Читатели The Insider знают, насколько небрежно российские спецслужбы относятся к своей конспирации. Так, например, в открыто продающейся базе должников по кредитам обнаруживаются сотрудники засекреченных подразделений ФСБ, а в базе ГИБДД можно найти все персональные данные сотен сотрудников ГРУ. Как выяснил The Insider, СВР оказалась еще более прозрачной организацией: в открытом доступе на официальном сайте мэрии Москвы можно обнаружить адреса ведомственных домов Службы внешней разведки, где получили квартиры несколько тысяч офицеров. Чтобы получить их данные, не нужны даже никакие доступы к базам, любой желающий может совершенно официально получить информацию о владельцах квартир через Росреестр. Все эти данные доступны уже много лет, и не похоже, чтобы власти были этим озабочены. The Insider изучил карьеры жильцов этих домов и обнаружил, что судьбы некоторых из них сложились очень необычно: кто-то стал депутатом, кто-то — видным журналистом, нефтяником, банкиром, или даже кришнаитом, членом Российского союза Евангельских христиан-баптистов и Российского общества Ордена тамплиеров. В непростых биографиях жителей служебных домов СВР разобрался сотрудник Центра «Досье» Сергей Канев.
Из СВР в СР. Шпионский дом и его обитатели
Все началось с письма на мою электронную почту, в котором аноним из «Справедливой России» сообщил, что партия находится в глубочайшем кризисе: «Сергей Миронов в последнее время сильно сдал, нет ярких лидеров и идей, а саму „СР“ в своих целях используют выходцы из спецслужб», — пишет аноним. В качестве примера, источник привел Секретаря президиума центрального совета «СР» по международным вопросам Александра Романовича и его заместителя Романа Бернацкого. «Мы за глаза так их и зовем — „два Романыча“».
Роман Бернацкий, Сергей Миронов, Александр Романович
Биография первого «Романыча» — полковника запаса Александра Романовича — и вправду сильно напоминает карьеру офицера, тесно связанного с военной разведкой: в 1975 году он окончил Военный институт иностранных языков, потом проходил службу в качестве переводчика в Мали, на Кубе, работал в Международном отделе ЦК КПСС, где каждый второй был прикомандированным сотрудником КГБ, ГРУ, и руководил группой советских военных советников в Анголе и Мозамбике.
Несмотря на далеко не молодой возраст, Романович активно занимается политической деятельностью, является вице-президентом Социнтерна со штаб-квартирой в Лондоне и частый гость на российских федеральных телеканалах, где выступает экспертом по международным делам (в духе «Россия в окружении врагов»).
Информацию о втором «Романыче» — Романе Бернацком, можно найти на официальном сайте «Справедливой России»: вот он присутствует на переговорах Миронова с представителями Демократической партии Курдистана Абдулсаламой Абдуллой и Хошави Бабакрой. Или встречается в Москве с послом КНДР в России — товарищем Ким Ён Дже. На другом фото «справедливоросс» Бернацкий — участник круглого стола с делегацией Ландтага Баварии, организованном фондом Ханнса Зайделя, а на следующем — он уже в Бонне на европейском съезде Левой партии Германии (Die Linke), которую считают пророссийской, а некоторые члены находятся под присмотром немецкой контрразведки.
Как выяснилось, партиец Бернацкий родом из Петербурга, ранее трудился в Управлении делами МИД РФ, а затем в Росзарубежцентре. Сейчас эта бюджетная организация называется Россотрудничество при МИД РФ и имеет представительства во многих странах мира. В 2013 году ФБР подозревало сотрудников Россотрудничества в вербовке американских граждан, и глава представительства в США Юрий Зайцев был вынужден покинуть страну и некоторое время работать в Австрии.
«А как вы узнали, что Бернацкий выходец из спецслужб?» — поинтересовался я. — «Так он же живет в шпионском доме на улице Удальцова. Документ про этот дом лежит на Электронной Москве. Вы только не сдавайте меня» — ответил аноним из «СР» и больше на связь не выходил.
Информация о местожительстве второго Романыча полностью подтвердилась: он действительно еще недавно проживал в ведомственном доме СВР на улице Удальцова, построенном в 2001 году, а затем переехал в другое место. Дом построили за счет федерального бюджета, а через год, распоряжением столичного правительства № 994-РП, его передали на баланс Москвы. Документ лежит в открытом доступе на онлайн-справочнике федеральных и московских органов власти Mosopen.ru (Электронная Москва) и называется: «О передаче ведомственного жилого дома-новостройки Службы внешней разведки Российской Федерации в государственную собственность города Москвы». Под документом стоит подпись тогдашнего мэра столицы Юрия Лужкова.
