Этой весной [глава «Роснефти» Игорь] Сечин, несмотря на плохую морскую примету, сменил название своей океанской яхты St. Princess Olga. Та же судьба постигла люксовый теплоход его друзей «Княгиня Ольга» — теперь он носит стандартное название «Штандарт». Ольгой зовут вторую жену Сечина. Именно она помогла СМИ обнаружить океанскую яхту, фотографируясь на ней с подругами, и неосторожно выставляя снимки в Instagram. Мы предположили, что, стерев Ольгу с лица обоих плавсредств, Сечин завел себе другую. Тем более, в феврале 2017 года Сечина видела на итальянском детокс-курорте Мерано будущий кандидат в президенты Ксения Собчак «с какой-то брюнеткой». А летом появились слухи, что Ольга ушла к племяннику первого вице-премьера Игоря Шувалова — инвестбанкиру Станиславу Шувалову. Но они оказались фальшивкой. Хотя до сих пор в редакции известных СМИ поступают предложения разместить за деньги эту ложную информацию, порочащую честь и достоинство самого могущественного топ-менеджера страны и его второй жены.
Францеско Провенцано (второй слева)
Тем временем Ольга [Анатольевна] Сечина действительно завела себе другого. Зовут его Франческо Провенцано (для друзей — просто Фрэнки). Фрэнки младше Ольги на три года. Он профессиональный гонщик, но высоких результатов не показывал: лучшее место — 15-е в юниорской серии International Formula Master. Сейчас он тренирует перспективных юных гонщиков. Кроме известной подруги из России у него есть знаменитый русский друг — пилот «Формулы-1» Даниил Квят (злые языки утверждают, что вылетевший из команды Red Bull за провалы в последнем сезоне Даниил не попал в другую скудерию потому, что ему не удалось заручиться поддержкой солидного спонсора — типа той же «Роснефти»). Судя по «Инстаграму», дружба Ольги и Фрэнки началась ещё до того, как она засветилась на закрытой вечеринке «Роснефти» и мегаяхте St. Princess Olga. Когда об итальянце узнал Игорь, неизвестно. Но Ольга с недавних пор отношения не скрывает, выкладывая совместные фотографии в Instagram.
Ольга Сечина и Франческо Провенцано
Еще из «Инстаграма» Ольги Рожковой выясняется, что у неё есть дочь. Год назад «Ведомости» обнаружили большие наделы в Барвихе, записанные на сына Сечина Ивана, дочь Ингу и некую Варвару Игоревну Сечину. Первые двое — дети первой жены госменеджера Марины Сечиной
Иван Сечин — кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени и топ-менеджер «Роснефти». Инга Каримова (Сечина) — бывшая жена сына экс-генпрокурора Устинова, архитектора дела ЮКОСа и действующая жена главы Плеса, башкирского предпринимателя Тимбербулата Каримова.
А вот кем приходилась Сечину Варвара, оставалось загадкой.
Теперь стало понятно, что Варвара — дочь Сечина от второго брака, и он решил поселить всех троих детей вместе, практически под одной крышей. Но пока дом не построен, девочка живёт с мамой в небольшой дедушкиной квартире на Кутузовском проспекте площадью 50 кв. м. Буквально во дворе её дома должен был появиться новый офис «Роснефти», но сейчас проект заморожен. И это к лучшему: ничто не будет напоминать Игорю Иванычу о месте, связанном с именем Ольга.
****
Марина Сечина и стремительный путь к богатству
Марина Сечина когда-то была замужем за вторым самым влиятельным человеком в России. Ее бывший муж Игорь Сечин — преданный подчиненный российского президента Владимира Путина уже более 25 лет.
Когда в 2008 году чиновников и членов их семей обязали декларировать имущество и доходы, у Марины Сечиной не оказалось ни большого заработка, ни крупных активов, ни собственного бизнеса. Так продолжалось до 2013 года, но теперь все иначе.
Сечин — важная персона в России. Когда Путин стал вице-мэром Санкт-Петербурга в 1991 году, Сечин был начальником его аппарата. Путин переехал из Петербурга в Москву в 1996-м, и Сечин тоже быстро к нему присоединился. «Когда я переезжал в Москву, Сечин попросил взять его с собой. И я взял его», — говорил Путин в своей автобиографии «От первого лица».
С тех пор Сечин продолжил следовать за Путиным на каждом шагу, ведущем к вершине власти. С 2004 по 2008 год он был заместителем руководителя администрации президента. Когда Путин возглавил правительство в 2008-м, Сечин был назначен вице-премьером. В 2012 году Сечина назначили главой нефтяного гиганта «Роснефть».
Известно, что у Сечина недружелюбный и невеселый характер. Беспощадный стиль управления и связи со спецслужбами создали ему в СМИ прозвище Дарт Вейдер российской политики. Однако в современной России его имя открывает многие двери и решает многие проблемы.
