Зарплату Сергея Юшко посчитали подлогом. Второй подряд ректор Казанского химико-технологического института стал фигурантом уголовного дела. Силовики подозревают Сергея Юшко в том, что с 2004 года тот был деканом фиктивного факультета и за несколько лет получил от 1 млн до 5 млн рублей. Не скрывающий возмущения Юшко заявил «БИЗНЕС Online»: эти обвинения уже изучались и были отброшены при его назначении ректором вуза. Почему о деле вспомнили сейчас, остается догадываться, но наши источники не исключают появления новых эпизодов.
Факультет-призрак без студентов и деканата
Громкое эхо коррупционного скандала разносится сегодня в стенах Казанского химико-технологического института (КНИТУ-КХТИ). Угроза повторить судьбу Германа Дьяконова нависла над его преемником Сергеем Юшко. Как сообщила пресс-служба следственного управления СКР по РТ, в отношении Юшко возбуждено уголовное дело о мошенничестве и служебном подлоге (ст. 159 и 292 УК РФ). Разработкой дела занимаются сразу две силовые структуры: республиканское управление ФСБ и следственный комитет РФ по РТ.
DailyStorm.ru, 21.04.2020, "Ректор Казанского технологического университета подозревается в мошенничестве и подлоге": В отношении подозреваемого возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество) и части 2 статьи 292 УК РФ (служебный подлог). Данные статьи предполагают наказание до 10 лет лишения свободы или штраф до 500 тысяч рублей. Сейчас сотрудники Следственного комитета проводят следственные действия и допрашивают свидетелей. — Врезка К.ру
В чем подозревают Юшко? По версии силовиков, с 2004 по 2017 год Сергей Владимирович, на тот момент работавший директором технопарка «Идея», параллельно числился деканом факультета информационных технологий вуза. Следователи и оперативники пришли к выводу, что работал Юшко в КНИТУ-КХТИ фиктивно. Во-первых, до 2010 года на этом факультете вообще не было студентов, а позже числились лишь 30 человек. Для сравнения: на каждом из других факультетов вуза обучаются от 600 до 2,5 тыс. студентов. Во-вторых, деканат факультета-призрака существовал лишь на бумаге, у Юшко даже не было заместителей. Функции сотрудников деканата выполняли представители других подразделений вуза.
При этом контракт Юшко, по версии правоохранительных органов, подразумевал полную занятость. Следком сообщает, что за 13 лет будущий ректор незаконно заработал от 1 млн до 5 млн рублей.
Надо признать, что дело не впечатляет ни ущербом, ни самой тяжестью вменяемого Юшко деяния. Однако расследованием занимаются такие серьезные структуры, как республиканские управления ФСБ и СКР, в которые совсем недавно пришли новые руководители — Игорь Хвостиков и Валерий Липский. Можно предположить, что пока силовики разыгрывают лишь первый акт. Наши источники допускают появление в деле новых эпизодов. Так, по их словам, в минувшие выходные силовики провели обыски в бухгалтерии вуза и отделе кадров. Изъятые документы сейчас изучает следственная группа, которую возглавил опытный сотрудник СКР по РТ Вадим Максимов, известный расследованием дела замминистра здравоохранения РТ Елены Шишмаревой, которая скончалась в марте 2018 года.
Версии, почему силовики вдруг ополчились на Юшко, ходят разные. Самая простая: новое руководство силовых ведомств продолжает сдувать пыль с некогда отправленных в архив расследований, обращая особое внимание на дела с громкими высокопоставленными фигурантами. Так было, к примеру, с делом МЧС, которое с приходом Липского дождалось своего часа. Есть и конспирологическая теория: якобы у Юшко нашлись влиятельные недоброжелатели в Москве, в том числе среди тех, кому носило откаты прежнее руководство вуза. Надо заметить, что при новом ректоре у КНИТУ-КХТИ сильно поубавилось госзаказов: по данным «Контур.Фокус», за последний год общая сумма выигранных контрактов составила 18 млн рублей. При этом за все время с 2011 года набралось 6,3 млрд рублей. Сотнями миллионов от «Газпрома», минпромторга, минобороны теперь и не пахнет.
