"Кремль проиграл Гаагу акционерам ЮКОСа". Апелляционный суд Гааги удовлетворил жалобу бывших акционеров нефтяной компании ЮКОС, требовавших восстановить их право на компенсацию за ее предполагаемую экспроприацию. Это означает, что решение Международного арбитражного трибунала, который в июле 2014 года присудил им рекордную компенсацию на сумму более чем $50 млрд, снова в силе, говорится в пресс-релизе нидерландского суда.
Таким образом, в споре, который длится уже 15 лет, произошел очередной поворот: стороны снова поменялись местами, Россия опять оказалась в положении защищающегося. Бывшие мажоритарные владельцы ЮКОСа вернутся к попыткам признать в западных странах решение арбитража и будут пытаться взыскать российские суверенные активы в этих странах. Тем временем Россия собирается юридически нейтрализовать решение о компенсациях бывшим акционерам ЮКОСа — через обжалование в Верховном суде Нидерландов.
Поскольку арбитражный трибунал заседал в Гааге под эгидой Постоянной палаты Третейского суда, дальнейшие оспаривания этого решения Российской Федерацией проходили в национальной судебной системе Нидерландов. Арбитражное решение 2014 года уже имело статус окончательного и юридически обязывающего, но на практике большинство стран мира отказывается признавать такое решение, если оно отменено по месту арбитражного разбирательства.
10 лет на аресты и взыскание
«Кремль проиграл Гаагу акционерам ЮКОСа. <...> Проиграл именно Кремль, а не Россия», — написал на своей странице в Twitter бывший основной владелец ЮКОСа Михаил Ходорковский. В 2005 году, находясь под арестом, он передал свои доли в крупнейшем акционере нефтяной компании GML Леониду Невзлину, поэтому, по официальным данным, Ходорковский не имеет никакой материальной заинтересованности в судебных вердиктах по делу ЮКОСа.
Невзлин сказал РБК 18 февраля, что бывшие акционеры ЮКОСа намерены возобновить кампанию по аресту российских государственных активов. «Мы теперь намерены заниматься имплементацией этого решения [Апелляционного суда Гааги] в разных странах, где есть активы российского государства, и арестом и изъятием этих активов на сумму уже больше $50 млрд», — заявил Невзлин.
Директор по коммуникациям GML Джонатан Хилл указал, что холдинг «определенно намерен приводить в исполнение арбитражные решения».
Невзлин, проживающий в Израиле (в России он заочно приговорен к пожизненному сроку), отметил, что реальная сумма компенсации, причитающаяся экс-акционерам, может доходить до $55 млрд с учетом процентов, накопившихся с 2014 года. «$50 млрд (или $55 млрд с учетом процентов и штрафов) — большие деньги, поэтому мы будем использовать все доступные юрисдикции для признания этого решения, чтобы арестовать и взыскать средства и имущество Российской Федерации за рубежом», — сказал он.
Арбитражный трибунал в Гааге в июле 2014 года постановил, что до тех пор, пока Россия не исполнит решение о выплате экс-акционерам суммарной компенсации на $50,086 млрд, на нее должны начисляться сложные проценты по ставке 1,77% годовых (доходность десятилетних казначейских облигаций США по состоянию на начало 2015 года) начиная с 2015 года. С 2015 года по 18 февраля 2020 года суммарный штрафной процент достиг более $4,6 млрд, подсчитал РБК. Таким образом, общая сумма с учетом процентов приближается к $55 млрд.
Бенефициар GML признал, что на территории России нельзя будет исполнить решение гаагского суда, но бывшие акционеры будут добиваться его признания на территории других стран — участниц Энергетической хартии.
Шансы на отмену решения
Сегодняшнее постановление, по сути, окончательное, говорит РБК управляющий партнер московского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов. Право Нидерландов допускает лишь незначительное число процедурных оснований для оспаривания в Верховном суде, отмечает он. «При отказе платить мы, видимо, станем свидетелями ареста государственного имущества за рубежом. Такое уже было в практике в связи с претензиями швейцарской фирмы Noga в 1990-е», — прогнозирует Именнов.
