Джеффри Эпштейн катал Клинтона и Трампа на джете. Перевод текста WSJ.
Во время президентской гонки 2016 года скандально известный финансист Джеффри Эпштейн начал организовывать встречи с приближенными будущего президента Дональда Трампа. Некоторых он знакомил с еще одним своим приятелем — российским дипломатом высшего ранга. Судя по документам, с которыми ознакомился The Wall Street Journal, в 2016 году Эпштейн устраивал обеды с венчурным капиталистом Питером Тилем и инвестором в сфере недвижимости Томасом Барраком. Оба тогда были для предвыборной кампании Трампа финансовыми спонсорами первой величины.
Эпштейн приглашал Тиля и Баррака на встречи с Виталием Чуркиным, послом России при ООН. Согласно документам в распоряжении редакции, в период с 2015 года до самой смерти Чуркина (предположительно, из-за сердечного приступа в начале 2017-го) у постпреда с Эпштейном было запланировано не менее восьми встреч.
О целях Эпштейна при организации тех встреч с партнерами Трампа и российским послом в документах не говорится. Чего именно он хотел этим добиться, не знают даже те, с кем он встречался в 2016-м. В 2019 году Эпштейн умер в тюрьме, ожидая слушания федерального суда по обвинениям в торговле людьми с целью сексуальной эксплуатации.
Тиль, судя по документам, несколько раз пересекавшийся с Эпштейном в 2014-м, говорит, что его встреча с Эпштейном и Чуркиным в октябре 2016 года была «ничем не примечательной». «Я был очень наивен — вспоминает Тиль, — и о том, что у Эпштейна за повестка дня, особо не задумывался». Баррак, основатель инвестиционного фонда Colony Capital и давний союзник Трампа, давать комментарии отказался.
«Никто из них не был официальным представителем предвыборной кампании, а Эпштейну Трамп вообще запретил появляться в Мар-а-Лаго (частная резиденция во Флориде, принадлежащая Трампу. — Forbes)», — заявил пресс-секретарь экс-президента.
В результате двухлетнего расследования специального прокурора Роберта Мюллера и отдельного расследования обеих партий в Сенате, выяснилось, что Россия пыталась вмешаться в процесс выборов и помочь Трампу, однако о том, что в сговоре сознательно замешаны приближенные Трампа по избирательной кампании, не заявили ни прокурор, ни кто-либо из партий Сената. Чуркин в отчетах Мюллера и Сената не фигурирует. Россия вмешательство в выборы отрицает. В пресс-службах российских посольства и миссии при ООН просьбы о комментариях оставили без внимания.
Эпштейн и Трамп много общались в 1990-х и часто фотографировались на светских мероприятиях. Впоследствии оба признавали, что между ними произошла размолвка. Это случилось еще до того, как в 2008-м Эпштейн признал за собой вину в склонении несовершеннолетней к проституции, отбыл срок в тюрьме во Флориде и встал на учет для сексуальных насильников. Когда Эпштейна арестовали в 2019 году, Трамп заявлял, что не разговаривал с ним уже примерно 15 лет. «Я от него был не в восторге, вот что могу сказать», — говорил тогда президент США.
Эпштейн перед многими хвастался тем, что поддерживает связи с Трампом и Биллом Клинтоном и с обоими очень хорошо знаком. Судя по бортовым журналам, и Трамп, и Клинтон летали на частном самолете Эпштейна. Контакты и того и другого находились у финансиста в записной книжке, которая сейчас находится в общем доступе.
В августе 2016-го, когда шансы на победу Трампа казались еще совсем призрачными, Эпштейн запланировал обед с Барраком, — тогда приглашенный был неофициальным советником Трампа и организатором сбора средств в рамках его предвыборной кампании. Позднее Баррака назначили начальником инаугурационного комитета. Федеральные прокуроры обвиняли мужчину в лоббировании Трампу интересов Объединенных Арабских Эмиратов, но на судебном заседании в 2022 году Баррака оправдали.
С Барраком Эпштейн был знаком уже не первый год, и его имя тоже было в записной книжке. В документах и рабочем графике, с которыми ознакомилась редакция, имя инвестора появилось лишь летом 2016-го. Именно тогда Эпштейн запланировал обед, на который, согласно документам, должны были приехать Баррак, Чуркин и Эхуд Барак, бывший министр обороны Израиля.
