Дипломат с деньгами. Двое послов США в Китае и сын третьего во время пребывания в Пекине подписывали выгодные сделки с китайскими государственными компаниями, а сейчас лоббируют их интересы, сообщает Breitbart. Об этом рассказано в новой книге "С поличным: как американские элиты богатеют, а Китай побеждает".
Гэри Локк (Gary Locke) и Макс Бокус (Max Baucus), занимавшие главные дипломатические посты в Пекине при Бараке Обаме, и Терри Бранстед (Terry Branstad), исполнявший эту же роль при Дональде Трампе, не хотят ограничивать доступ Коммунистической партии Китая к американской экономике и публично выступают против этого шага. У каждого из них, уточняет писатедь Питер Швейцер (Peter Schweizer), сложились особые отношения с китайскими компаниями, которые могут пострадать от активных мер по пресечению влияния китайских денег на американскую элиту. Некоторые из них обвиняются в содействии нарушению прав человека китайским режимом.
Гэри Локк
До прихода в администрацию Обамы Локк был губернатором Вашингтона. Главным событием во время его службы в Пекине стало фиаско с Чэнь Гуанчэном. Чэнь по прозвищу "Босоногий адвокат" бежал в американское посольство в поисках убежища в 2012 году, а ранее много лет выступал против китайской политики "один ребенок", из-за которой женщинам приходилось делать аборты. Чэнь, ныне гражданин США, позже обвинил посольство Локка в том, что оно вынудило его вернуться в Китай и подорвало его правозащитную деятельность.
На Республиканском национальном съезде 2020 года Чэнь выступил в поддержку Дональда Трампа именно из-за того, как с ним обошлась администрация Обамы.
Книга "С поличным" проливает свет на то, почему посольство Локка повело себя с китайским диссидентом столь враждебно. Прежде чем стать послом, Локк работал в фирме, которая, по словам Швейцера, "проворачивала крупные дела в Китае".
По окончания срока полномочий Локк вернулся в фирму David Wright Tremaine и попал в группу по связям с Китаем и его правительством.
Бывший посол рассматривал и две другие должности: пост в совете директоров AMC Entertainment, сети кинотеатров, которая сейчас принадлежит китайской компании Wanda Group, и должность в совете директоров NW Innovation Works.
"Звучит достаточно безобидно. Компания планировала создать одно из самых передовых и „экологически ответственных“ предприятий в истории: завод по производству метана в штате Вашингтон, где Локк когда-то был губернатором, и наладить экспорт в Китай", — вспоминает Швейцер.
Однако за проектом стоит холдинг Китайской академии наук — общепризнанный "инвестиционный инструмент китайского правительства".
Локк не избежал неподобающе тесных контактов с состоятельными китайцами и вне профессиональной сферы. Перед отъездом в Пекин он продал свой дом китайскому руководителю Хуайданю Чэню из American Pacific International Capital (APIC) и его жене, причем сумма сделки оказалась на 150 000 долларов больше, чем заплатил сам Локк. А ранее его брату Уилсону Чэню из той же компании Локк посетовал, что никак не может найти покупателя.
"Короче говоря, состоятельные граждане из страны, где Локк представлял США, купили его дом после того, как он им пожаловался ", — отмечает Швейцер.
"Любопытно, что через три месяца после покупки дома Уилсон Чэнь получил специальное приглашение на встречу с послом Локком в посольстве США, — утверждается в книге „С поличным“. — На встрече обсуждалась покупка недвижимости в США".
Макс Бокус
На посту американского посольства в Пекине Локка сменил бывший сенатор от Монтаны Макс Бокус, ранее заключавший прибыльные деловые сделки с китайскими компаниями. Причем Бокус выбирал отнюдь не малоизвестные фирмы: он вошел в совет консультантов Alibaba, чуть ли не важнейшей китайской компании. Интернет-магазин Alibaba основали Джек Ма и Джозеф Цай. Его нередко сравнивают с Amazon, и он печально известен жестоким отношением по отношению к сотрудникам. Сам же Ма славится тем, что изобрел рабочий график "996", по которому сотрудники заняты с 9 утра до 9 вечера шесть дней в неделю. Он же призывал рабочих вступать друг с другом в брак и строить свою жизнь и семьи вокруг Alibaba ради Коммунистической партии Китая. Джозеф Цай, одна из ключевых фигур книги "С поличным", владеет баскетбольным клубом Brooklyn Nets. Он считается одним из самых видных сторонников КПК с интересами в американском бизнесе.
А совсем недавно, сообщает Швейцер, Бокус вошел в состав сомнительной китайской криптовалютной компании Binance.
"Вскоре после этого было объявлено, что правительство США проводит расследование в отношении Binance на предмет отмывания денег и налоговых сборов", — отмечает Швейцер.
После отъезда из Пекина в 2017 году Бокус создал собственную компанию Baucus Group для обслуживания китайских клиентов.
При администрации Трампа Бокус всячески отстаивал китайский режим в социальных сетях и даже сравнил Трампа с сенатором Джо Маккарти и Адольфом Гитлером за то, что тот ратует за независимость Америки от коммунистического режима, которому не чужд даже геноцид.
Терри Бранстед
В отличие от Локка и Бокуса бывшему губернатору Айовы Терри Бранстеду не повезло с "прокитайским" президентом. Но даже в дминистрации Трампа звучали голоса в пользу КПК и ее обогащения, и Бранстед оказался в их числе. Швейцер называет Бранстеда личным другом и старым знакомым диктатора Си Цзиньпина. При этом Бранстед странным образом описал человека во главе крупнейшей в мире системы концлагерей как "прогрессивного", стремящегося "открыть Китай".
"Будучи послом США, Бранстед подтолкнул Трампа к отмене ограничений на торговлю товарами и услугами вопреки непрекращающимся торговым спорам, оставив без внимания основополагающие жалобы американской стороны", — пишет Швейцер.
В отличие от предшественников сам Бранстед на китайских компаниях не зарабатывал, — это делали его сыновья.
Маркус Бранстед, утверждается в книге "С поличным", — зарегистрированный лоббист компании, за которой стоят крупные китайские производители химической продукции. Как минимум одна из этих компаний, Wanhua Chemical Group, принадлежит китайскому государству.
Отслужив в министерстве торговли при Трампе, Эрик Бранстед перешел на работу в "Меркьюри" (Mercury), — эта лоббистская фирма представляет интересы китайских корпораций. Среди клиентов "Меркьюри" — китайский телекоммуникационный гигант ZTE, который обвиняют в пособничестве репрессиям против диссидентов на Кубе и в Венесуэле. Бранстед отрицал лоббирование в пользу ZTE во время визита в Шанхай после ухода из администрации Трампа, однако, как пишет Швейцер со ссылкой на китайских чиновников, опасения насчет ZTE так или иначе обсуждались среди прочих вопросов.
"У фирмы, где работает Бранстед, было множество китайских клиентов помимо ZTE, в том числе Hikvision, которая сотрудничает с китайским правительством и следит за согражданами", — заключает автор "С поличным".