Эстонский связной Игоря Сечина. Как известно, Владимир Путин не забывает своих друзей и бывших сослуживцев из КГБ и все они пристроены на «вкусные» должности в госаппарате и бизнесе. Например, бывший сотрудник восточногерманской разведки «Штази» Матиас Варниг, состоявший на агентурной связи с Путиным, ныне проживает в Москве и входит в правления ВТБ, Банка России, Gazprom Schweiz и т.д.
Как выяснилось, иностранный друг есть и у главы «Роснефти» Игоря Сечина. Это гражданин Эстонии Ивар Алт (Ivar Alt). Друзья познакомились в середине восьмидесятых годов в Анголе, и сейчас господин Алт входит в руководство зарегистрированной в Швейцарии компании Petroline Swiss AG, которая собирается торговать нефтью и газом и ей открыты счета в Газпромбанке.
Журналист отдела расследований «Снаружки» Центра «Досье» Сергей Канев об эстонских связях Игоря Сечина.
О многолетней дружбе Игоря Сечина и эстонца Ивара Алта «Снаружке» сообщил источник в Союзе ветеранов Анголы (СВА): «Их знакомство произошло в морском порту Луанды, примерно в конце 1985 года. Ивар с корабля сошел на берег и к нему подошел Игорь Иванович и спросил, нет ли у него для продажи любой тушенки или колбасы, а то его достали бананы и рыба. Ивар продал тушенку и потом еще привозил, так они и подружились».
По некоторым данным, в то время Ивар Алт работал на спасательном судне «Неотразимый», приписанном к Эстрыбпрому. В 1984 году «Неотразимый» принимал участие в спасении сухогруза из ГДР «Arendsee», который нелегально перевозил 10 тонн оксида урана из Намибии в Анголу и был подорван диверсантами из ЮАР.
korabley.net, 12.02.2018, "Спецгруз сухогруза "Арендзее": Громкая история судна "Арендзее" началась в июле 1984 года с доставки в Луанду груза "интернациональной помощи", который помимо военной техники и гуманитарного груза, содержал 10 тонн оксида урана. Именно за ним сухогруз направился из Германии в прибрежный Свакопмунд, выполнив "крюк" длиной в 800 км в сторону Намибии. Операцию по транспортировке урана из Намибии в Анголу проводили геологи совместного советско-германского предприятия "Висмут".
Ожидающий спецгруз был похищен намибийскими партизанами из уранового рудника Рёссинг — одного из крупнейших карьеров в мире. На протяжении 2-х лет они доставляли материал в заброшенный шахтерский поселок. Затем они обменяли его на переносные зенитные ракетные комплексы, которые были сброшены им на парашютах.
Сначала спецгруз, в бумажных мешках из-под цемента, чтобы избежать неприятностей с полицией, был доставлен четырьмя грузовиками на побережье океана, а потом на рыболовецких сейнерах в нейтральных водах перегружен на сухогруз "Арендзее". При этом 10 тонн настоящего цемента выбросили в океан. Теперь все соответствовало товарно-транспортным накладным.
Однако все эти манипуляции не остались незамеченными спецслужбами ЮАР, спланировавшие провести операцию "Нобилис", конечной целью которой стала ликвидация полученного урана. Данное задание диверсанты смогли осуществить, затопив транспортное судно прямо в гавани, а так как на рейде находилось множество неопознанных грузовых судов, то заминировали несколько подходящих под описание сухогрузов.
В результате операции 30 июля 1984 года в ангольском порту Луанды были взорваны немецкий сухогруз "Арендзее" и ангольское судно "Лундоже". Кроме штатного экипажа, который боролся за живучесть судна, на спасение пришли моряки буксира "Неотразимый", приписанного к эстонскому Минрыбпрому. Чтобы избежать затопления буксир подтолкнул MS Arendsee на мелководье. К счастью, на рейде находился однотипный сухогруз MS Blankensee, на который перегрузили большую часть груза с тонущих судов. Вскоре полученные пробоины и поступления воды были устранены.