В расписании Эпштейна в сентябре того же года Томас Баррак появился дважды, в том числе в качестве гостя на большом воскресном приеме в нью-йоркском таунхаусе финансиста. В списке приглашенных также были Чуркин, Барак и кинорежиссер Вуди Аллен.
Барак на просьбы дать комментарий не ответил. Ранее он рассказывал The Wall Street Journal, что часто встречался с Эпштейном во время поездок в Нью-Йорк, а в его таунхаусе обсуждал политику с интересными людьми. Представительница Аллена ранее говорила, что режиссер бывал на приемах Эпштейна вместе со своей супругой.
Российский дипломат
Чуркин был постоянным представителем России при ООН с 2006 года. Он был чиновником высшего ранга (сначала от имени Советского Союза, а затем и России): дипломата отправляли на переговоры по мирным соглашениям после войны в Боснии и Герцеговине, и он долгие годы яро отстаивал в ООН интересы России. В ходе предвыборной кампании 2016 года Чуркин заявлял репортерам, что с Трампом встречался дважды (впервые — в 1986 году) и что тот произвел на него «неизгладимое впечатление».
Покойный финансист активно заводил связи в ООН и у себя в таунхаусе часто принимал бизнесменов и зарубежных чиновников. В электронном письме от 2009 года Эпштейн говорил о встрече с «одним из людей Путина». Большинство собеседников The Wall Street Journal говорят, что с Эпштейном встречались по вопросам его финансов или связей.
Судя по записям первой запланированной встречи с Чуркиным, чиновника Эпштейну представили как друга Терье Руда-Ларсена, норвежского дипломата и частого гостя в таунхаусе финансиста. На просьбы дать комментарий Руд-Ларсен не ответил.
Согласно документам, в сентябре 2016-го у Эпштейна должна была состояться встреча с другим знакомым Трампа по имени Николас Рибис-старший.
В 1990-х Рибис был генеральным директором гостинично-курортной сети Trump Hotels & Casino Resorts, а потом работал у Баррака в Colony Capital. В начале 2016 года Рибис стал одним из спонсоров комитета политического действия в поддержку кампании Трампа.
Согласно сведениям в документах, в период с 2011-го по 2017 год Эпштейн и Рибис должны были пересечься несколько раз. В пресс-службе управленца заявляют, что с Эпштейном его почти ничего не связывает и совместными делами они не занимались.
Связи в Кремниевой долине
В июле 2016-го Тиль, инвестор стартапов и соучредитель PayPal, выступал на Национальном съезде Республиканской партии, где кандидатом выбрали Трампа. В октябре Эпштейн пригласил миллиардера на обед с Чуркиным. Помощник финансиста пометил встречу как «важный обед».
В документах указано, что в 2014–2016 годах у Тиля с Эпштейном было запланировано почти с десяток встреч в таунхаусе последнего, — тогда он был гостем наряду с другими приглашенными вроде Аллена и бывшего юрисконсульта Белого дома Кэтрин Руммлер. Руммлер заявляет, что с Эпштейном ее связывали профессиональные отношения и она об этом жалеет.
Судя по документам, несколько приятелей финансиста годами писали Тилю по электронной почте и предлагали ему встретиться с Эпштейном. В марте 2014-го другой миллиардер и венчурный капиталист Рид Хоффман, крупный спонсор Демократической партии, отправил Тилю письмо, в котором представил Эпштейна и назначил встречу у Тиля дома в Сан-Франциско.
«Встретишься с одним из тех, кто придумал деривативы, Джеффри Эпштейном?» — спросил Хоффман, повторяя ложное утверждение, которое иногда изрекал сам Эпштейн. Хоффман писал, что Эпштейн «довольно веселый, очень интересный парень, может быть, чуть-чуть упрямый, но очень хорошо разбирается в биологии, вычислениях и макроэкономике».
Хоффман утверждает, что обо всех взаимодействиях с финансистом жалеет и что представил его ради привлечения средств для Массачусетского технологического института. «Эпштейн говорил, что пожертвования в МIT ему проще делать совместно с другими IT-лидерами, — объясняет миллиардер в электронном письме. — Знакомя их друг с другом, я сказал то, что просил Эпштейн, в том числе как он преподносил себя сам. Я доверился внутренней проверке университета, но собственную проводить не стал».
