовских. В 2019 году тогдашний директор «Центра Моды» Игорь Селицкий сообщил, что Fabriq арендует помещение на специальных условиях. Такое заявление он сделал после появления информации о его увольнении 16 декабря 2019 года (хотя еще в начале месяца Селицкого наградили почетной грамотой Минского горсовета). Он грозил подать на «Подиум Стар» в суд для взыскания пени и штрафа за просрочку платежей по аренде.
Здание, которое занимает Fabriq, принадлежит ОАО «Центр Моды».
39,99% компании владеет государство, а контролирует — Беллегпром. 44% акций, как писали СМИ, принадлежат фирме Игоря Садовского ООО «Столичная ресторация», ООО «Аваланш», которым управляет также Игорь Садовский, и ООО «Марупэ» под управлением жены Игоря Садовского Марины.
И хотя номинальные собственники двух последних — сторонние люди, компании так или иначе аффилированы с бизнесменом. К примеру, до мая 2022 года ООО «Марупэ» владел Максим Дорофеев. И он же до 2021 года выступал учредителем компании «Голден Проджект МНТ», которой сейчас владеет партнер по бизнесу Садовского Сергей Пушной. О сделках с аффилированными лицами между ОАО «Центр Моды» и ООО «Подиум Стар» свидетельствуют данные за 2023 год на Едином портале финансового рынка.
Садовские, по документам, которые попали в распоряжение БРЦ, в августе 2023 года платили за аренду помещения для ресторана Fabriq около $10,8 за кв. м. Чтобы узнать рыночную цену такого помещения, мы, под видом заинтересованных арендаторов, позвонили в одно из крупнейших столичных агентств недвижимости и поинтересовались, сколько стоит аналогичное — площадью полторы тысячи квадратов. Нам предложили помещение на улице Интернациональной за $17,7 за кв.м.
Также мы изучили цены на подобные помещения, которыми владеет Главное хозяйственное управление Управления делами президента, и нашли предложение за $6,3 за кв.м в центре Минска. Однако эти площади пустуют — видимо, есть причины, по которым арендаторов не привлекает даже такая демократичная цена.
Офшорные партнеры
После того как Садовские начали работать с Владимиром Кулаковым, новые компании и рестораны открывались почти каждый год. В нулевых же Анатолий Садовский занимался продажей удобрений.
В сентябре 2015 года Игорь Садовский и его мать стали собственниками ООО «Столичная ресторация». В ноябре того же года компания приобрела долю фирмы-владелицы, которая позже открыла ресторана Gan Bei — «Рестлайн». А в декабре он приобрел ресторан-караоке «Ангелы» (ООО «Городская ресторация»).
В октябре и декабре 2016-го «Столичная ресторация» вошла в долю в двух фирмах. «Фудстайл» владела заведениями Golden Coffee. В 2017-м «Галерея Фуд» тоже зарегистрировала точку этой сети.
В марте 2017 года «Столичная ресторация» стала сооснователем «Глобус Гурмэ», а в ноябре эта же компания с Игорем Садовским и его партнером основали ООО «Центрохлеб», которые владеют заведениями в сети Kinza. В марте 2018-го «Столичная ресторация» стала совладельцем ресторанов Gan Bei («Азия Молл»).
В конце лета 2020-го компания Анатолия Садовского «Столичная ресторация» купила 75% компании «ОГК Столица», которой принадлежат Grand Cafe, News Cafe, эспрессо-бар «Россо» и сейчас закрытый клуб Blondes and Brunettes. «ОГК Столица» — та самая компания, которую в 2005 году основали Малько, Рыбаков и Лахвич. Еще 10% компании сегодня принадлежат литовской фирме «Асмела» и 15% — Олегу Охрему, бизнесмену, который в 90-х стал участником громкого скандала с мошенничеством в образовании.
В некоторых из этих компаний помимо Садовского собственником выступают кипрские офшоры и латвийская ООО «Апарт Инвест» (SIA Apart Invest), владелец и единственный бенефициар которой — Анатолийс Коцюрбенко (Anatolijs Kocjurbenko).
Он, по сообщениям СМИ, связан с латвийской частью сети Golden Coffee. В отчетность компании Apart Invest за 2022 год указано, что ее оборотные средства и капитал составляют всего €1837.
Gan Bei и Golden Coffee Садовского размещались в столичном ТРЦ Green City, еще один Gan Bei — в ТРЦ Dana Mall. В 2022 году бизнесмен продал эти активы своему партнеру Сергею Пушному. Dana Mall — это актив «кошельков» Лукашенко братьев Каричей, где в том числе расположена галерея Лилии Лукашенко, супруги старшего сына Александра Лукашенко Виктора. А Green City до 2018 года владел «Президентский спортивный клуб».
Кроме всего перечисленного выше связи с президентским спортклубом могут давать еще одну привилегию — стабильность. Для минских рестораторов проблемной может быть позиция арендатора, если владелец или совладелец помещения — государство.
Как рассказал источник БРЦ, в центре города, где открывали свои рестораны приближенные к ПСК, договор аренды, как правило, заключается не более чем на пять лет:
«И через пять лет, если у тебя нет какой-то хорошей крыши, то тебя просто оттуда выгоняют».
Владимир Кулаков в беседе с БРЦ подтвердил, что такое положение дел может быть проблемой для бизнесменов. Также свояк Дмитрия Лукашенко, совладелец одного из самых дорогих ресторанов Минска Fabriq, сказал, что в Беларуси нет «крыш с 90-х», а у него лично — людей, которые этими «крышами» могли бы быть. Кулаков также отметил, что он «уже семь лет не работает директором “Клуба тенниса”» и «Президентский спортивный клуб» никакого отношения к его бизнесу (ресторану Fabriq) не имеет, «кроме как если иногда кто-то из работников, может быть, придет туда покушать».
Мы отправили официальный запрос в ООО «Подиум Стар» и Ромео Абдо, но на момент публикации не получили ответ. Совладелица ресторанной группы Union Hospitality Group Екатерина Малько отказалась с нами разговаривать по телефону, так же как Илья Рыбаков и Игорь Садовский. Последний пригрозил написать на БРЦ заявление в милицию.
UPD 04.12.2023: БРЦ не располагает подтверждением информации, приведенной в цитатах источников.