Дерипаска поймал волну. При слове «блокчейн» 99% людей делают такое лицо, будто съели лимон. Но с продуктом блокчейн-проекта Waves Enterprise вы все скоро столкнетесь. Именно Waves сделали федеральную систему электронного голосования, которую на выборах 2021-2022 тестово обкатывали в семи регионах. А в 2024 году на президентских выборах ее планируют бросить в бой в масштабах всей страны.
Что такое Waves
Крипто-стартап Waves был основан уроженцем украинского Запорожья Сашей Ивановым. Он учился в МГУ на физика и потом остался работать в России. В 2017-м — году золотой криптовалютной лихорадки — Waves собрали 16 млн долларов через механизм ICO. Тогда чиновники всех мастей любили вставлять в каждое предложение слово «блокчейн», и Waves росла на их тяге ко всему модному.
Waves Enterprise стала главным поставщиком блокчейн-технологий для российских государственных органов и госкомпаний, и с этой точки зрения — это самый успешный крипто-стартап в стране. Для «Россетей» они сделали платформу учета электроэнергии, для ФНС — сервис по рассмотрению заявок от бизнеса на льготные кредиты. В списке есть еще Роснефть, Газпром и Роскосмос. Не уверен, что всем этим госорганам нужны такие платформы, но зато их руководители могут козырять на совещаниях, что у них есть свой «блокчейн».
В какой-то момент государственных проектов у Waves Enterprise стало так много, что в криптотусовке к стартапу стали относиться с опаской — как к «карманной конторе российских погон» (цитата из разговора с одним известным человеком в российском криптосообществе).
Но главное детище Waves Enterprise — федеральная система электронного голосования, которую они разработали по заказу Ростелекома. Это не та знаменитая система, что работает в Москве — там свой разработчик. Платформу от Waves тестировали в 2021 на думских выборах в нескольких регионах (параллельно с московской), а в 2022 году с помощью нее голосовали в семи регионах.
Претензии к обоим системам — московской и федеральной — те же: формально это блокчейн (то есть хранение данных децентрализовано), но хозяин у него один — государство (у того же биткоина нет главного хозяина, информация о нем хранится на тысячах компьютерах в мире).
Waves был не только главным поставщиком блокчейна для российских госорганов и банков. Команда проекта выпустила свою криптовалюту Waves, которую сейчас можно купить почти на всех главных криптобиржах, включая Kraken и Binance. Ее рыночная капитализация сейчас — четверть миллиарда долларов.
Когда Дерипаска купил Waves
После начала войны основатель Waves Саша Иванов написал в «Твиттере» по-английски, что он from Zaporozhye, Ukraine, и выложил гифку Peace, please. Спустя месяц, после упреков подписчиков из Украины, он добавил реплай с украинским наименованием родного города — Zaporizhya.
Примерно в те же дни он продал российские юрлица Waves Enterprise некоему Игорю Кайгородову. В российской криптосреде его никто знать не знает, что, впрочем, не удивительно. Кайгородов в прошлом служил в ФСБ — по состоянию на 2006 год он был начальником отдела в управлении ФСБ по Удмуртии. Не знаю, насколько он сохранил связи с «конторой», но бывших чекистов, как известно, не бывает. Это видно по его трудовой книжке. После ухода со службы он трудился в Роснефти, структуре группы «Альфа», а с 2020 года работает в управляющей компании «Русала» Олега Дерипаски.
Все эти структуры — Роснефть, «Альфа» и «Русал» — были клиентами Waves Enterprise.
Войдя в капитал главного крипто-проекта России, Кайгородов продолжил работать в Русале. То есть я уверен, что на самом деле российскую часть экосистемы Waves Enterprise (она теперь называется Web3 Tech) купил на удмуртский чекист, а Дерипаска.
Зачем Дерипаска купил Waves Enterprise
На самом деле вопрос «зачем это все Дерипаске» — главный в этой истории.