Для того, кто строит бизнес-империю, это может быть и благом, и бременем.
После того как Сечин и его жена Марина развелись в 2011 году, она, похоже, решила, что фамилия мужа все же окажется подспорьем. Марина не вернула свою девичью фамилию и осталась Сечиной. Как Coca-Cola, Калашников или другие известные бренды, это может быть самым ценным активом в ее стремительно растущей бизнес-империи.
И все же есть проблема. В течение многих лет, будучи госслужащим, ее бывший муж должен был раскрывать свои доходы и доходы супруги. До 2011 года Сечин рапортовал о нулевом доходе жены в ежегодных декларациях, в его собственных заработках тоже не было ничего вызывающего.
Но после развода Сечина начала приобретать доли в телекоммуникационных, электроэнергетических, сельскохозяйственных и девелоперских компаниях в России. Активы этих компаний в 2013 году составляли более 55 миллионов евро (76,7 миллиона долларов), по данным их финансовых отчетов. До того имя Марины Сечиной не было связано с какими-либо источниками крупного богатства.
И это происходило не только в России. Похоже, что одна из первых вещей, которую сделала Сечина после развода, — создала компании на Каймановых Островах. Ее целью было инвестировать в российский проект недвижимости, управляемый бизнесменом и банкиром Юлиусом Майнлом V, наследником мировой кофейной империи, который рассчитывал привлечь инвестиции в десятки миллионов евро. Ранее Майнла обвиняли в обмане инвесторов.
Документы с подробностями бизнеса Сечиной на Каймановых Островах появились из-за массовой утечки данных из Appleby — юридической фирмы, базирующейся на Бермудах. Эти данные попали в немецкую газету Süddeutsche Zeitung и были предоставлены Международному консорциуму журналистов-расследователей (ICIJ), который сотрудничает с сотнями медиапартнеров по всему миру, включая Центр по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP).
Неизвестно, действительно ли запланированные вложения состоялись. Ни Сечина, ни Майнл не ответили на просьбы о комментариях.
Если Сечина не сообщала о значительном доходе прежде, чем присоединилась к бизнес-миру, откуда у нее деньги на такие планы?
Возможно, она получила алименты от своего мужа после развода, но репортеры не нашли в ее распоряжении крупных объектов недвижимости или других значительных активов в 2012 году, что объясняло бы ее способность серьезно инвестировать в недвижимость.
Объявленный доход ее мужа за годы до развода был также не слишком велик.
По пути пиратов
Согласно внутренним документам Appleby, компания на Каймановых Островах, в которой Сечина была конечным бенефициаром, называлась S Holdings Ltd.
Каймановы острова лежат к югу от Кубы, примерно в 700 километрах от Майами. Триста лет назад в этих водах орудовали известные пираты Генри Морган и Эдвард Тич, более известный как Черная Борода. Считается, что их закопанные сокровища по-прежнему спрятаны на Каймановых островах.
Секретность и большие деньги оставались особенностью Каймановых Островов до недавнего времени, когда они стали плотнее сотрудничать с мировыми налоговыми органами. Но как поставщик услуг номинального владения Острова Кайман остаются одной из самых популярных и скрытных офшорных юрисдикций в мире.
В 2012 году компания Сечиной была создана при помощи менеджеров из Meinl Bank в Австрии, входящего в бизнес-империю Юлиуса Майнла V. Согласно документам Appleby, Майнл и менеджеры его банка хотели, чтобы компания Сечиной инвестировала в его бизнес в сфере недвижимости, который специализировался на России и Восточной Европе. Но в файлах нет никаких доказательств того, что банк или Appleby когда-либо спрашивали о происхождении денег Сечиной.
Предлагаемые инвестиции в бизнес Майнла были недешевыми. Презентация и план пригласить инвесторов присоединиться к проекту говорили о стартовых суммах в 40 миллионов евро (55,6 миллиона долларов). Этот проект ознаменовал старания банкира привлечь дополнительное финансирование к его второй попытке инвестировать в недвижимость России и Восточной Европы.
Офис Appleby на Каймановых островах, где зарегистрировалась компания Марины Сечиной.
Многомиллиардная авантюра
Первая попытка Майнла закончилась арестом и затяжным следствием.
Все началось в 2002 году, когда его компания по недвижимости Meinl European Land провела публичную продажу акций и зарегистрировалась на Венской бирже. К 2007 году компания привлекла в общей сложности 4,3 миллиарда евро (6,28 миллиарда долларов), в основном от австрийских ретейлеров, как сообщает Reuters.
Meinl European Land владел торговыми центрами в разных городах России, включая Волгоград, Казань, Екатеринбург и Москву. Другие его инвестиции включали торговые центры в Польше, Турции и Чехии.
