На ЦФТ и "Золотая корона" горит. Обещанные США и ЕС санкции, вплоть до отключения России от системы межбанковских платежей SWIFT, разумеется, скажутся на экономической ситуации в стране. Больше или меньше — это зависит от нашей готовности обходиться без тех или иных возможностей использовать свое, отечественное, способное заменить иностранные аналоги.
Так, Система передачи финансовых сообщений (СПФС) в качестве российского аналога SWIFT разрабатывается Банком России с 2014 года для пользования внутри страны без какого-либо опасения закрытия или ликвидации в условиях антироссийских санкций. На сегодня перечень сообщений, которые поддерживаются при помощи данной системы, примерно пятьдесят названий.
Стоит сказать, что SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications), что в переводе означает «Сообщество межбанковских всемирных телекоммуникаций», сегодня работает с более чем десятью тысячами финансовых организаций по всему миру. Распространение СПФС пока еще не имеет такого широкого охвата, как его аналог, но SWIFT на финансовом рынке существует уже более сорока лет, а российскому аналогу еще и семи лет нет. А значит в случае отключения России от SWIFT межбанковские коммуникации будут осуществляться через отечественную Систему передачи финансовых сообщений (СПСФ), полностью независимую от какого-либо влияния США и Евросоюза.
А так ли это? Полностью ли независима российская система СПФС, скажем, от Соединённых Штатов, если её технологическими участниками владеют или руководят граждане США, да еще и участвующие в криминальных процессах против российских граждан и их детей?
Итак, Центр финансовых технологий (ЦФТ) — крупнейший в стране поставщик IT-решений для финансового сектора с выручкой более 25 млрд руб. активно участвует в СПФС, в частности, даже продает лицензии на платежные операции за устройства, которые обеспечивают слаженную работу с системой передачи финансовых данных. Также приложение ЦФТ предназначено для организации обмена документами между пользователями СПФС и обеспечивает прием и отправку документов форматов SWIFT и SWIFT-RUR по защищенным каналам связи ЦБ РФ с помощью электронного сообщения ED503. То есть, Центр финансовых технологий является одним из ключевых звеньев межбанковской связи российской системы Система передачи финансовых сообщений, готовой заменить SWIFT в случае «отключения».
А теперь — несколько иная информация о том, что из себя представляет «Центр Финансовых технологий». Во-первых, загадочные (на первый взгляд) бенефициары компании стараются не раскрываться. В декабре 2016 года РБК писал со ссылкой на свои источники, что 65% акций компании принадлежат разным физическим лицам: всем этим пакетом по акционерному соглашению номинально управляет Николай Кульков. Он и его близкие, как рассказывали "Ведомости", имеют примерно 35–40% акций «ЦФТ», включая пакет основателя компании Андрея Смирнова.
Весной 2006 года американский инвестфонд Baring Vostok (глава фонда Майкл Калви в 2021 году осужден на 5,5 лет условно за хищение средств банка "Восточный") вошел в состав акционеров группы компаний «ЦФТ» и получил блокирующий пакет акций. Юридически эта группа представлена платежной системой «Золотая корона», «ЦФТ», расчетным центром «Платежный центр», процессинговым центром «КартСтандарт», компанией «Биллинговый центр» (Faktura.ru). Доля фонда, по данным из различных источников, составила 35%. Из физических лиц, владеющих акциями, эксперты отмечают того же Андрея Смирнова — он занимал пост вице-президента «ЦФТ» по стратегическому развитию и владеет не менее 5% акций.
По мнению экспертов, создавая и обслуживая решение по контролю расчетов крупнейших российских компаний и госкорпораций, «ЦФТ» может получать информацию об их хозяйственной деятельности. Сопоставив факты, эксперты делают вывод о том, что у российских банков есть основания, чтобы воздержаться от взаимодействия с ЗАО «ЦФТ». Основным акционером компании по выписке из реестра акционеров является лицо, не участвующее в деятельности компании, а в качестве реальных владельцев себя позиционируют другие лица.
И еще одна интересная история, связанная с группой компаний «ЦФТ», и подтверждающая предположение о том, «ЦФТ» и его акционеры поддерживают санкции, введенные США против РФ в целом и персонально против ряда российских организаций и физических лиц. Как пишет издание "Журналисткий контроль", хотя продукты компании и были включены в реестр российского программного обеспечения, но высока вероятность указания фиктивных сведений о бенефициарах компании, а это создает угрозу, что продукты «ЦФТ» могут быть в одночасье выведены из реестра без права на восстановление в течение целого года.
Так же, несмотря на формально российскую юрисдикцию, ЗАО «ЦФТ» и связанные с нею структуры (платежная система «Золотая Корона») вынуждены были выполнить ряд действий, направленных в поддержку введенных против России санкций со стороны США. Например, в 2015 году от «Золотой Короны» по ее же инициативе были отключен попавший под прямое действие американских санкций СМП-банк.