Связаться с господином Бернацким не удалось, а из пресс-бюро СВР, которое возглавляет Сергей Иванов, 5 лет проработавший собственным корреспондентом «Комсомольской правды» в США, пришел ответ: «Сведениями о лице, указанном в Вашем обращении от 20 марта 2019 года, не располагаем».
Отметим, в статьях 17 и 18 «Закона о Внешней разведке» четко прописано, что действующие офицеры СВР и ГРУ не вправе состоять в политических партиях или обращаться за негласным содействием к депутатам любых уровней.
Журналисты, кришнаиты и другие разведчики
На портале Mosopen.ru можно найти еще 10 документов, касающихся строительства и передачи на баланс Москвы семи «шпионских» домов на улицах Академика Анохина, Профсоюзной, Удальцова, Вильнюсской, Тарусской, Ясногорской и так называемого элитного «Особняка резидентов» на Гончарной улице, где проживают отставные генералы КГБ-СВР. Причем, судя по тому, что говорят сами сотрудники СВР, об этом провале им было известно.
— По сути, Лужков сдал несколько сот кадровых офицеров ГРУ, был большой скандал в штаб-квартире в Ясеневе, но тогда он был нужен Кремлю и трогать его не стали — сообщил экс-полковник СВР проживающий Профсоюзной улице.
— А зачем нам такая большая армия шпионов? — поинтересовался я. — Не лучше ли эти деньги потратить на образование, строительство школ, больниц, вложить в науку и перспективных ученых?
— Что нужно мы и так украдем или завербуем кого надо...
Как видно из столичной адресной базы, в многоэтажках получили квартиры 2856 действующих офицеров разведки. Большинство жильцов начинали службу в воинских частях СВР, а теперь они трудятся в российских посольствах или представительствах при ООН, ЕС, ОБСЕ, Россотрудничестве и т.д. (на сленге разведки — «пиджаки»). У других указаны крупнейшие нефтегазовые компании, банки, Ростех, Аэрофлот, «Российская газета», «Комсомольская правда», НТВ или разного рода деловые советы с зарубежными странами. Есть даже члены Российского союза Евангельских христиан-баптистов и Российского общества Ордена тамплиеров. Причем некоторым «дипломатам», «нефтяникам» и «журналистам» были выданы российские паспорта одной серии, различаются они только двумя последними цифрами. В том числе подобный документ имеется у партийца Бернацкого.
В «Особняке резидентов» на Гончарной улице, проживает хорошо знакомый читателям The Insider генерал СВР Леонид Решетников. Генерал большой специалист по балканским странам, и среди руководства СВР считался последовательным «ястребом». В 2009 году Решетникова назначили директором Российского института стратегических исследований" (РИСИ), который называют мозговым центром СВР. Возглавляя РИСИ, генерал сблизился с «православным олигархом» и спонсором «Русской весны» на Донбассе Константином Малофеевым. Эти персонажи также засветились в неудавшемся перевороте в Черногории в 2016 году, за которым последовал громкий политический скандал и секретарю Совбеза Николаю Патрушеву пришлось срочно лететь в Белград и разруливать ситуацию. В январе 2017 года Владимир Путин отправил Решетникова в отставку, и теперь неудавшийся «путчист» возглавляет наблюдательный совет телеканала «Царьград ТВ», финансируемый все тем же Малофеевым.
В другой «шпионской» башне на улице Академика Анохина обнаружился действующий политик — сопредседатель Евразийского народного фронта (ЕНФ) и «Антибандеровского движения» Дмитрий Ермолаев (отец Ермолаева — генерал СВР в отставке). С 2002 по 2005 год Ермолаев трудился 3-м секретарем посольства РФ в Латвии и на местных интернет-форумах под ником «Kornet» негативно отзывался о первых лицах прибалтийского государства и проводимой ими политике интеграции с Евросоюзом. В 2005 году Рига с подачи латвийской контрразведки объявила Корнета персоной нон-грата, его отозвали в Москву (помимо Латвии Ермолаеву запрещен въезд в Молдову).
До 2012 года Корнет был членом политбюро общественной организации «Интернациональная Россия» при Общероссийском народном фронте, а затем с группой соратников отпочковался и учредил ЕНФ. Самыми заметными фигурами из окружения Корнета являются бывший начальник управления президента РФ по межрегиональным и культурным связям, а ныне главред новостного агентства REGNUM Модест Колеров (запрещен въезд в Латвию, Литву, Эстонию и Грузию), бывший дипломат из посольства РФ в Латвии Владимир Симиндей (в 2012 году объявлен Ригой персоной нон-грата), историк Александр Дюков (запрещен въезд в Латвию), кинорежиссер Сергей Четвертной, снявший фильм «Цветной сектор» о событиях в 1991 году в Латвии (Оперативная группа по стратегическим коммуникациям при ЕС включила фильм в отчет о фейках и российской пропаганде), финский публицист Йохан Бекман, который открыл в Финляндии представительство самопровозглашенной ДНР (запрещен въезд в Эстонию), а также постоянный участник телевизионных ток-шоу на НТВ Андрей Татарчук, представляющийся проживающим в Риге журналистом газеты «Сегодня».
