Горнолыжный "дворец для Путина" на балансе "Газпрома".
«Здание главного корпуса Дома приема официальных гостей Ачипсе — это деревянный дом, с комфортом благоустроенной городской квартиры». Журнал «Архитектура Сочи», 2011 год
Заоблачный дворец
О высокогорном шале президента впервые заговорили семь лет назад, когда журналист Андрей Мальгин опубликовал в своем блоге расследование о российских лыжниках №1 — Путине и Медведеве. Точнее, не о них самих, а об их заоблачных (буквально) дворцах.
Именно тогда стало широко известно, что в Красной Поляне для нужд Дмитрия Медведева и его окружения фонд «Дар» отгрохал шале «Псехако», а к услугам Владимира Путина подготовили соседнюю резиденцию «Ачипсе», оформленную уже на «Газпром». Оформленную официально. А на деле? Строительством объекта с формальным названием «Дом приема официальных гостей» занимался «Росинжиниринг», который отвечал за возведение комплекса «Игора» давней подруги Путина — Светланы Кривоногих. В госконтрактах сказано, что обслуживание шале повесили, во-первых, на газпромовскую «дочку» «Газпром социнвест», которая несколько лет назад уступила три гектара дорогой столичной земли тогдашнему депутату Алине Кабаевой, а во-вторых, на компанию «Свод Интернешнл», которая одновременно курирует в Красной Поляне дачу мамы Алины Кабаевой. Возглавляет структуру Игорь Яковенко, экс-глава Фонда поддержки ветеранов ФСБ и ФСО. Это интересно
Бенефициар «Свода» неизвестен. Его учредитель — фирма «Владение В», а кто такой этот важный загадочный «В», можно только предполагать. Но прошлым летом фирма судилась с охраной президента из-за того, что ФСО забыла оплатить «организацию и пользование двумя выделенными двухпроводными линиями связи на основе медного кабеля в период с 6 февраля 2019 г. по 25 февраля 2019 г.». В те дни сюда как раз наведался Владимир Путин.
Прилетал на отдых президент «вертушкой». К его услугам в «Ачипсе» есть одноименная вертолетная площадка, которую обустроила фирма «Аэрокомплекс», известная по работе в связанных с Путиным резиденциях «Ново-Огарево», «Бочаров Ручей» и скандальной «Прасковеевке».
Мебель в шале поставляла УК «Кредо» — тоже подрядчик Кремля и ФСО на Валдае, в Сочи и в Стрельне. Другие подрядчики также проверены кремлевскими контрактами («Зеленый город», например, давно стрижет для Путина газоны благодаря полученной еще в 2008 году лицензии на «работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну»). Некоторые поставщики товаров и услуг (как «Ларгус ЛКМ») даже не скрывают, что для работ в «Ачипсе» их нанимало именно Управление делами президента. А не какой-то там «Газпром».
В регламенте безопасности шале особо отмечено, что небо над этим секретным объектом закрыто для беспилотных летательных аппаратов, не имеющих на это разрешения от «соответствующих государственных органов». Зато, согласно внутренним документам, также оказавшимся в распоряжении «Собеседника», для госохраны отдыхающих на территорию этой формально газпромовской дачи «беспрепятственно проходят» сотрудники ФСО.
Кого там фэсэошники оберегают — гостайна, но в России есть только один человек, достойный такого уровня сервиса и охраны. Даже в «Газпроме» затруднились назвать «Собеседнику», кто еще из «официальных гостей», кроме Путина, релаксирует от государственных забот не на Мальдивах, а в ставшем родным горнолыжном «Ачипсе».
Цифра
71,4% составляет сегодня уровень газификации России. Но эта цифра — только по населенным пунктам, а не по домам. По данным самого «Газпрома», даже в газифицированных поселках порядка 2 миллионов домовладений, расположенных от трубы на расстоянии менее 300 метров, до сих пор отрезаны от газа, поскольку у людей (а это не менее 5 миллионов человек — в основном главный путинский электорат) просто нет средств на его подводку, а у самого «Газпрома» деньги уходят совсем на другое. Или на другого.
Мягко стелют
С чего начинается Родина? С рояля, на котором можно сыграть эту песню. Но, естественно, рояля не российского производства. Судя по спецификации одного из контрактов, для приезжающего в «Ачипсе» пианиста рояль заказали у немецкой фирмы «Блютнер», одной из старейших фабрик по производству фортепиано. Эксклюзивная модель концертного инструмента Blüthner Nicolaus II за шесть миллионов рублей выполнена в оригинальном дизайне с ручной отделкой из североамериканского клена и ореха. Как понятно уже из названия, впервые она была изготовлена для русского царя Николая II.
Стелют Путину в шале тоже по-царски. В прямом смысле слова. На постельном белье итальянского бренда Frette сегодня спят члены королевских семей, владельцы суперъяхт и пассажиры фешенебельного «Восточного экспресса». Понятное дело. Пенсионеры попроще вряд ли могут себе позволить двуспальный комплект модели Floweres spray, который стоит, как вся их пенсия за год. Это вам не ивановский ситец. Одно только одеяло из гусиного пуха Cortina Frette, которым в «Ачипсе» готовы укрыть президента, для шале приобрели почти за 140 тысяч. Зато, как уверяют продавцы, это теплое, легкое и мягкое молочно-белое изделие обшито таким дышащим длинноволокнистым хлопком, который «не только прочнее и нежнее обычного, но и не уступает шелку в гладкости». То, что нужно для настоящего мачо.