11 марта 2019 года США ввели санкции против российского «Еврофинанс Моснарбанка» и его карты международных платежных систем перестали работать в России, хотя этого не должно было произойти – для этого ЦБ учредил Национальную систему платежных карт (НСПК), которая была создана еще в 2014 году. Но в случае с «Еврофинанс Моснарбанком» схема не сработала. Работу его карт обеспечивает российский процессинговый центр «Картстандарт», входящий в группу «Центр финансовых технологий» (ЦФТ). Да, да, ту самую ЦФТ. И когда Visa и Mastercard приостановили участие «Еврофинанс Моснарбанка» в платежных системах, «Картстандарт» перестал обслуживать его карты, оставив поддержку только национальных карт «Мир». Таким образом, делают вывод "Ведомости", хозяева «Центра финансовых технологий» поддержали антироссийские санкции, приняв в них активное и непосредственное участие.
А теперь вишенка на торте, которая и объясняет столь сильную приверженность некоторых акционеров ко всему американскому, включая и санкции против России. Итак, сооснователь «Центра финансовых технологий» Андрей Смирнов, де факто владеющий крупным пакетом акций ЦФТ, является отцом Николая Смирнова — члена совета директоров группы компаний ЦФТ и председателя совета директоров РНКО «Платежный центр» (расчетный центр платежной системы «Золотая Корона». И отец, и сын — граждане Соединенных Штатов Америки, дававшие присягу «в верности флагу Соединённых Штатов Америки» и поклявшиеся «верой и правдой служить Соединённым Штатам».
Кроме того, верность Соединённым Штатам отца и сына Смирновых подогревается еще и тем, что сын Коля успел за свои 37 лет оказаться под следствием и побывать в международном розыске за то, что в 2015 году вывез из Москвы ребенка с его суррогатной матерью на Кипр, где их в конце концов и бросил. Издание "Экспресс-газета" подробно описало перипетии этой истории и уголовного дела, внезапно закрытого следователем, несмотря даже на определение Верховного суда России от 14.05.2017 № 5-кф17-1826.
Ну и чтобы окончательно закрыть вопрос, Николай Смирнов, как выяснила газета "Версия", отправил в тюремную камеру мать уже шестилетней Софии — предпринимательницу Ольгу Миримскую, обвинив её в даче взятки следователю, который вел дело в отношении самого Смирнова. А сам Николай благополучно убыл в Майами, где сейчас и проживает по соседству со своими американскими родителями Андреем и Инной Смирновыми.
И уже оттуда, из Соединенных Штатов, отец и сын Смирновы дистанционно управляют «российскими» финансово-технологичными компаниями и платежными системами. О каком противодействии санкциям США в отношении России может идти речь? Ни о каком. Поддержат и продвинут, как родные.
КП.ру, 12.01.2022, "Ольга Миримская, предприниматель: "Травмированное мужское эго и миллионы долларов разлучили меня с дочкой, отправив в тюремную камеру": [...] не было информации от самой Ольги Миримской, но теперь есть возможность услышать мнение предпринимательницы, которая находится в московском СИЗО № 6. Ее ответы проливают свет на происходящие события. [...]
— У шестилетней Софии Миримской нет и никогда не было отца. Сейчас я впервые расскажу вам историю любви. Я встретила Колю Смирнова, когда он учился в Стэнфорде вместе с моим старшим сыном. Из семьи он ни с кем не общался, только изредка с отцом, который готовил его в наследники. Мы начали жить вместе в 2008 году, когда ему исполнилось 22 года.
Семья Николая была против, а отец угрожал ему лишением всего — наследства, положения в компании, финансовой поддержки. Но наша любовь была настолько сильна, что мы не расставались, игнорируя все угрозы. Но напряжение только увеличивалось.
В середине 2013 года я предложила Николаю родить общего ребенка. Он не хотел, но в итоге согласился стать донором уже потом решить, как он будет к нему относиться. И так получилось, что после десятка наших неудачных попыток, очередная суррогатная мама смогла выносить для нас ребенка. Но в январе 2014 года отношения с Николаем испортились, мы расстались.
Дальше была та история с Кипром. Я считаю, что самое аморальное, что может сделать мужчина, это использовать маленького ребенка в интересах мести и корысти.
И заметьте, что Сонечку не отвезли ни на Украину к суррогатной матери, ни в Майами, где проживает семья Смирновых. [...]После одного из судебных заседаний ко мне подошел адвокат Вадим Багатурия и сообщил, что отец Николая решил, что Соня будет жить в Чикаго с его женой до пяти лет, и ни у кого к ребенку не будет доступа. Ни у меня, ни у Николая. А потом отец сам решит судьбу моей дочери. — Врезка К.ру