Однако комиссионный осмотр судна, а также возникающие вопросы со стороны страховой компании, подрыв судна в условиях войны в Анголе, которой юридически не было и радиоактивное заражение трюмов контрабандным ураном, предопределили дальнейшую судьбу судна — эксплуатацию и ремонт сухогруза MS Arendsee посчитали нецелесообразным… В то же время, ангольское судно "Лундоже" отправили на ремонт в Бразилию.
В итоге 5 сентября 1984 году грузовой транспорт "Арендзее" отбуксировали и затопили в Атлантическом океане на глубине 533 метра в точке с координатами 08°42S, 12°51E. — Врезка К.ру
Согласно официальной биографии Игоря Сечина, в 1984 году он проходил срочную службу в Советской армии. Затем несколько месяцев провел в Туркменской ССР, где действовал международный военный центр по подготовке специалистов ПВО. В январе 1985 года из Туркмении Сечина перебросили в Анголу, где в тот период шла гражданская война. В Анголе он 4 года прослужил старшим переводчиком с португальского и французского языков в группе советников ВМФ СССР.
Игорь Сечин не забывает своих сослуживцев, и благодаря его финансовой помощи в Москве образован упоминавшийся выше СВА. В частности, он помог этой ветеранской организации получить офис на Смоленской площади (ремонт финансировал ВТБ) и помещение под комнату боевой славы в Царицыне. А также, видимо, финансирует поездки членов СВА в богатую алмазами и нефтью Анголу, где они стараются потеснить китайцев и восстановить утраченное влияние. Кстати, контакты СВА с местной элитой курирует еще один хороший знакомый Игоря Сечина — советник посла РФ в Луанде полковник ГРУ Николай Рыбчук, ранее служивший военным переводчиком при Минобороны Анголы и военным атташе в Мозамбике и ЮАР.
Что же касается предполагаемого сечинского друга Ивара Алта, то по данным базы «Авиаперелеты России», в середине 90-х он несколько раз посещал Петербург и Москву, а в своем резюме указал, что начал заниматься бизнесом в 1999 году, когда ему исполнилось 37 лет (в то время Сечин руководил секретариатом Путина в правительстве РФ).
С 2017 года бывший моряк со спасателя «Неотразимый» трудится вице-президентом Petroline Swiss AG. Как указано на официальном сайте компании, «ассортимент продукции состоит, в основном, из природного газа и дизельного топлива, произведенных в Европе и поставляемых клиентам, расположенных в Европейском Союзе или Азии», также фирма торгует сырой нефтью и ее производными.
Президент Ханнес, PwC и Газпромбанк
Какими суммами и объемами нефти и газа оперирует Petroline Swiss AG — неизвестно. Между тем, согласно имеющейся в распоряжении «Снаружки» финансовой выписке, в марте 2018 года Petroline Swiss AG поставили на учет в ИФНС № 28 по г. Москве, однако в информационной бизнес-базе СПАРК сведения о компании отсутствуют, хотя с момента регистрации прошло почти два года.
Через месяц после постановки на учет в налоговом органе, Газпромбанк открыл для Petroline Swiss AG три банковских счета (рублевый, долларовый и евро). Документ был отправлен на имя президента компании Ленциуса Ханнеса (Hannes Lentsius).
Господин Ханнес проживает в Эстонии и трудится главой налогового отдела международной аудиторской компании PricewaterhouseCoopers (PwC)*.
А другой аудитор из PwC Даниш Юнус (Danish Younus) занимает в швейцарской компании должность главного управляющего.
Бизнесмен из Таллина сообщил «Снаружке», что Ленциус Ханнес будто бы давно работает на очень влиятельного русского и консультирует местных коммерсантов по вопросам оптимизации налогов. В телефонном разговоре господин Ханнес сообщил, что компания Petroline Swiss AG находится в «спящем» состоянии и только начинает работать с Россией. И добавил, что в Эстонии вполне нормально относятся к тем, кто работает на российские компании и никакого давления со стороны властей или спецслужб не ощущает. О том, что Игорь Сечин и вице-президент компании Ивар Алт дружат со времен службы в Анголе, Ханнес слышит впервые (аудиозапись имеется в редакции). Однако на следующий день Ханнес прислал в редакцию письмо, в котором изложил уже несколько другую версию событий: «Я не веду никакого бизнеса в России. Наша компания Petroline Swiss AG зарегистрирована в Швейцарии, и мы не вели никакого бизнеса и не получали никаких доходов от России или связанных с Россией компаний. Единственная наша связь с Россией заключается в том, что наша компания открыла банковский счет в российском банке. Налоговая регистрация в Москве была обязательным условием для открытия банковского счета».