Но в 2007 году стоимость акций Meinl European Land начала резко падать. Инвесторы подняли скандал. По мнению австрийских прокуроров, Meinl European Land выкупила собственные акции на 2,4 млрд долларов, чтобы искусственно поддерживать их цену. В 2008 году компанию продали.
В 2009 году Юлиус Майнл был арестован по подозрению в мошенничестве, злоупотреблении полномочиями и обмане инвесторов, а позднее освобожден под рекордный залог в размере 100 миллионов евро (134 миллиона долларов). Он отрицал обвинения, а следствие продолжилось.
Но, согласно файлам Appleby, Майнл не отказался от идеи инвестирования в рынки недвижимости. Спустя пару лет он организовал запутанную схему инвестирования в российскую недвижимость с использованием компаний с Каймановых Островов, Британских Виргинских Островов, Мальты и Кипра.
И в этот момент появилась Сечина.
День «серого шакала»
Найденная в архиве Appleby презентация PowerPoint, созданная Fulcrum (одна из компаний Майнла), а также пояснительная схема раскрывают его планы.
Скачать и посмотреть схему в полном размере
Fulcrum Ltd зарегистрирована на Мальте и описывается как «платформа для инвестиций в развивающиеся рынки» и в частности в российскую недвижимость. Она принадлежит другой компании Майнла, созданной на Британских Виргинских Островах, которая называется Gray Jackal Ltd («Серый шакал»).
Согласно схеме инвестиционный фонд с Каймановых Островов, связанный с несколькими семейными трастами Майнла, должен был перевести первые 40 миллионов евро (55,6 миллиона долларов) через «Серого шакала» в Fulcrum Ltd. Тогда российская компания Soyuz Property Development, принадлежащая Fulcrum, должна была купить часть недостроенного торгового центра в Уфе.
Это для начала. В то же время «только отборные инвесторы» получат предложение инвестировать в Fulcrum, как говорится в презентации. S Holdings Cечиной был таким «избранным инвестором».
Но файлы Appleby не раскрывают, сколько денег, если таковые имеются, Сечина фактически инвестировала в проект Майнла. Согласно презентации, он предложил вкладывать суммы в размере 40, 60 или 80 миллионов евро (55,6, 83,4 или 111 миллионов долларов) в качестве входных инвестиций в свой проект от каждого внешнего инвестора.
Происхождение денег
После многих лет без доходов Сечина сообщила о девяти миллионах рублей (примерно 280 тысяч долларов) в 2011 году — в последнем году ее брака. Как правило, декларации чиновников не указывают источника дохода жен. Доход Игоря Сечина за этот период также был скромным — порядка 360 тысяч долларов с 2009 по 2011 год.
Слайд PowerPoint презентации Fulcrum с описанием российского проекта компании, связанного с недвижимостью
Даже совокупный доход пары не был бы достаточным для входных инвестиций в размере 40–80 миллионов евро в проект недвижимости Майнла. Неясно, как Сечина могла собрать такую сумму.
Будучи бывшей женой второго по силе человека в России, Сечина была «политически значимым лицом», или PEP: это категория, в которую вошли бывшие и нынешние должностные лица и политики, их родственники, друзья и экс-супруги. Банки и поставщики юридических услуг, такие как Appleby, обязаны проводить всесторонний анализ компаний и банковских счетов, принадлежащих PEP, для предотвращения отмывания денег, коррупции и уклонения от уплаты налогов.
Из документов видно, что в Appleby знали, кем была Сечина, но сотрудники юридической фирмы не стали задавать вопросов о происхождении ее денег.
После того как выяснилось, что Сечина — «политически значимое лицо», которое нужно особо тщательно проверять, ее фирму в проекте Майнла заменили еще более непрозрачным трастом Summit Trustees (Cayman) Limited.
Согласно данным Appleby, Юлиус Майнл лично знал об этих изменениях.
Summit Trustees (Cayman) Ltd. является дочерней компанией Cayman Summit Trust — финансовой управляющей фирмы, предоставляющей услуги клиентам по всему миру. Организация с Каймановых Островов оказывает услуги номинального владения и управления людям, которые не хотят раскрывать свои имена как бенефициары, поэтому их активы записывают на подставных лиц.
Например, Summit Trustees (Cayman) уже использовалась бывшей женой как минимум еще одного высокопоставленного российского чиновника. Ольга Слуцкер, бывшая когда-то замужем за российским сенатором Владимиром Слуцкером, проводила свою лондонскую недвижимость через Summit Trust (Cayman), который, в свою очередь, был доверенным лицом ее собственного траста.
Неизвестно, скрывается ли Сечина за участием Summit Trustees (Cayman) в проекте Майнла. Файлы Appleby не затрагивают эту проблему, и ни Майнл, ни Сечина, ни Fulcrum, ни Summit Trustees (Cayman) не ответили на многочисленные просьбы OCCRP о комментариях.
Роман Шлейнов
Источник: OCCRP, 05.11.2017