Разыскиваемый Киргизией и Интерполом за разбой акционер холдинга «Полиграфоформление» и Кировского завода Максим Яковлев попытался спрятаться от российских налогов в Абхазии, но вместо этого оказался похищен неизвестными. По данным «Фонтанки», похищение состоялось 20 июня. Через некоторое время его жене прислали рукописную записку с лаконичным объяснением и просьбой собрать 200 млн рублей. По данным «Фонтанки», почерк принадлежит похищенному.
По предварительным данным, 53-летний предприниматель исчез 20 июня. Внутри абхазского дома, в котором он проживал длительное время, остались сломанная мебель и кровь. Жене Яковлева с посыльным передали записку. Из нее следует, что супруг просит собрать значительную сумму. Механизм передачи денег не оговаривался. На словах женщину успокоили: муж жив, ему только разбили нос.
Максим Яковлев не в списке Forbes, но его состоятельность не вызывала сомнений. Начальный капитал скоплен им на чековых инвестиционных фондах, созданных в период приватизации 1992 – 1994 годов. Он скупал ваучеры у населения и инвестировал их. В 1994-м купил 3% акций и получил членство в совете директоров Кировского завода, тогда же купил «Полиграфоформление».
Холдинг поставляет упаковку мировым брендам. Каждый месяц выпускает по 3,5 млн этикеток для производителей шоколада, газировки, пива. Это одно из крупнейших полиграфических предприятий страны. Яковлев является гендиректором и на две трети контролирует его через кипрскую компанию «Девонкрофт». Чистая прибыль холдинга в прошлом году составила 120 млн рублей, активы оцениваются в 1,5 млрд. Также Яковлева знают как первого председателя товарищества собственников жилья «Благодатная, 24». Этот дом собрал под крышей многих влиятельных персон. В настоящее время он почти неприступен, как крепость, о чем свидетельствует отчаянная погоня ГАИ за вооруженным кортежем нынешнего председателя ТСЖ Андрея Пригульного.
Но Яковлев несколько месяцев в Петербурге не появлялся. С января 2018 года вступили в силу поправки в ФЗ «О валютном контроле». Владельцы иностранного бизнеса получили возможность не отчитываться перед ЦБ о наличии зарубежных счетов и движении денег при условии, что срок пребывания за пределами России в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней. Яковлев, по данным «Фонтанки», этой опцией воспользовался.
В своих путешествиях бизнесмен был существенно ограничен. В 2013 году Киргизия объявила его в розыск по линии Интерпола в качестве обвиняемого в самоуправстве с применением насилия, завладении чужим имуществом, незаконном захвате помещений. По версии следствия, бизнесмен нанес ущерб почти в 40 млн рублей киргизскому партнеру Олегу Подобедову, с которым они закупали оборудование для совместной полиграфической компании в Бишкеке. В 2014 году уголовное дело прекращали, но, видимо, оно возобновлено. Карточка Интерпола на Яковлева по-прежнему действительна.
Учитывая международный розыск, Яковлев выезжал в относительно безопасные страны. Южной Корее и Таиланду до него дела нет, Абхазия его бы точно не выдала.
Корейские путешествия могли быть связаны с новой страстью бизнесмена. Он стал пастором современной церкви Good News Mission («Благая весть»), родиной которой считается Южная Корея. Яковлев читал проповеди, одна из излюбленных его фраз: «Жизнь – это затяжной прыжок в могилу». Наше предназначение – отдавать, с собой все равно ничего не унесем, наставлял Максим Николаевич публику с кафедры.
В корейский бизнес Яковлев тоже вкладывался. Он возглавил европейское подразделение корпорации Unhwa, которая специализируется на биотехнологиях и культивировании стволовых клеток растений. Из них будто бы можно создавать лекарства от рака и ВИЧ. Так, во всяком случае, утверждает Unhwa, а судя по интернет-отзывам, немалое количество потребителей готово назвать корпорацию коммерческой сектой.
По информации «Фонтанки», Следственный комитет Петербурга не исключает, что киргизские неприятности Яковлева и его похищение могут быть связаны. Между предпринимателем и его оппонентами последнее время велась информационная война. Предпринимателя объявляли погибшим, о нем печатались скабрезные некрологи, ему приписывали всякого рода извращения. Яковлев как мог отвечал. На различных информресурсах публиковались нарочито хвалебные статьи о нем.
Не менее жизнеспособна и версия банального похищения с целью выкупа. Местным жителям не могла не броситься в глаза респектабельность Яковлева. Он роскошью не кичился, но и обедать предпочитал в лучших заведениях.
Сообщало о конфликтах между Максимом Яковлевым и гендиректором Кировского завода Георгием Семененко. Миноритарий Яковлев регулярно оспаривал действия руководителя завода и сделки, заключеные им.
****
Киргизский суд заочно арестовал миноритария Кировского завода Максима Яковлева
Первомайский районный суд Бишкека 26 декабря заочно арестовал петербуржца Максима Яковлева, гендиректора АО «Полиграфоформление» и миноритария ОАО «Кировский завод».
Уголовное дело в отношении предпринимателя возбудили в апреле 2010-го года. Максима Яковлева обвиняют в самоуправстве с применением насилия (ст. 353 Уголовного кодекса Киргизии), в разбое, совершенном организованной преступной группой с применением оружия и с целью завладения имуществом в особо крупном размере (ст. 168). А также — в самовольном захвате помещений с применением физического насилия либо с угрозой убийством (ст. 172-2). Максимальный срок наказания по этим статьям — заключение под стражу на 15 лет.
Обвиняемый скрывается от органов следствия, его местонахождение не установлено, заявило следствие. На этом основании оно ходатайствовало об аресте Максима Яковлева и его содержании в СИЗО-1 Бишкека.
По данным следствия, Яковлев в 2006-м году вместе с Олегом Подобедовым учредил в Киргизии ОсОО «Полиграфоформление». Тогда же эта компания закупила оборудование на 2,6 млн долларов и 640 тысяч швейцарских крон у кипрской «Девонкрофт Ентерпрайзес Лимитед» Максима Яковлева, а в 2007-м — арендовала производственные площади у ОсОО «Континент» Олега Подобедова.
Через несколько лет у предпринимателей возник конфликт. «Континент» заявил о долгах «Полиграфоформления» по арендной плате, а «Девонкрофт» – о неполной оплате поставленного оборудования.
В 2010-м году, во время киргизской революции, здание «Континента» заняло охранное предприятие «Альфа Центр», основанное ветеранами подразделения антитеррора «Альфа». Как считает следствие, оно действовало в интересах Яковлева. В результате «Континенту» и другим фирмам был причинен ущерб на 10,9 млн сомов, подсчитали правоохранители.
Ранее представители самого Яковлева заявляли, что уголовное дело – инструмент в корпоративном конфликте, что таким образом Олег Подобедов и аффилированные с ним лица препятствуют возврату не полностью оплаченного оборудования.
В 2013-м году, Интерпол объявил Максима Яковлева в международный розыск из-за преследования в Киргизии.
Источник: «Фонтанка», 27.12.2016