Центральный суд Сеула признал бывшую главу государства
Пак Кын Хе виновной по делу о коррупции и приговорил её к 24 годам заключения. Кроме того, экс-президент должна выплатить штраф в размере $16,8 млн. Оглашение вердикта впервые в истории страны транслировалось в прямом эфире. Ранее суд также приговорил к 20 годам тюрьмы
подругу Пак Кын Хе, которая использовала свои связи с главой государства для вымогательства.
Экс-президента Южной Кореи Пак Кын Хе приговорили к 24 годам тюрьмы по делу о коррупции. Кроме того, как поясняет новостное агентство «Рёнхап», она должна будет выплатить штраф в размере $16,8 млн.
Центральный суд
Сеула признал 66-летнюю Пак Кын Хе виновной по 16 из 18 статей обвинения, включая взяточничество, превышение служебных полномочий, вымогательство и раскрытие государственной тайны. Прокурор требовал заключения на 30 лет и штрафа в $111 млн, но адвокатам удалось смягчить наказание.
Заседание суда транслировалось в прямом эфире крупнейших телеканалов страны. Судебная коллегия в качестве исключения решила позволить провести трансляцию, принимая во внимание общественный резонанс рассматриваемого дела. Оглашение приговора впервые в истории Южной Кореи прошло в прямом телевизионном эфире.
«Подсудимая злоупотребила полномочиями президента, делегированными ей народом страны, что привело к хаосу в области общественного порядка и управления государством», — заявил судья Ким Се Юн.
Сама Пак Кын Хе отказалась присутствовать на заседании суда. У её адвокатов есть право в течение недели подать апелляцию в суд высшей инстанции.
"Политически мотивированное" следствие
Несмотря на громкий скандал и многочисленные обвинения, у Пак Кын Хе остаются сторонники, которые пришли к залу суда, чтобы поддержать её. Для охраны квартала, в котором находится здание суда, были выставлены кордоны полиции, которые насчитывали 3,3 тыс. правоохранителей.
Поле оглашения решения суда сторонники экс-президента Южной Кореи начали митинг, призывая освободить Пак Кын Хе. Они развернули плакаты с её фотографиями и выкрикивали лозунги о её невиновности. По их мнению, следствие было политически мотивированным.
Некоторые эксперты отмечают, что практически все обвинения против экс-главы южнокорейского государства строятся на показаниях её бывшего личного секретаря Ан Чжон Бома. При этом реальные вещественные доказательства существуют лишь по нескольким эпизодам. Сообщается также, что приговор Пак Кын Хе оказался более жёстким, чем, например, наказание экс-президента Южной Кореи Ро Дэ У, в отношении которого в своё время были выдвинуты куда более серьёзные обвинения, связанные с коррупцией. Срок его заключения составил 17 лет.
Государственный скандал
Политический кризис в стране разразился после того, как южнокорейское общество узнало, что действующий президент страны Пак Кын Хе управляла государством, во многом полагаясь на советы своей давней подруги Цой Сун Силь.
Близкие отношения между ними сложились несколько десятков лет назад. Цой Сун Силь была причастна к управлению государством, иногда даже правила речи выступлений главы Южной Кореи. Кроме того, подруга экс-президента оказывала давление на ряд крупных компаний с целью перечисления ими десятков миллионов долларов в подконтрольные ей фонды.
[Forbes, 06.04.2018, "Дружба и взятки. Экс-президента Южной Кореи приговорили к 24 годам тюрьмы": Суд признал доказанным тот факт, что Пак Кын Хе в сговоре со своей близкой подругой Цой Сун Силь принуждали руководство крупнейших южнокорейский компаний платить им взятки, сумма которых достигла 23 млрд вон ($21,5 млн). При этом 7,3 млрд вон ($6,8 млн) были выплачены компанией Samsung, 7 млрд вон ($6,5 млн) — компанией Lotte и 8,9 млрд вон ($8,3 млн) — SK Group — врезка К.ру]История Пак Кын Хе и Цой Сун Силь начала просачиваться в прессу в октябре 2016 года. По стране прокатились многомиллионные митинги с требованиями отставки президента.
В начале 2017 года Пак Кын Хе была отправлена в отставку в результате импичмента, было начато судебное расследование в отношении неё и её подельницы.