Андрей Татарчук (слева) и Корнет
В числе соседей Корнета из ведомственного дома СВР не только «журналисты», «нефтяники» и «дипломаты», но и последователь учения Кришны Андрей Шимаенков: «Харе Кришна, уважаемые кришнавы! Примите мои смиренные поклоны. Вся слава Шриле Прабхупаде! Для нашей общины нужны рис, гречка, медикаменты» — обращается он в YouTube к единоверцам. В ведомственную квартиру Шимаенков въехал в 2002 году, в то время он был прикомандирован к Внешторгбанку (с 2006 года — ВТБ). Сейчас кришнаит трудится главным казначеем Фонда заботы о вайшнавах, или как еще их называют «преданные», которые создали общину в индийском городе Вриндаван. В этом городе построен жилой комплекс Шри Вриндаван Дхам, больше известный как «Русский дом», и гостиница, куда из России, Украины и Казахстана приезжают «преданные». Фонд возглавляет россиянин Сергей Тимченко, взявший себе имя Шри Джишну Прабху и окончивший институт вайшнавского образования (Бхакти Шастры). Богослов ведет жизнь монаха и выступает с лекциями в России и странах СНГ. Впрочем, от некоторых выступлений монаха о надвигающихся глобальных катастрофах официально открестился Центр общества сознания Кришны в России, назвав его проповеди личным мнением.
Андрей Шимаенков
Москвич Шимаенков тоже много выступает перед преданными, поет песни на религиозных праздниках и имеет аккаунты в социальных сетях, что для оперативной необходимости не запрещено сотрудникам СВР. Через «ВКонтакте» поющий казначей не ответил, как последователям Кришны удалось его «перевербовать».
Кстати, статья 19 «Закона о внешней разведке» запрещает офицерам СВР и ГРУ внедряться в религиозные организации. Однако запрет касается только официально зарегистрированных религиозных общин.
Необходимо добавить, что примерно половина офицеров СВР приватизировали свои квартиры и продали различным покупателям. В том числе иностранцам, эи теперь в шпионских домах проживают 17 граждан Вьетнама, Китая, Египта, Италии и сыновья бывшего атташе посольства США в Москве Шелдона Киркпатрика (Sheldon Kirkpatrick).
Сергей Канев
****
Секретное оружие? Зачем Служба внешней разведки массово закупает дамские штучки
Обвиненную в США россиянку Марию Бутину американские и британские СМИ расписали как секс-шпионку, которая предлагала «секс в обмен на влияние». Ни секс, ни шпионаж на суде, правда, не подтвердились, но за Службой внешней разведки России за океаном, похоже, прочно закрепился имидж тайной организации, которая подбирается к Белому дому исключительно через постель. Звучит параноидально, но последние госконтракты СВР только подтверждают подобные подозрения.
Золото Родины
Если вы полагаете, что главное оружие разведчика – пистолет и мартини, вы промахнулись. Может, и главное, но не единственное.
- Дамские перчатки Eleganzza из натуральной кожи ягненка с боковым разрезом, украшенным фурнитурой.
- Сумочки торговой марки Labbra разных форм и расцветок.
Labbra
- Шейные платки и палантины.
- Экстравагантная туалетная вода Moschino из Италии, пробуждающая в «ироничных и задорных в любви» женщинах «неуемную энергию, свежесть и яркие эмоции».
- Японская тушь для ресниц Stylinglife Holdings Inc., которая делает взгляд еще более выразительным...
- Увлажняющий гель-кондиционер для кожи лица с экстрактом дамасской розы Momotani Juntenkan Ltd, который придает коже упругость и эластичность...
- Эмульсия для лица с частицами золота – она нормализует движение ионов...
- Косметическое мыло для умывания с экстрактом слизи улитки оказывает прекрасное регенерирующее действие...
Все это – ассортимент не модного дамского бутика, а лишь немногое из длинного перечня тех незаменимых для защиты Родины товаров, что присутствуют в госконтрактах, заключенных в последнее время в интересах Службы внешней разведки.
С пистолетом наголо
Помнится, в годы войны немецких лазутчиков выдавали добротные сапоги. Современные российские шпионы тоже палятся на обуви. Судя по госконтрактам федерального казенного предприятия «Ясень», производящего закупки для СВР, всем туфлям наши агенты предпочитают туфли «Рикер» (в крайнем случае Bugatti). Работа у разведчиков нервная, так что и обувь им положена «антистресс».
Правда, чтобы себя не выдать, время от времени агенты переобуваются в Paul Mitchell, Alpina и Olivia. При этом, как заметил телеграм-канал 403.press, «закупают намного больше женских вещей, чем мужских».