Дерипаска любит писать про криптовалюты, в которых он видит механизм для обхода санкций, путь к «финансовому суверенитету Руси» и постоянно требует от Центробанка признать их как средство расчета. Но покупка российских юрлиц Waves не означает, что он купил себе криптовалюту Waves — эти монеты существуют отдельно от проекта.
Не факт, что сделка распространяется и на зарубежные проекты Waves, включая одноименную децентрализованную криптобиржу — то есть биржу, в которой ключи от криптокошельков хранятся у самих пользователей, а не у создателей площадки.
«Одно из самых важных событий [2022 года] — это разделение бизнеса и ребрендинг нашей российской компании. В принципе эта история она в тренде того, что происходит с бизнесом, который имеет и международную, и российскую составляющую. Теперь бренд Waves Enterprise будет использоваться только за рубежом для развития нашей онлайн-платформы, данную технологию развивает сингапурская компания Tokenomika [на начало марта принадлежала Саше Иванову]. Российский бизнес сосредоточится под брендом Web3 Tech», — чуть волнуясь, рассказывал в конце 2022 года Артем Калихов, глава российских юрлиц, некогда входивших в экосистему Waves Enterprise.
После того, как я задал вопросы про сделку всем ее сторонам («Русал» и Waves), основатель Waves Саша Иванов неожиданно написал у себя в Twitter, что его платформа стала настолько децентрализованной, что больше не получает от них прибыли, а лишь работает «как советник».
Он как будто отделял себя от новостей про сделку и Дерипаску, и его можно понять: любое упоминание рядом с российским олигархом — потенциальные проблемы. Тем более у Иванова их и так хватает.
Как раз в апреле, когда в его российских проектах появился Дерипаска, его команда продала часть активов пользователей, чтобы решить текущие финансовые проблемы своих проектов. Речь может идти о 140 млн долларов, которые хранились в виде стейблкоина USDN (то есть крипты, привязанной к доллару).
Киселев бы тут сказал «совпадение — не думаю», но пока недостаточно данных, чтобы связывать эти два события.
Что говорят умные люди
Я собрал разные версии, зачем Дерипаске Waves Enterprise.
«Кто-то умный рядом разгрузил патрона на бабло», — полагает один мой собеседник в российской криптотусовке. Иначе говоря: Дерипаска просто купил модный проект, не до конца понимая, зачем он ему.
«И Дерипаска, и Потанин бросаются в эти криптовалютные проекты, потому что у них есть майнинговые мощности. У них есть гигантские промышленные площадки с дешевым тарифом на электричество», — говорит директор Transparency International-Россия Илья Шуманов. И хотя Waves не подразумевает традиционного майнинга с работающими денонощно майнерами, Дерипаска мог решить, что такая профессиональная криптокоманда, как команда Waves, пригодится ему.
А самое главное — именно платформа от Waves Enterprise станет основной площадкой для электронного голосования на президентских выборах в 2024 году. По крайней мере, власти уже говорили о готовности использовать ее в масштабах всей страны, и команда Web3 Tech, как сейчас называется российское подразделение криптопроекта, уже модернизирует ее вместе с Ростелекомом.
Площадка, которая поможет Путину переизбраться, — прекрасный политический актив.
UPD. После выхода этого материала со мной связался сам Саша Иванов.
Он был весьма эмоционален (не буду приводить всех слов, которые я услышал в свой адрес), но в итоге он оставил сухой комментарий:
«Игорь Кайгородов работал в российской компании web3.tech с 2018 советником по юридическим вопросам. В 2022 году я покинул РФ и передал российскую компанию ее менеджменту, никакими российскими проектами более не занимаюсь. Русал не имел никакого отношения к передаче компании менеджменту».
Денег за свою долю он, по его словам, не получал.
У меня нет данных о том, что бывший чекист Игорь Кайгородов работал в Web3 Tech, зато я знаю, что с 2020 года и как минимум до конца 2022 он трудился в «Русале» Дерипаски на весьма хорошей зарплате (свыше 10 млн рублей в год). И я сильно сомневаюсь, что он вдруг решил войти в капитал такой компании, не предупредив своего шефа.