В институте заявляют, что принятие подарков от Эпштейна было ошибкой и она является «результатом коллективного и существенного заблуждения».
Недавно в ответ на вопрос об электронной переписке и других документах Тиль сказал, что ранние сообщения с предложениями познакомиться с Эпштейном он игнорировал, но в 2014 году согласился встретиться с ним с подачи Хоффмана. Последний знаком с Тилем еще со студенческой скамьи в Стэнфордском университете.
Тиль утверждает, что на его памяти речь о Массачусетском технологическом институте в общении с Эпштейном и Хоффманом никогда не заходила и что «нелепо предполагать», будто он станет помогать с финансированием университета, если сам в 2010 году учредил стипендию, которой поощряет учащихся не поступать в колледж и бросать учебу.
Тиль заявляет, что к дальнейшему общению его склонял Эпштейн, в основном предлагая возможность познакомиться с другими людьми. «Он был помешан на полезных знакомствах, но при общении наедине по существу почти не говорил, — отмечает миллиардер-инвестор. — Всем пускал пыль в глаза».
Круг Клинтона
Согласно документам и записям пожертвований в рамках предвыборной кампании, Эпштейн куда чаще встречался с демократами и куда больше денег выделял именно им. The Wall Street Journal сообщала, что в его графике значились встречи с несколькими лицами, работавшими в администрациях Клинтона и Обамы. В таунхаусе у финансиста висела шуточная картина, на которой запечатлен Билл Клинтон в синем платье и красных туфлях.
В 2019-м пресс-секретарь Билла Клинтона заявил, что все связи с Эпштейном бывший президент оборвал более 10 лет назад и о его предполагаемых преступлениях не знал. Представитель добавил, что Билл Клинтон летал на самолете Эпштейна четыре раза и однажды посещал его дом — все происходило в сопровождении Секретной службы и по делам, связанным с деятельностью Фонда Клинтона.
Судя по публичным реестрам, во время выборов 2000 года в Сенат покойный финансист жертвовал средства для кампании Хиллари Клинтон, а налоговые декларации свидетельствуют о том, что в 2006 году он выделил $25 000 на работу организации, сегодня известной как глобальный благотворительный фонд семьи Клинтонов. Пресс-секретарь Хиллари Клинтон давать комментарии отказался.
После обвинительного приговора Эпштейн продолжил поддерживать связи с некоторыми членами кабинета Билла Клинтона, включая Лоуренса Саммерса, который был министром финансов, и Билла Ричардсона, занимавшего должность министра энергетики. Кроме того, он встречался с представителями кабинета Клинтона, которые работали в администрации Обамы, в частности с Руммлер и нынешним главой Центрального разведывательного управления Уильямом Бернсом.
Как гласят документы, в сентябре 2016-го финансист запланировал у себя дома ужин с Ричардсоном, который продвигал кандидатуру Хиллари Клинтон и ранее был губернатором Нью-Мексико. Ричардсон утверждает, что в 2016-м с Эпштейном не встречался и почему его имя появилось в распорядке, ему неизвестно. По словам чиновника, пожертвование, которое его губернаторской предвыборной кампании выделил Эпштейн, было отдано на благотворительность.
Выборы 2016 года
Рано утром 9 ноября 2016 года победителем президентской гонки объявили Трампа. Приятелям Эпштейн говорил, что очень рад его победе, и хвастался знакомством с несколькими потенциальными членами нового кабинета.
В следующие несколько недель финансист опять запланировал встречи с Чуркиным и его сыном Максимом Чуркиным, который тогда учился в одной нью-йоркской бизнес-школе.
Последняя запланированная встреча с Виталием Чуркиным была назначена на 10 января 2017 года. В следующем месяце в преддверии собственного 65-летия дипломат умер. Трамп, тогда уже в статусе президента, выступил с заявлением Белого дома о том, что опечален новостью, и поблагодарил Чуркина за долгую дипломатическую службу.
Через три дня после смерти Чуркина Эпштейн отправил Тилю электронное письмо: «Как ты слышал, умер мой друг — посол из России. Жизнь коротка, начинай с десерта».