Кручу–верчу, на родину не хочу. Дмитрий Мазепин, который сегодня позиционирует себя как «любимый олигарх Путина» и в узком кругу рассказывает, что чуть ли не ногой открывает все двери в Кремле, продолжает наращивать свое влияние. Грубо отжав пару лет назад «Тольяттиазот» он теперь пытается укреплять свое влияние на Ближнем Востоке. В начале декабря он в «президентском пуле» посетил Королевство Саудовская Аравия, где президент России, представляя его наследнику престола Бен Сальману, сказал «этот занимается удобрениями, есть шанс сделать большую совместную компанию».
Достаточно странная рекомендация, учитывая, что Дмитрий Мазепин находится под персональными санкциями Евросоюза и еще в марте 2022 года переписал (якобы) весь свой бизнес («Уралхим») на своих доверенных лиц Дмитрия Татьянина и Дмитрия Коняева, сохранив за собой немажоритарную долю владения для того, чтобы вывести свои удобрения и свои офшорные компании из под санкционного удара.
Еще до СВО структуры Мазепина, компании «Уралхим Холдинг» и «СиАй-Кемикал Инвест Лимитед», заявляли, что полностью перевели свою регистрацию с Кипра в российский офшор в Калининграде. Однако кипрские власти они об этом в известность не поставили, налоги на Кипре продолжают платить. То есть судя по всему, редомициллиация (репатриация активов) и выход из числа бенефициаров «Уралхима» и «Уралкалия» являются фиктивными. При том, что на Кипре это по сути криминальные действия: кипрские власти о смене юрисдикции они не уведомили, но публично об этом заявили. А чем еще объяснить «бодание» Дмитрия Мазепина с судами в европейских юрисдикциях и стремление снять санкции со своего бизнеса?
Кроме того, редомициллиация прямо запрещена законами Кипра, что подробно разбирается в материале кипрской интернет-газеты CBN. Адвокаты структур Мазепина ссылаются на то, что они освобождены от следования кипрским законам из-за начала СВО на Украине. Однако, о редомицилляции было объявлено еще в декабре 2021 года, тогда как боевые действия начались в конце февраля 2022, через три месяца после объявленной регистрации в Калининграде. Что и позволяет говорить, что сам процесс репатриации активов либо был фиктивен, либо изначально являлся прикрытием перед российскими властями, чтобы затянуть процесс их регистрации в российской юрисдикции через тяжбы с кипрскими финансовыми регуляторами.
Тем более, как сообщает CBN, структуры Мазепина — компании «Уралхим Холдинг» и «СиАй-Кемикал Инвест Лимитед» — полностью оплатили свои регистрационные выплаты в Кипрский реестр компаний и в 2022, и в 2023 году. А это уже тянет на демонстративную нелояльность в отношении первого лица российского государства, который однозначно заявил о необходимости репатриировать из зарубежных юрисдикций и активы, и капиталы, а также может свидетельствовать об игнорировании распоряжений Путина и требований ЦБ об обязательной продаже валютной выручки экспортерами, так как фактически, получается, что значительная часть выручки структур, подконтрольных Мазепину (вместе с прибылью), продолжает оседать во враждебных офшорах.
Впрочем, Мазепину, у которого, похоже есть очень амбициозные планы, на распоряжения Путина вполне может быть наплевать. В сентябре 2023 года начала появляться информация, что Дмитрий Мазепин планирует создать на основе «Уралхима», «Уралкалия» и «отжатого» «Тольяттиазота» мега-холдинг, заполучив контроль и над другими игроками рынка по производству удобрений — «ЕвроХим», «ФосАгро» и «Акрон», пытаясь «продать» Владимиру Путину идею по сравнительно честному изъятию этих активов из рук «непатриотичных» Мельниченко, Гурьева, Кантора и Гуцериева и постановке их бизнесов вместе с финансовыми потоками под свой собственный контроль.
Причем, тому же Гурьеву явно есть, по поводу чего беспокоиться: корпоративные войны между ним и Мазепиным велись все «нулевые и десятые». И хотя каждый остался при своих, вряд ли Мазепин забыл неудачный рейд против «Фосагро» и то, как Гурьев наказал его за нарушение договорённостей.
Однако, в этой связи возникает закономерный вопрос: в какую юрисдикцию будут отгружаться все эти мега-потоки денежных средств и чьи банки будут их контролировать если вдруг что-то пойдет не так? Ведь как когда-то сказал известный русофоб Збигнев Бжезинский (ныне покойный): «Если деньги вашей элиты у нас, то возникает вопрос — чья же это элита»?
И как нельзя кстати возникает интересная историческая параллель: гетман Мазепа, обласканный русской властью, из рук Петра I получал всевозможные награды и поощрения, а все недоброжелатели Мазепы из числа царских приближенных (Василий Кочубей и Иван Искра), были петровским указом казнены за ложные обвинения гетмана в предательстве. Буквально через два месяца после их казни Мазепа переметнулся под покровительство Карла XII.