Гендиректор Международного центра правовой защиты (координирует защиту России в международных делах по ЮКОСу) Андрей Кондаков признал, что экс-акционеры ЮКОСа могут автоматически возобновить процессы признания и исполнения решения гаагского арбитража в нескольких западных странах. «Процессы в Америке и Великобритании приостановлены, и, с их точки зрения, было бы логично попытаться эти процессы восстановить», — сказал он РБК.
«Будут ли они что-то делать в других странах, мне трудно сказать. С большой долей вероятности, соответствующие процессы о признании этого решения в Штатах и Великобритании (а там нужно сначала признать решение, прежде чем что-то пытаться взыскать) будут возобновлены», — подтвердил Кондаков. Однако он считает, что у России есть шансы успешно оспорить решение Апелляционного суда Гааги в Верховном суде Нидерландов: последний может отменить вердикт, если обнаружит, в частности, «нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права».
Доводы России не встретили понимания в суде
По мнению Кондакова, Апелляционный суд допустил серьезные ошибки, и главная из них — он не учел, что Россия никогда не давала ясного и недвусмысленного согласия на арбитраж. Фундаментальный спор заключался в том, распространялась ли юрисдикция многостороннего Договора к Энергетической хартии на спор с инвесторами ЮКОСа. Дело в том, что Россия подписала этот договор в 1994 году, но не ратифицировала. На суде российская защита утверждала, что договор применялся временно только в отношении тех его положений, которые не противоречат российскому законодательству. Статья 26 этого договора гласит, что споры в области публичного права (такие как спор с бывшими акционерами ЮКОСа) не могут быть переданы в международный арбитраж — они подлежат рассмотрению в российских судах. Но Апелляционный суд Гааги посчитал, что во временном применении Договора к Энергетической хартии Россией не было конфликта с российским правом.
Апелляционный суд также отклонил другие аргументы России, такие как доктрина «чистых/нечистых рук» (Договор к Энергетической хартии защищает только добросовестных инвесторов, а бывшие владельцы ЮКОСа получили компанию незаконно, через мошеннические приватизационные аукционы, считает Россия) и довод о фиктивных иностранных инвесторах (договор защищает иностранных инвесторов, но структуры, которые владели акциями ЮКОСа, были офшорными «пустышками», а на деле компанию всегда контролировали российские «олигархи»). «Апелляционный суд Гааги проигнорировал тот факт, что бывшие акционеры ЮКОСа не являлись добросовестными инвесторами. Контроль над активами этой компании был получен ими с помощью целого ряда незаконных действий, включая сговор и подкуп должностных лиц», — говорится в сообщении пресс-службы Минюста России.
Юристы ведомства подчеркивают, что это решение не соответствует позиции Европейского суда по правам человека, который еще в сентябре 2011 года при рассмотрении иска ЮКОСа отказал в признании нарушения ст. 18 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и полностью отверг обвинения в адрес России в «политической мотивации» и «репрессивном характере» преследования компании ЮКОС, а также о якобы имевшей место дискриминации в отношении нее со стороны российских властей.
«Естественно, Россия имеет право на обжалование этого решения в Верховном суде Нидерландов», — признает Невзлин. Но он выразил сомнение, что Верховный суд королевства может отменить решение апелляционной инстанции, которая «реально занималась процессом». «Более глубокого изучения материалов уже не предвидится», — заключил бизнесмен.
У России есть три месяца на то, чтобы оспорить решение Апелляционного суда Гааги в Верховном суде. По статистике в среднем разбирательство в Верховном суде Нидерландов длится полтора года, но ввиду сложности и уникальности дела ЮКОСа в данном случае процесс может занять больше среднего времени, считает Кондаков.
«Апелляционный суд признал, что Энергетическая хартия стала обязательным договором для Российской Федерации. Полагаю, что Верховный суд Нидерландов оставит в силе решение Апелляционного суда, поскольку вмешательство государственного суда в юрисдикцию международного арбитража недопустимо», — считает адвокат Forward Legal Станислав Бородаев.
Кампания по поиску имущества России на Западе
В 2015 году GML уже пыталась арестовать российские государственные активы для исполнения решения арбитражного трибунала в Гааге. Дальше всего она продвинулась во Франции, где сумела временно наложить аресты на активы России и ее госструктур на сумму €1 млрд. Однако затем бывшие акционеры ЮКОСа свернули или приостановили все процессы после решения Окружного суда Гааги 2016 года. В частности, были приостановлены соответствующие процессы по ходатайствам GML в Великобритании и США.
