Владимир Литвиненко не "засветил" дивиденды от "Фосагро". Ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко как минимум с 2014 года неверно указывает доходы в декларации. «МБХ медиа» обнаружило это, сравнив задекларированные доходы ректора с историей выплат дивидендов акционерам компании «Фосагро».
Согласно данным на сайте компании, с 2014 по 2019 гг. дивиденды на долю Литвиненко, которая за этот период увеличилась с 14,92% до почти 21% акций, составили около 20 млрд рублей. За этот же срок ректор задекларировал доход в 1,3 млрд рублей. Даже без учета дивидендов Литвиненко уже не первый год называют самым богатым ректором России.
Богатейший ректор
Обязать ректоров декларировать доходы в 2012 году предложил президент России Владимир Путин. Он писал об этом в предвыборной статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России». Помимо ректоров, Путин предлагал обязать отчитываться о доходах руководителей медицинских и научных учреждений, финансируемых из бюджета. На тот момент Литвиненко уже владел долей в компании, однако какой именно была его доля и сколько дивидендов ректор получил до 2014 года, не уточняется.
Литвиненко до прихода на должность ректора, входил в совет директоров нескольких компаний, в том числе холдинга «Фосагро», одного из крупнейших производителей фосфорсодержащих удобрений в мире. К 2020 году ректор стал вторым по количеству акций совладельцем (20,98%) компании после семьи Андрея Гурьева, которой принадлежит 48,48%.
При этом доля ректора уверенно росла. По данным «Ведомостей» на руках у Литвиненко с 2007 года находились 10% акций. После этого он трижды увеличил долю: до 14,92% в 2014 году, до 19,35% в 2017 году и до почти 21% в 2019. Стоимость этих акций составляет более миллиарда долларов, Forbes оценивает состояние Литвиненко на 2020 год в 800 млн долларов.
Помимо рекордных для ректора доходов, в декларации Литвиненко также указаны автомобили премиум-класса Range Rover, Mercedes-Benz S500 Maybach и Mercedes-Benz Viano – общей стоимостью около 55 миллионов рублей. Кроме того у научного руководителя президента есть два крупных земельных участка — 2 151 кв. м и 13 268 кв. м. и дом в 251,8 кв. метров. Ими Литвиненко владеет вместе с супругой, как и двумя квартирами (149,5 кв. м и 433,3 кв. м).
«МБХ медиа» направило запросы в Министерство науки и высшего образования, а также в Санкт-Петербургский горный университет.
Пусть другие декларируют
Литвиненко не единственный чиновник, который получает дивиденды. Так, например, член Совета Федерации Валерий Пономарев является акционером АО «Океанрыбфлот» и ежегодно декларирует доходы, полученные от компании — его задекларированный доход в последние несколько лет превышает ежегодно миллиард рублей. Или депутат Госдумы Григорий Аникеев. Он также ежегодно декларирует доход более миллиарда рублей — значительную часть его дохода составляют дивиденды группы компаний ABI Group.
Согласно постановлению Правительства РФ от 13.03.2013 № 208, в декларации руководителей федеральных госучреждений должны быть указаны «сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия и иные выплаты)». Кроме того, в приложенной к постановлению форме декларации имеется специальная строка, в которой чиновник должен указать доход от ценных бумаг.
Доход от дивидендов может не учитываться в декларации, если за их счет был куплен новый пакет акций, указывает генеральный директор «Трансеперенси Интернешнл Россия» Илья Шуманов. Однако даже всей суммы дивидендов за семь лет Литвиненко не хватило бы, чтобы «докупить» почти 10% акций «Фосагро». Если ориентироваться на последнюю крупную сделку, то стоимость одной десятой части акций компании обойдется минимум в 30,5 млрд рублей. И это без учета скидки, так как на Московской бирже компания торгуется почти в два раза дороже — 4,1 тыс. рублей за акцию вместо 2,35 тыс. рублей.
Другой вариант — отказ от дивидендов, однако в самой компании утверждают, что все дивиденды перечислялись акционерам на банковские счета, и случаев, чтобы акционеры не получали дивиденды, за прошлые годы не было.
«Последний (и самый циничный) вариант — ему наплевать на объем реальных доходов, которые есть, и он указывает то, что получает в виде реально выплаченных денежных средств. Я не скажу, что вижу этот вариант приоритетный, но думаю, что это вероятно. Он научный руководитель Путина и Сечина, не генеральной прокуратуре и не администрации президента его снимать за эти нарушения», — объясняет Шуманов.
Научный руководитель Путина
Литвиненко известен не только тем, что четыре года возглавляет рейтинг самых высокооплачиваемых ректоров. Он трижды возглавлял предвыборный штаб Владимира Путина — на выборах в 2000, 2004 и 2012 годах. В 2018 году ректор выступал соруководителем штаба.
При этом Литвиненко был одним из самых молодых ректоров страны. Свою должность от получил в 39 лет, в 1994 году. Через три года диссертацию у Литвиненко защищал будущий президент. Позже дочь ректора, Ольга Литвиненко рассказывала, что отец сам написал за Путина диссертацию. «Мне говорили, что папа пишет диссертацию какому-то важному чиновнику. Учитывая, что потом появилась диссертация Путина — значит, он Путину ее и писал, я так думаю», — рассказывала дочь самого богатого ректора изданию The Insider.
Позже научные диссертации в том же институте защищали будущие глава «Роснефти» Игорь Сечин и премьер-министр Виктор Зубков. Оба они работали в комитете по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга, который возглавлял Владимир Путин.
«Когда ректоры так или иначе связаны с кем-нибудь власть предержащим – это точно здорово помогает университету, вокруг него все начинают бегать на мягких лапах», — объясняет «МБХ медиа» плюсы такого знакомства для вуза преподаватель Свободного университета Елена Панфилова. По ее словам, даже без такого ректора у Горного университета все было бы в порядке, ведь связанные с добывающими отраслями профессии считаются престижными.
Не единственный вопрос
В 2016 году «Трансперенси Интернешнл Россия» опубликовало расследование «Миллиардер с горы». Издание рассказало о том, что губернатор Санкт-Петербурга выделил Горному университету квартал для строительства научного комплекса. На его месте появился элитный жилой комплекс «Васильевский квартал». Часть площадей оказалась в собственности коммерческих структур, связанных с Литвиненко.
Издание обратилось в Генпрокуратуру РФ с просьбой проверить законность действий Литвиненко при получении земельных участков, выборе инвестора и подрядчика. О каких-либо результатах проверки ведомство не сообщало.
Спустя два года Литвиненко подал против «Трансперенси Интернешнл Россия» иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. Литвиненко рассчитывал получить от редакции 30 миллионов рублей. Суд удовлетворил иск Литвиненко, но снизил исковую сумму до пяти миллионов рублей. После апелляции долг упал до одного миллиона рублей.