Подготовка к Новому году в Санкт-Петербурге традиционно превращается в масштабную битву: компании жалуются друг на друга и заказчиков в ФАС, пытаясь получить лакомые многомиллионные контракты. «МБКМ» изучило предновогодние закупки и выяснило, что из года в год госзаказы получают одни и те же компании, которыми владеют далеко не случайные люди: экс-чиновники, известные единороссы и их партнеры по бизнесу. А в этом году один из них даже создал подставную фирму, чтобы его перестали обвинять в использовании административного ресурса.
Подставная «Омега» для чиновника-монополиста
В2019 году Смольный потратил на новогоднее оформление города больше 250 млн рублей. Рекордсменом по новогодним контрактам стало ООО «Компания Омега». Оно получило два контракта от Городского центра рекламы и праздничного оформления на общую сумму в 30,4 млн рублей, 4,3 млн от Адмиралтейского района, 17,8 млн от Невского и 12 млн от Выборгского района — в сумме 64,6 млн рублей. «Омега» украсит город светодиодными конструкциями, «фонтанами» и панно.
Название «Омега» хорошо знакомо тем, кто следит за закупками Смольного: именно так называется компания Георгия Абелева, экс-главы Красногвардейского района Петербурга и вице-президента городского Союза промышленников и предпринимателей. Бывший чиновник владеет 40% «Ассоциации компаний Омега», которая год за годом получает госконтракты на оформление Петербурга к Новому году, Дню Победы, Дню города и другим праздникам.
Георгия Абелева уже несколько лет называют монополистом на рынке светового оформления улиц: «Омега» получила 162 млн рублей за госконтракты в 2018 году, а с 2010 года она заработала на госзакупках 979,6 млн рублей. За последние годы «Омега» проиграла только один конкурс, в котором принимала участие — собеседник «Делового Петербурга» предполагает, что именно административный ресурс и старые связи Абелева помогают «Омеге» год за годом выигрывать любые контракты. А для того, чтобы выиграть у нее в конкурсе, нужно снизить стоимость контракта на 30−40%, что для большинства компаний практически невозможно.
Однако в 2019 году ООО «Компания Омега», входящая в «Ассоциацию компаний Омега», не выиграла ни одного контракта. Вместо нее те же самые лоты получает другое ООО «Компания Омега» — зарегистрированное по адресу г. Санкт-Петербург, ул. Большая Пороховская, д. 47 литера, А пом. 5Н офис 317. Согласно «СПАРКу», единственный владелец и руководитель этой «Омеги» — некий Мокичев Виктор Германович. На первый взгляд эти «Омеги» никак не связаны между собой — но только на первый.
Несмотря на то, что госконтракты эта «Омега» начала получать только в 2018 году, ее зарегистрировали еще в 2005-ом — только тогда она называлась ООО «Восток-шина». 10 сентября 2018 года ее купила Лариса Храмцова, на следующий день назначила Мокичева гендиректором, а 13 сентября переименовала ее в ООО «Компания Омега». В этот же день, согласно выписке из ЕГРЮЛ, компания резко изменила направление деятельности: теперь она занимается электромонтажными работами и всем связанным с праздничным освещением.
Уже 19 декабря новая как бы независимая «Омега» получает свой первый госконтракт: 282 тысячи рублей за поставку новогодних украшений для Государственного университета морского и речного флота имени адмирала Макарова — причем оформлен он как закупка у единственного поставщика, без конкурса.
Дальше — еще интереснее. Предновогодние закупки в Петербурге традиционно начинаются еще летом: в прошлом году — в июне, в этом — в июле. 21 мая 2019 года у «Омеги» снова сменился владелец — теперь Виктор Мокичев стал не только директором, но и бенефициаром компании. А уже 26 июня Лариса Храмцова открыла собственную фирму — ООО «Светотехническая компания Орион». Причем 40% «Ориона» принадлежит тому самому Георгию Абелеву, бывшему чиновнику. А зарегистрирована она по тому же адресу, что и как бы независимая «Омега»: Большая Пороховская, 47А, помещение 5Н, только офис другой — 306.
Более того, Виктор Мокичев, похоже, тоже не совсем случайный человек. Согласно «СПАРКу», в 2011 году он купил 5% компании ООО «Экспотрейдингхаус», а 95% ее выкупило ООО «НПК Электросеть», принадлежавшее тогда на 50% «Ассоциации компаний Омега», а на 50% — Ольге Абелевой, предположительно родственнице или жене Георгия Абелева.
Выходит, что экс-чиновник, которого давно обвиняют в злоупотреблении административным ресурсом, через нескольких подставных людей организовал одноименную фирму, но якобы никак не связанную с его компанией. В итоге в 2019 году «старая» «Омега» не получила ни одного госзаказа — зато «новая» к 1 ноября получила 17 контрактов на праздничное украшение Петербурга на 392 млн рублей (за все праздники), причем в большинстве конкурсов она была единственным участником.
Семейный подряд и друзья Валентины Матвиенко
Другой рекордсмен по количеству контрактов на украшение Петербурга в этом году — ООО «Яркий город», которое украсит мосты, Каменноостровский проспект и Австрийскую площадь. Эта компания уже тоже не первый год в этом бизнесе — в прошлом году, например, она получила госконтрактов на 135,5 млн рублей. Всего за последние четыре года «Яркий город» получил 251 млн рублей на госзакупках — в основном он поставляет светодиодные гирлянды для городских праздников.