Американский суд отложил рассмотрение дела до вынесения решения по апелляции бывших акционеров ЮКОСа в Гааге и теперь сможет возобновить слушания.
На фоне попыток бывших акционеров ЮКОСа арестовать суверенные активы российские чиновники разработали стратегию по защите госсобственности от таких притязаний. Например, в некоторых случаях на зарубежное имущество России целенаправленно ставились дипломатические пломбы, чтобы защитить ее дипломатическим иммунитетом.
Во Франции и Бельгии местные депутаты приняли «законы имени ЮКОСа», которые существенно затрудняют аресты суверенных активов. Сведения о зарубежном имуществе России были засекречены Росимуществом. На фоне западных санкций, которые вводятся против России после присоединения Крыма в 2014 году, была дополнительно усилена защита российских госактивов.
Forbes.ru, 18.02.2020, "Достигли точки перегиба": что ждет Россию после проигранного суда с ЮКОСом на $50 млрд": «Наша цель — взыскать имущество и денежные средства России в других странах, — сказал Невзлин Forbes. — В каких-то юрисдикциях это можно делать сразу, в каких-то нужно проверить применимость решения Гаагского суда. Если решение применимо — можно заходить в страну и арестовывать активы и денежные средства. Это многоступенчатый, но абсолютно понятный процесс». По его мнению, попытки России опротестовать решения об арестах активов приведут только к «затягиванию времени». «Имущества и денежных средств, принадлежащих России на Западе, в том числе в Америке, очень много», — подчеркнул бизнесмен. […]
Риск ареста российских активов теперь действительно существует, считает советник адвокатской коллегии Pen&Paper по санкционному праву Сергей Гландин. После решения Гаагского арбитража акционеры ЮКОСа могут прийти, например, в Высокий суд Великобритании с ходатайством о признании приведения в исполнение арбитражного решения от 2014 года на британской территории Великобритании. В Великобритании установят какое-либо имущество России и смогут обратить на него взыскание. Арест может коснуться практически любой собственности России за рубежом, отмечает юрист. «Например, авиашоу в Ле-Бурже. Туда отправляются самолеты от «Сухого» или от «Ростеха». Они могут быть арестованы. Или, например, Русский музей, Эрмитаж отправит коллекцию картин за рубеж, и эта коллекция может быть арестована», — описывает Гландин возможные последствия от неисполнения судебного решения. — Врезка К.ру
Частным сторонам обратить взыскание на суверенные активы трудно, поскольку в большинстве юрисдикций подобные меры против других государств невозможны, за исключением взыскания активов, используемых в коммерческих целях. Поэтому бывшим акционерам ЮКОСа придется в каждом случае потенциального взыскания доказывать, что актив используется «в коммерческих целях», что затруднительно. Российская защита в свое время указывала, что компенсация на $50 млрд является «существенным условным обязательством» России, которое ограничивает суверенный кредитный рейтинг и потенциально делает международные заимствования России более дорогими. Экс-акционеры ЮКОСа на это заявляли, что компенсация нужна им в том числе для того, чтобы выполнить обязательства перед бывшими российскими акционерами ЮКОСа и перед российскими пенсионерами, в 1990-х годах находившимися в системе пенсионного фонда ЮКОСа.
***
Оригинал этого материала
© The Insider, 18.02.2020
Gazprom Germania, скала в Швейцарии и "духовный центр" о Франции — каких активов может лишиться Россия из-за дела ЮКОСа
Анна Анфиногентова
[...] С ноября 2015 года сведения о зарубежных активах России практически полностью засекречены из-за опасения новых санкций и «недружественной политики ряда стран». Вот некоторые российские зарубежные крупнейшие активы, которым угрожает арест по делу ЮКОСа.
"Газпром"
Одним из крупнейших европейских активов госкорпорации является Gazprom Germania — дочерняя компания «Газпром экспорта». Она владеет долями примерно в 40 компаниях, которые работают в Европе, Азии и Северной Америке. Компания реализует проекты по хранению и торговле газом в Европе, а также владеет сетью газозаправочных станций в Германии.