Юшко: "Вопрос поднимался перед утверждением на должность ректора. Тогда не было речи о возбуждении дела"
Обвинения ректору пока не предъявлены, он не задержан и продолжает работу. Сам Юшко вчера заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что впервые слышит об уголовном деле в отношении себя.
«Вопрос по поводу руководства факультетом информационных технологий поднимался полтора года назад, когда в отношении меня проводилась проверка перед утверждением на должность ректора КНИТУ-КХТИ, — рассказал Юшко. — Я на все эти вопросы ответил, и тогда не было речи о возбуждении уголовного дела. Я объяснил, что факультет был создан по решению ученого совета вуза, по инициативе [на тот момент] ректора вуза Сергея Дьяконова. Факультет функционировал, он включал в себя несколько кафедр, на нем обучались студенты. Какие могут быть претензии ко мне? Создать факультет было не моим решением, а место декана я занял после процедуры выборов. Регулярно проводился отчет о деятельности факультета. В чем суть претензий и кому они адресованы?»
Ректор в беседе с нашим изданием добавил, что сейчас также продолжается следствие в рамках череды уголовных дел, возбужденных в отношении бывшего проректора вуза Ильдара Абдуллина. «В пятницу [17 апреля] меня ознакомили с его показаниями, которые касались и меня. Речь там шла о хозяйственной деятельности вуза, — рассказал Юшко нашему корреспонденту. — Я дал пояснения по поводу этих показаний, и претензий ко мне не возникло».
Чем закончилась "оптимизация" КНИТУ-КХТИ?
Уроженец Белоруссии, 49-летний Юшко, к тому времени известный, как один из создателей первой волны и директор технопарка «Идея», де-факто возглавил родной для него вуз в 2017 году — в КНИТУ-КХТИ Юшко оканчивал аспирантуру, а в 30 лет стал самым молодым в республике доктором наук. В 2018 году Юшко лишился приставки «и.о.», выиграв выборы ректора. Цель, которая была поставлена перед ним — вытащить вуз из коррупционной трясины и перезапустить образовательный процесс в уникальном не только в масштабах республики, но и страны вузе. На ректорские выборы Юшко шел с программой создания университета третьего поколения.
Юшко заявлял на интернет-конференции «БИЗНЕС Online», что за первые 7 месяцев его ректорства вуз прошел 7 проверок различных органов. «Новых нарушений и эпизодов уголовного дела в вузе нет», — сказал тогда он.
На деле получилось не так гладко: в последние годы вуз не выделяется ни громкими успехами, ни громкими скандалами. Пожалуй, самый яркий информационный повод за последние годы — это отправка специалистов вуза в Дагестан, где выходец из Татарстана, премьер-министр Артем Здунов ведет неравный бой с воровством электричества. Коллективу Юшко запомнился прежде всего оптимизацией штата — вместо 14 замов у ректора осталось только 6, но сокращают и младших научных сотрудников, и часть профессуры. Практически ликвидировано отделение информатизации вуза, на очереди ликвидация издательства, отмечали наши источники в КНИТУ-КХТИ. У контролирующих органов к вузу были претензии по обеспечению противопожарной безопасности и антитеррористическим мерам, а также к недофинансированию общежитий. О последней проблеме сам Юшко говорил в интервью нашему изданию.
Коррупционные войны в КНИТУ-КХТИ: как сажали Ильдара Абдуллина
Эпоха коррупционных скандалов в КНИТУ-КХТИ началась в июне 2014 года, когда силовики вывели в наручниках из учебного здания 60-летнего ученого, проректора по научной работе Ильдара Абдуллина. Его подозревали в многомиллионных хищениях выделяемых на развитие вуза и научные разработки бюджетных средств.