Как известно, Газпромбанк, открывший счета для «спящей» Petroline Swiss AG, является ключевым звеном в бизнес-империи хороших знакомых президента: в совет директоров входят бывший офицер ПГУ КГБ Андрей Акимов, сыновья путинских друзей Сергея Иванова и Николая Шамалова — Сергей и Юрий, соответственно, и однокурсник Дмитрия Медведева по ЛГУ Илья Елисеев. После окончания МГУ, в Газпромбанке начинал свою карьеру сын Сечина — Иван, а затем перешел к отцу в Роснефть.
С 2014 года из-за аннексии Россией Крыма и войны на Донбассе Газпромбанк и его дочерние структуры в Европе находятся под секторальными санкциями Минфина США и ЕС. Кроме того, в феврале 2018 года швейцарской «дочке» Газпромбанка Gazprombank (Switzerland) Ltd, куда в менеджмент входит все тот же бывший офицер «Штази» Маттиас Варниг, местный регулятор Swiss Financial Market Supervisory Authority (FINMA) запретил привлекать новых частных клиентов и назначил внешнего аудитора.
В отчет FINMA легла информация из «Панамского досье». Журналистское расследование показало, что в 2014 году Gazprombank (Switzerland) Ltd открыл счет зарегистрированной в Панаме компании International Media Overseas (IMO), собственником которой значился друг молодости Путина музыкант Сергей Ролдугин. При этом Ролдугин, как бенефициар, при регистрации компании скрыл свое близкое знакомство с Путиным (политически значимым лицом), а согласно документам, IMO зарабатывала миллионы долларов, буквально, из воздуха.
Но вернемся к Ивару Алту, снабжавшему Игоря Сечина колбасой и тушенкой. В июле 2018 года (возможно, по приглашению Сечина) вся семья Алта приезжала в Москву на Чемпионат мира по футболу, а сыновья Ристо и Рейо сделали селфи на стадионе в Лужниках.
Вместе с семьей Алта на ЧМ-2018 прилетали теперь уже бывший главный тренер волейбольной команды Saaremaa Тали Урмас и уже знакомый нам аудитор из PwC Ленциус Ханнес. В телефонном разговоре Ханнес заявил, что в Москве не был (в распоряжении «Снаружки» есть копия его заявки на паспорт болельщика).
Источник из Союза ветеранов Анголы сообщил, что эстонцы были в восторге от футбола. А также добавил, что в разговорах Ивар Алт упоминал, что помимо Сечина, хорошо знаком со своим соседом по даче — заместителем мэра Москвы Максимом Ликсутовым, до 2011 года, имевшим гражданство Эстонии, и бывшим заместителем председателя правления Газпром Александром Медведевым, чья биография наводит на мысли об офицере внешней разведки, прикомандированном к банкам (с 2019 года Медведев — президент ФК «Зенит»).
Журналисты «Снаружки» отправили вопросы на почту бывшего моряка Ивара Алта (ivar.alt@petroline.ee), а также позвонили на четыре телефонных номера, которые при регистрации Petroline Swiss AG указывал эстонец. Каждый раз на звонки отвечал один и тот же мужчина и представлялся то другом, то помощником Алта. Помощник пообещал, что обязательно передаст наши вопросы шефу, но господин Алт на связь так и не вышел.
Сотрудники из PwC не раз становились фигурантами громких финансовых скандалов.
Например, в 2019 году Генеральная прокуратура Анголы начала расследование в отношении аудиторов из PwC, которые консультировали дочь бывшего президента Анголы Изабель Дос Сантос. По данным следствия, президентская дочь совместно с супругом через государственную нефтяную компанию Sonangol и национального экспортера алмазов Sodiam вывела на счета двадцати сторонних компаний $2.2 млрд.
Глава PwC Боб Мориц заявил, что с репутационной точки зрения, откровения о связях его фирмы с Дос Сантоса стало худшим, что произошло под его руководством.