«Газпром» также владеет 51% в капитале совместных с Сербией предприятий «Банатский Двор» АО «НИС — „Газпром нефть». Вторая является одной из крупнейших в Центральной Европе вертикально интегрированных нефтяных компаний. Она занимается переработкой нефти и сбытом нефтепродуктов, осуществляет добычу углеводородов на территории Сербии и Анголы.
«Газпром» также владеет активами в Англии, Уэльсе, Нидерландах и Люксембурге, которые были арестованы в 2018 году в рамках судебных разбирательств с украинским «Нафтогазом» по решению Стокгольмского арбитражного суда. Сообщалось, что их суммарная стоимость превышает $3 млрд. В конце 2019 года стороны заключили мировое соглашение и продлили транзитный договор, «Газпром» тогда же выплатил Украине $2,9 млрд долга, и арест был снят по просьбе «Нафтогаза».
"Роснефть"
Госкомпания владеет долями в ряде перерабатывающих активов за рубежом: в Германии компания владеет от 24 до 54% в трех НПЗ – MiRO, Bayernoil и Raffinerie, являясь третьей в стране компанией по объемам переработки нефти. По итогам 2018 года они составили 11,5 млн тонн.
Кроме этого у «Роснефти» есть активы в других 25 странах мира, среди которых Норвегия, Италия, Китай, Катар, Алжир и другие. В 2009 году представители Yukos Capital заявляли «Коммерсанту», что у них есть информация о наличии активов «Роснефти» и ее дочерних компаний в Нидерландах, которые могут быть арестованы в качестве обеспечительной меры по искам. Компания также имеет счета за рубежом.
«Роснефть» также имеет дочернюю компанию в Швейцарии — Rosneft Trading , которая сохраняет третью позицию в рейтинге крупнейших покупателей российской нефти. В прошлом году Rosneft Trading получила в качестве обеспечения по кредиту венесуэльской госкорпорации PDVSA на $1,5 млрд 49,9% компании Citgo — крупнейшем активе венесуэльской компании в США. Накануне Соединенные Штаты внесли дочку российской госкомпании в санкционный список за «материальное содействие» Венесуэлы. Активы «дочки» Роснефти в юрисдикции США будут заблокированы, а американским гражданам запрещается вести с ней какой-либо бизнес.
Сбербанк
Крупнейший российский банк, основной долей в котором владеет государство, также имеет крупные активы в других странах мира. Дочерние банки Сбербанка функционируют во многих европейских странах: Чехии, Венгрии, Хорватии, Сербии, Словении и других. На базе центрального офиса в Вене функционирует полноценный корпоративный банк. Группа обслуживает более 600 тысяч клиентов.
Кроме того у Сбербанка есть крупная дочерняя компания в Германии — Sberbank Direсt, специализирующаяся на привлечении депозитов физических лиц. В 2016 году финансовая организация заняла первое место в конкурсе FMH Zins-Award – одной из самых значимых наград в банковской сфере Германии.
Сбербанк также владеет 99,15% акций швейцарского SLB Commercial Bank AG. За этот актив в 2011 году он заплатил 75,3 млн швейцарских франков, что было практически равно капиталу покупаемого банка. Оставшаяся миноритарная доля SLB — 0,85% — принадлежит российскому Внешэкономбанку.
Другие активы России
Последний отчет Счетной палаты, касающийся российской госсобственности за рубежом, относится к 2012 году. Тогда аудиторы насчитали в реестре 973 заграничных объекта: 166 земельных участков и 807 зданий и помещений. По информации газеты «Аргументы и факты», в феврале 2015 года в реестре государственной собственности содержалась информация о 3,27 квадратных километров зарубежных владений России. Среди них оказались скала в Швейцарии перед Чертовым мостом, часть прибрежной полосы реки Иордан в Израиле, огромные земельные наделы в Шотландии, Италии и Франции, а также крупные земельные участки в Австрии, Турции и США. Всего Россия владеет землями как минимум в 120 странах мира.
Кроме того, Россия владеет шестью зарубежными комплексами, которые относятся к объектам культурного наследия: Сергиевское Подворье в Иерусалиме, Странноприимный дом в Иордании, подворье Русской православной церкви во имя святителя Николая Чудотворца в Бари (Италия), Свято-Николаевский собор в Ницце (Франция), российский «Музейно-парковый комплекс» в Палестине и храм Преподобного Сергия Радонежского в ЮАР. Их общая площадь превышает 100 тысяч квадратных метров.