Два эпизода того уголовного дела связаны с контрактами на поставку в КНИТУ-КХТИ оборудования от ООО «Экофарм». Минобрнауки РФ выделило 75 млн, а затем еще 40 млн рублей на поставку оборудования для создания лабораторий. При реализации двух госконтрактов, считало следствие, Абдуллин присвоил 40 млн и 16 млн рублей соответственно. 28 млн из них — в виде откатов от директора «Экофарма» Игоря Кушниковского.
Долгое время прежний ректор вуза Герман Дьяконов отказывался признавать за КНИТУ-КХТИ статус потерпевшей стороны. Летом 2014 года в ходе интернет-конференции с читателями нашей газеты он отчаянно защищал Абдуллина и сыпал аргументами в пользу его невиновности. Но позже Дьяконов все же сдался, и в вузе написали заявление на своего бывшего проректора.
Московский районный суд Казани в декабре 2015 года отправил Абдуллина на 6 лет и 6 месяцев в колонию общего режима.
Спустя несколько месяцев после приговора, в феврале 2016 года, в КНИТУ-КХТИ вновь провели обыски. На этот раз дело было возбуждено в отношении двух сотрудников — профессора Екатерины Сергеевой и ее супруга, доцента Аркадия Брысаева. В апреле еще одним фигурантом стала Лилия Джанбекова — подчиненная и доверенное лицо Абдуллина, профессор и заведующая лабораторией кафедры плазмохимических и нанотехнологий высокомолекулярных материалов, которую он возглавлял. А главным подстрекателем снова назвали Абдуллина.
По версии следствия и УБЭП, вуз выполнял опытно-конструкторскую работу по разработке технологии и оборудования для производства броневых листов на основе полиэтиленпластиков («Броня ПЭ»). Стоимость работ определили в 166 млн рублей, контракт выполнили в 2015 году. Из этой суммы, уверено обвинение, похищено 54 млн рублей.
Дело Дьяконова и ко остановилось на финишной прямой — помешал коронавирус
В разгар расследования нового дела Абдуллин дал показания на самого ректора Дьяконова и минпромторг РФ — заказчика контракта. Осужденный проректор заявил, что его руководитель, используя служебное положение, организовал «систематическое получение им взяток от подчиненных сотрудников университета, выполнявших госконтракты». Причем Дьяконов якобы брал деньги не для себя, а для должностных лиц минпромторга России.
К старту новых выборов ректора КНИТУ-КХТИ в 2017 году репутация Дьяконова была уже сильно подпорчена на фоне обвинений Абдуллина. Дьяконов тем не менее попытался стать ректором в третий раз подряд, однако все же снял свою кандидатуру на финишной прямой предвыборной кампании.
Почти сразу в игру вновь включились силовики. Были задержаны директор центра эластомеров Игорь Дубовик и проректор по учебно-методической работе вуза Александр Кочнев. По версии УБЭП, они были замешаны в хищении денег, выделяемых «Газпромом» для проведения образовательных семинаров.
Силовики считают, что Кочнев, а вместе с ним и декан факультета технологии и переработки каучуков и эластомеров полимерного института КНИТУ-КХТИ Валентина Шкодич были посредниками для передачи 15-процентных откатов менеджменту «Газпрома». Свою вину Кочнев полностью признал и дал изобличительные показания на Дьяконова. После очной ставки в августе 2017 года экс-ректор КНИТУ-КХТИ был задержан. Дьяконов год просидел в СИЗО, в августе 2018 года был отпущен под подписку о невыезде. Его обвиняют в причастности к 10 эпизодам мошенничества. Свою вину Дьяконов не признает и считает, что во всем виноваты проректоры вуза Абдуллин и Кочнев. «Никто никогда мне никаких денег не передавал», — утверждал он на своем допросе в суде. Абдуллин же продолжает придерживаться своей позиции, указывая, что во всем виноват исключительно Дьяконов и все откаты тот тратил на личные нужды. Развязка уголовного дела близилась к финалу, но судебному процессу помешал коронавирус. Когда будет вынесен приговор, пока остается только гадать.