Экс-владелец «Уралкалия», миллиардер Дмитрий Рыболовлев, купивший в 2008 году у Дональда Трампа по завышенной цене его особняк — не только один из самых частых героев публикаций о «российском следе» на выборах в США, но и фигурант официального расследования спецпрокурора Роберта Мюллера. Как выяснил The Bell, это не помешало Рыболовлеву за последние несколько лет вложить более $500 млн в американские стартапы, связанные с биотехнологиями и медициной.
В частности, Рыболовлев оказался главным инвестором американского фонда Apple tree partners, общий объем инвестиций которого составляет $1,5 млрд, из них больше $500 млн – деньги Рыболовлева, рассказали источник, знакомый с работой фонда, источник, занимающийся инвестициями в биотехнологические проекты, и подтвердил руководитель одной из компаний, которая занимается похожими инвестициями в США.
В портфеле Apple tree partners – компании, занимающиеся разработкой лекарственных препаратов для лечения онкологии, бронхиальной астмы, лекарственной опиоидной зависимости, офтальмологических и генетических заболеваний и т.д. Представитель Рыболовлева Дмитрий Чечкин сказал, что не может комментировать инвестиции family office.
Большинство проектов фонда пока находятся на ранней стадии, но $1,5 млрд – крупная сумма для этой сферы. Совокупный объем инвестиций среднего фонда в этой отрасли составляет порядка $500-700 млн, говорит глава американского биотехнологического фонда Atem Антон Гопка. Доходность успешных фондов со схожим профилем он оценивает примерно в 20% в год.
Инвестиции Рыболовлева в США могут оказаться рискованными, с учетом того, что сам бизнесмен, по данным Bloomberg, является фигурантом расследования спецпрокурора Роберта Мюллера о возможном вмешательстве России в выборы в США.
О том, что Мюллер изучает покупку Рыболовлевым в 2008 году особняка Дональда Трампа в Палм-Бич, прошлым летом писало агентство Bloomberg. Сумма этой сделки составила рекордные на тот момент $95 млн, при том что сам Трамп в 2004 году заплатил за эту недвижимость $41 млн. Результатов расследования Мюллера пока нет. А Рыболовлев после продажи «Уракалия» сделал целый ряд и других дорогостоящих приобретений – например, он стал владельцем футбольного клуба Monaco и греческих островов, принадлежавших ранее миллиардеру Аристотелю Онассису.
Кроме того, Рыболовлев – вместе с еще 95 участниками первой сотни русского Forbes – вошел в так называемый «кремлевский доклад», составленный минфином США. Санкции на его участников автоматически не распространяются, но составлялся он именно для того, чтобы проанализировать, кто из российских бизнесменов может попасть в санкционные списки. Через четыре месяца после публикации доклада США ввели санкции против Олега Дерипаски, Виктора Вексельберга, Сулеймана Керимова и Андрея Скоча.
В различные стартапы в США инвестировали и многие другие российские бизнесмены, несмотря на то, что Владимир Путин как минимум дважды предупреждал их не оставлять деньги в США из-за риска санкций. Один только Виктор Вексельберг инвестировал в американские фонды около $1 млрд.
Рыболовлев интересуется темой медицины уже давно – еще в 2006 году «Ведомости» писали, что он инвестирует в биотехнологические компании в Швейцарии. Состояние бизнесмена журнал Forbes оценивает в $6,8 млрд. В Нью-Йорке проживает дочь Рыболовлева, для которой предприниматель купил пентхаус за $88 млн.