Это на реальном поле боя пригодится маскхалат. Для тайной войны разведчики приобретают халат на молнии (рукав три четверти) «Сердечки». Впрочем, туника на бретельках «Заяц» тоже подойдет. А полюбившиеся СВР торговые марки El Fa Mei и Vis-a-vis снабдят бойцов невидимого фронта трусиками, сорочками и боди. По доступным ценам.
Туника с зайцем и чулки для «службы»
Только по одному из контрактов СВР потратила в этом апреле еще полтора миллиона на закупку для сексотов чулок и колготок. Видимо, чтобы в ЦРУ не догадались, о чем идет речь, в тексте договора №45 сказано, что «Ясень» закупает у оптового продавца нижнего белья «Единая Европа – Элит» не абы что, а «минеральную воду "Сарова" из окрестностей одноименного монастыря, но в перечне предлагаемых товаров оказались не животворящие пузырьки, а менее целомудренные товары: полупрозрачные колготки с ажурными трусиками-бикини карамельного цвета, шелковистые чулочки с манящей кружевной резинкой, легинсы с высокими штанишками и антицеллюлитным эффектом и т. п. Бренды недорогие, вроде итальянской MiNiMi сербского производства, но вполне симпатичные. Ни один носитель вражеских секретов перед такой «минералкой» не устоит.
При этом в СВР заботятся не только об униформе сотрудниц, но и об их рабочем месте: вместо офисных столов воинские части службы заказывают... двуспальные кровати и постельное белье. И все это, согласно документам, от трусов до постелей, закупают «вследствие аварии и иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера».
Досье
Самым известным за последние годы российским «агентом в юбке» стала арестованная в США в 2010 году 28-летняя Анна Чапман, которую вместе с десятком других нелегалов сдал американцам другой резидент СВР – полковник Александр Потеев. Впрочем, полуфантастический шпионский сериал «Американцы» в Голливуде сняли по мотивам реальной судьбы другой российской разведчицы – Елены Вавиловой, депортированной на родину в одной группе с Чапман.
Сексоты по объявлению
– Не совсем понимаю, для кого это закупают. Для жен, что ли? – удивляется историк спецслужб Александр Колпакиди.
– Для жен – слишком скромный вариант.
– Может, тогда для таджичек? У них же уборщицы должны быть. Там ведь, в разведке, женщин очень мало – просто по пальцам пересчитать.
– Как мало? А кто же будет получать иностранные секреты через постель? После истории с Анной Чапман американцы только об этом и говорили.
– Чапман? А что она выведала? С кем она там спала? Вообще, честно говоря, ее внешность всегда меня удивляла. Такие красавицы по улицам пачками ходят. Да и те, которых вместе с ней обменяли, тоже не лучше. Может, они и умные, но внешне ничего особенного... К тому же вместе с Чапман арестовали нескольких женщин, и, насколько я понимаю, не все они находились в равном статусе. В основном были офицеры, оперативные сотрудники, а Чапман – просто привлеченный агент. Но всех их потом рассовали в богатые солидные конторы – на хлебные должности в какой-нибудь «Роснефти», где они мало работают и много получают. Зачем им эта косметика и колготки? Вряд ли они будут это носить.
– А те, кто не раскрыт?
– Что им, за границу будут это шмотье пересылать? Они там сами себе всё купят. И еще раз: женщин в разведке очень мало. Традиционно смысла не было их вербовать. Женщина уязвима. Это не только в России так. Женщины в любой спецслужбе мира находятся в меньшинстве... Правда, в СВР одно время были проблемы с кадрами: никто туда служить не хочет идти. Они народ по объявлениям набирали. Может, на фоне этого стали набирать и женщин, но в разведке ставка везде и всегда была на мужчин. Как-то не верится.
– В то, что чулки закупают для мужчин, верится еще меньше. Хотя...
– Не могу сказать, даже удивительно.
Кстати
Ничего, кроме «Правды»
Сотрудники СВР умеют с комфортом не только работать, но и отдыхать. Правда, тоже секретно. На Черном море, например, службе принадлежит ведомственный санаторий «Правда», достаточно скромный, хотя и находится в бывшем имении Трубецких. Зато даже в Моссаде не догадываются, что у «Правды» есть еще и тайный явочный коттедж на заповедном кордоне Лаура, всего в километре от того закрытого поселка в местечке Эсто-Садок, где поселились семьи Кабаевой, Золотова и Ко. Кроме самого коттеджа на 700 с лишним квадратных метров и расположенной неподалеку вертолетной площадки, у агентуры имеются в горах отличные сауна и бассейн. Если не в Штатах, то уж там новая униформа для разведчиц точно пригодится.
Ролдугин Олег
Источник: "Собеседник", 04.06.2019