Для подачи в такую постель завтрака горничные вооружены итальянскими сервировочными тележками по 118 тысяч. На такую не стыдно поставить посеребренную хрустальную икорницу Albi французской фирмы Christofle, которая, согласно рекомендациям изготовителя, может вместить «4,4 унции черной икры». То, что из этих 128 граммов не съестся, всегда можно выбросить в одну из двух закупленных для почетного гостя кожаных корзин для мусора по 76 тысяч рублей каждая. А то, чем Путин, наоборот, дорожит, он может в «Ачипсе» припрятать во взломостойком сейфе Valberg с ключевым замком, покрытым 24-каратным золотом.
За создание интимной обстановки в шале отвечают подсвечники Trianon за 275 тысяч от той же Christofle. Для более торжественной обстановки есть изготовленные по спецэскизам светильники, окрашенные под золото и серебро, с кристаллами Swarovski. Цена только одного заказанного в Штатах экземпляра на пять лампочек — более полумиллиона рублей (528 тысяч). А «сваровски» там развешаны по всему дому.
Зато при таком сиянии приятно любоваться на собранную в резиденции коллекцию средневековых гобеленов (копии, правда, зато ручной работы, класса люкс, от солидной итальянской мануфактуры). Любоваться на позолоченные вазы (по 187 тысяч) и стеклянные кувшины (168 тысяч), на бронзовые статуэтки (вроде «Воина» за 400 тысяч) и каминные часы (типа «Охотника» конца позапрошлого века за 500 тысяч).
Кстати
В гостях у Тони На тот же «Газпром» или его «дочек» в России оформлено еще несколько закрытых резиденций, в которых отдыхает президент. Самая известная из них — «Алтайское подворье», в котором принимают пантовые ванны Владимир Путин и сопровождающие его гости. Но есть и менее раскрученные газпромовские объекты — вроде затерявшейся в дельте Волги астраханской Тони, где глава государства вытягивает из воды осетров.
Дорого и сердито
Если «Ачипсе» и апарт-отель, то весьма просторный — 3800 квадратных метров, на которых расположены несколько шикарных спален (для главного постояльца и его спутников) и общие зоны, включая большую каминную. Особую приватность высокого гостя обеспечивает радиолокационная система Rohde&Schwarz, которая не только позволяет засечь нелегальные дроны и запеленговать все подозрительные переговоры в окрестностях, но и обнаруживает спрятанные в стенах «жучки» и установленные в режиме ожидания самодельные взрывные устройства. А для страховки уже от природных катаклизмов компания «ГеоДжет» вбила в скалы под шале 6 тысяч нагелей Titan длиной до 30 метров.
Не подкачала и крыша — вместо банальной черепицы ее покрыли уникальной дикой кладкой кровельного сланца марки Moselschiefer, который созревал под землей 400 миллионов лет. В отделке стен использовали тоже только экоматериалы: искусственно состаренные панели из ели или лиственницы. Сердито, но не так чтобы дешево. К примеру, один только квадратный метр привезенного в «Ачипсе» из Италии напольного покрытия из состаренного дуба, инкрустированного светло-серым мрамором, обошелся по накладным примерно в 400 тысяч рублей. Еще раз: это цена за метр.
Над землей у шале всего два этажа, но чтобы даже по таким скромным лестницам не обить ноги, в резиденции установлено сразу шесть импортных пассажирских лифтов класса люкс. С круглосуточным обслуживанием. Главный архитектор «Росинжиниринга» Светлана Плотицына еще на этапе строительства обещала, что «в атриуме, являющемся изюминкой данного здания, будет расположен красивейший панорамный лифт». Видимо, не обманула. С изюмом в «Ачипсе» всё просто отлично.
А чтобы почетный гость не утомился еще и во время прогулок по окрестностям, «Газпром» закупил для него коллекцию снегоходов по полтора миллиона за штуку. Впрочем, вверх по склону почетный лыжник может подняться и на персональной пассажирской подвесной канатной дороге «Псехако-II-М» гондольного типа протяженностью 2775 метров. В эксклюзивной кабине вип-класса, рассчитанной на восемь человек (включая охрану). Пока простые лыжники в сезон, купив дорогущий ски-пасс, давятся в очередях на общественный подъемник, собственная канатка бесплатно везет президента на верхнюю станцию «Приют №1» прямиком от шале.
Даже если и это его утомит, расслабиться после быстрой езды на горных лыжах, снегоходах и лифтах он всегда может в здешней двухэтажной бане, в бассейне (385 м2) с водопадом и в spa с гидромассажными лежаками. Не аквадискотека, но все равно приятно.
Во сколько обходится «Газпрому» (и государству) все это удовольствие главного лыжника страны, сложно даже подсчитать. Зато легко догадаться, почему до сих пор буксует программа газификации страны. Вместо того чтобы обеспечить граждан нашей газодобывающей державы доступным голубым топливом, профильная монополия тратит время, силы и, главное, деньги на строительство и содержание закрытых резиденций для неназванного гостя из Кремля, пользующегося спецсвязью и услугами ФСО.
Традиционные ценности Чтобы гость №1 не скучал в «Ачипсе» долгими зимними вечерами, в шале всего за тысячу евро заказали крюшонницу, расписанную эмалью и позолотой (крюшон — это холодный десертный алкогольный напиток из виноградного вина, смешанного с коньяком, ликером, шампанским и фруктами). Подают в резиденции крюшон на специальном винном столике за 150 тысяч от Fabian Smith. Этот торговый дом уже 400 лет поставляет предметы роскоши со всего света к российскому двору.