Компания «Яркий город» принадлежит бизнесмену Артему Литвинову. По данным «СПАРК», он владеет долями еще в двух компаниях: ООО «Витана-инжиниринг» и ООО «Альянсстрой». Последняя тоже занимается праздничными украшениями и в 2018 году получила 5,5 млн рублей от того же Центра рекламы за предновогоднее оформление Петербурга.
«Витана-инжиниринг» уже не действует, в 2019 году ее исключили из ЕГРЮЛ как фирму, которая не предоставляла налоговую отчетность в течение года. Однако через эту компанию удается выяснить связи Литвинова с несколькими важными для Петербурга людьми.
29 ноября 2010 года Литвинов купил 6,25% «Витаны». В этот же день такую же долю компании приобрела Валентина Крупник, бизнесвуман и соосновательница модного бренда JM Studio. Другая его основательница — Юлия Матвиенко, невестка Валентины Матвиенко, экс-губернатора Санкт-Петербурга и нынешнего председателя Совета Федерации.
Юлия Матвиенко (слева) и Валентина Крупник.
А муж Валентины Крупник — Павел Крупник — бывший президент регионального фонда поддержки «Единой России» (по сути, «кассы» партии) и экс-депутат Законодательного собрания Петербурга — мандат достался ему в марте 2011 года после того, как депутат Владимир Барканов пошел на повышение в Совет Федерации. Более того, в 2012 году Павел Крупник возглавил ГУП «Городской центр размещения рекламы» — в 2018 году его реорганизовали в Городской центр рекламы и праздничного оформления, который и размещает закупки на праздничные украшения Петербурга. Правда, через два месяца он уволился по состоянию здоровья. На третьем месте по новогодним закупкам — ООО «Светодизайн», в этом году заработавшее на них 46 млн рублей. Оно украсит город гирляндами на тросах и установит в центре ели высотой 20 метров. А всего с 2014 года компания получила 356 млн рублей по госконтрактам. Согласно «СПАРКу», «Светодизайн» принадлежит мурманскому единороссу Акрамжану Саитбаеву. Он занимается федеральным проектом «Историческая память», главная цель которого — сохранение исторического и культурного наследия России. «Единая Россия» называет его активистом партийного проекта «Школа грамотного потребителя», которому удалось добиться включения отопления в жилом доме в Мурманске.
Выяснилось, что в «СПАРК» и на сайтах «Яркого города» и «Светодизайна» указан один и тот же номер телефона. Ответивший по этому номеру сказал, что фирмы действительно делят один телефон, потому что «так получилось». От дальнейших комментариев он отказался, но в начале этого года корреспондентам сайта «MR7» удалось выяснить, что директор «Светодизайна» Дильноза Литвинова — жена Артема Литвинова, владельца «Яркого города». В общей сложности две компании получили 104,4 млн рублей на новогодних закупках в этом году.
Остальные компании, участвовавшие в торгах, получили контракты в общей сложности на сумму 82,4 млн рублей. Это ООО «Продекор» (три контракта), ООО «Завод рекламных конструкций», ООО «ОМ-Консалтинг», ООО «Группа компаний Мегаполис», ООО «Формула» и индивидуальный предприниматель Гусев С. А. (по одному контракту). Все они, кроме «Завода рекламных конструкций», участвовали в оформлении Петербурга и в прошлые годы.
Закупки по подготовке к Новому 2020 году еще не закончились: если Городской центр рекламы и праздничного оформления объявил результаты торгов еще в июле-августе, то отдельные районы продолжают разыгрывать лоты до сих пор. Хотя общая сумма контрактов в ближайший месяц еще вырастет, уже сейчас ясно, что «Омега», «Яркий город» и «Светодизайн» снова станут основными новогодними поставщиками Петербурга.
В прошлом году Смольный потратил на новогодние закупки больше — Комитет по печати заявлял, что общая сумма контрактов около 315 млн рублей. Однако корреспонденты городских изданий, сложив суммы всех закупок, выяснили, что фактическая сумма еще больше, около 500 миллионов. Для сравнения — Москва в прошлом году потратила 642 млн рублей на украшение одного Смоленского моста.
Любые помпезные праздники в крупных городах являются способом освоения бюджетных средств. В частности в Москве на организацию новогодней иллюминации к новому 2017 году мэрия потратила 5,8 млрд рублей (а на праздничное оформление в целом — в общей сложности почти 6,7 млрд). Причем почти все фирмы участвовавшие в освоении праздничного пирога в той или иной степени были связаны с чиновниками мэрии. В частности одну из самых дорогих конструкций — сани-тройку Деда Мороза, установленную у Триумфальной арки на Кутузовском проспекте, стоимостью в 44,1 млн рублей, изготовила компания «Все сам». Последняя, в общей сложности, получила от мэрии за создание декоративных фигур и новогоднее оформление вылетных магистралей более 780 млн.
Ранее компания «Все сам» никогда не занималась светотехническими работами, зато успешно сотрудничала с департаментом торговли и услуг Москвы, который курирует вице-мэр Наталья Сергунина.