Параллельные обвинения
В феврале 2018 года суд признал Цой Сун Силь виновной по обвинениям в коррупции, вымогательстве и злоупотреблении властью и приговорил к 20 годам тюрьмы. Она также должна выплатить штраф в размере $16,6 млн.
Как сообщает «Рёнхап», следствие установило, что она, кроме всего прочего, с помощью своих связей с главой страны оказывала давление на руководство вуза, где училась её дочь Чон Ю Ра. Так, например, обвинение указывало на то, что она устроила свою дочь в университет, сговорившись с администрацией учебного заведения, а после оказывала давление на преподавателей, чтобы они ставили ей хорошие оценки.
Всего по делу были выдвинуты обвинения в общей сложности против 30 человек. В их число
вошёл и фактический глава корпорации Samsung, вице-президент компании Ли Чжэ Ён. Он признан виновным во взяточничестве, сокрытии активов за рубежом и лжесвидетельстве. Ли Чжэ Ён отрицает все обвинения в свой адрес.
В приговоре Центрального окружного суда Сеула говорится, что Ли Чжэ Ён выделил $6,38 млн в качестве взятки на обучение верховой езде дочери подруги и доверенного лица экс-президента Южной Кореи Цой Сун Силь.
При этом ранее, по версии следствия, компания Samsung получала поддержку правительства в обмен на внесение значительных сумм в фонды, созданные Цой Сун Силь.
Напомним, корпорация Samsung — один из крупнейших южнокорейских конгломератов, занимающихся различными видами деятельности: от электронной, тяжёлой и химической промышленности до финансовой деятельности и страхования. Продукция компании Samsung составляет около 20% всего экспорта Южной Кореи.
["Ведомости", 09.04.2018, "За что экс-президента Южной Кореи приговорили к 24 годам тюрьмы": Четыре с небольшим года понадобилось Пак Кын Хе, чтобы из «королевы выборов» превратиться в заключенную. [...]Если бы Пак получила менее суровое наказание, это было бы удивительно, учитывая судьбу ее предшественников, пишет Asia Times. Причина таких строгих наказаний может заключаться в том, что после ухода со своего поста президенты теряют не только власть, но и защиту и от них часто отрекаются даже собственные партии, отмечает издание. Тогда как у бизнесменов есть деньги на адвокатов и воздействие на СМИ, поэтому им удается избежать наказания. «Если бы Пак контролировала зарплаты всех членов своей партии, то, возможно, не была бы сейчас в тюрьме», — говорит Майкл Брин, живущий в Южной Корее журналист и автор нескольких книг о стране.Президент Пак никогда не появлялась на людях, прежде чем стилисты не уложат ее волосы в такую же прическу, как у ее популярной в стране матери, пишет The New York Times (NYT). Во время заключения одним из жестоких разочарований стало то обстоятельство, что уложить волосы таким образом больше нельзя. Дело даже не в отсутствии стилистов — в тюрьме не разрешаются металлические шпильки, которые могут быть использованы как орудие самоубийства.Пак довольна брезглива, продолжает NYT. Перед визитом ее как президента в порт Инчхон там специально для нее установили новый туалет. К счастью для Пак, ее посадили не в обычную шестиместную камеру, из которой водят на помывку дважды в неделю, а в одиночку с собственным душем. Тюремные власти не раскрыли NYT размер одиночной камеры Пак. Но обычно ее площадь — 71 кв. фут (6,6 кв. м), хотя бывший президент Ро Дэ У сидел в камере в 11 кв. м (Ро Дэ У правил в 1988–1993 гг., арестован в 1993 г. по обвинению в коррупции, осужден в 1996 г. за подавление беспорядков в городе Кванджу в 1980 г., амнистирован в 1998 г.). В каждой камере есть телевизор, показывающий только утвержденные минюстом программы, раковина, шкаф для посуды и стол. Перекличка в 6 утра и 8 вечера. В день положена 45-минутная прогулка. Но закон не оговаривает, сколько времени можно провести с адвокатом. Состоятельные узники одиночек этим пользуются, проводя часы с юристами в гостевых комнатах.Затраты на каждый прием пищи заключенного — $1,3. В день узник должен получить не менее 2500 ккал. «Эхо Москвы» приводило меню одной из трапез: густой суп из морских водорослей, рис с ростками бобов и острая квашеная капуста кимчи. К этому можно купить некоторое количество снеков в буфете — врезка К.ру]Валерия Маслова