Авиапарк Гурбангулы Бердымухамедова. Два новых самолета авиакомпании «Туркменистан» переведены на обслуживание VIP-полетов. Как сообщают источники turkmen.news, ими пользуются президент Гурбангулы Бердымухамедова и его сын, вице-премьер Сердар Бердымухамедов.
«Личными самолетами» семьи стали Boeing 777-200 с бортовым номером EZ-A780 и Boeing 737-800 с бортовым номером EZ-A020. Например, в недавние зарубежные командировки в Санкт-Петербург (28 декабря) и Китай (3-5 февраля) Бердымухамедов-старший летал на EZ-A780. На этом же борте президент летал в Туркменбаши (13 января) и Дашогуз (20 января). А 17 января Сердар Бердымухамедов использовал лайнер EZ-A020 для поездки в Ташкент.
При этом воздушные суда остаются на балансе национальной авиакомпании. Лайнеры стоят на отдельном перроне, а во время поездок Бердымухамедовых ими управляют пилоты правительственного отряда. Это разные структуры: в Туркменистане существует воздушный флот Turkmenistan Airlines (TUA) для населения и Turkmenistan Government (TUG) для VIP-персон.
В распоряжении президента Туркменистана имеются три «Боинга» с бортовыми номерами EZ-A007, EZ-A777 и EZ-A700. Семерки в номерах — не случайное совпадение. Президент считает это число счастливым. Кроме того, двигатели всех трех самолетов выкрашены в белый цвет в отличие от обычных пассажирских бортов с зелеными двигателями. В случае с новыми «Боингами» традиция (может быть, пока?) не соблюдена. На фотографиях бортов EZ-A780 и EZ-A020, размещенных в открытых источниках, можно видеть, что их двигатели окрашены зеленым.
Почему семейству Бердымухамедовых не хватает имеющихся бортов, для чего им потребовалось лишить авиакомпанию «Туркменистан» еще двух новых самолетов? На этот счет источники ничего не могут сказать. В Туркменистане не принято задавать вопросы о причинах подобных решений.
Оригинал этого материала
© hronikatm.com, 01.07.2021, Фото: turkmenistan.gov.tm, via hronikatm.com, Nick Gleis Photography via hronikatm.com, Иллюстрации: via hronikatm.com
Третий Боинг Бердымухамедова: золотые интерьеры и эксклюзивное массажное кресло. Расследование ХТ
У президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова появился еще один, уже третий Боинг. Дизайном его интерьера занималась техасская компания, которая работает с самыми требовательными клиентами. При оформлении салона использовались исключительно премиальные и экзотические материалы, в ванной комнате кроме душа есть биде, а в офисе установлено эксклюзивное кресло с функцией раздельного массажа шести зон. О том, как это удалось выяснить, читайте в расследовании «Хроники Туркменистана».
До недавнего времени было известно, что Гурбангулы Бердымухамедова обслуживают два самолета — узкофюзеляжный Боинг 737 (EZ-A007) и широкофюзеляжный Боинг 777 (EZ-A777).
Президент нейтральной страны — редкий гость на международных встречах и пределы Туркменистана он покидает не часто.
По данным справочного сайта Turkmen wiki, редакторы которого скрупулезно ведут учет всех официальных зарубежных поездок Гурбангулы Бердымухамедова, за 14 лет нахождения у власти глава Туркменистана выезжал в другие страны 142 раза, то есть в среднем он совершает по десять перелетов в год.
Кроме этого, президент периодически летает на самолете в четыре региона страны (для поездок по Ахалскому велаяту он использует автомобиль или вертолет): раз в год с проверочными визитами, в отпуск к морю в Балканский велаят и в случае открытия каких-либо строительных объектов. Подсчитать все эти поездки невозможно, но мы не ошибемся, если скажем, что в год их также не больше десяти.
Таким образом, до недавнего времени для выполнения 40 авиарейсов в год (полетов в обе стороны) главу Туркменистана обслуживало два дорогостоящих лайнера. Теперь их стало три.
EZ-A700
14 мая Гурбангулы Бердымухамедов побывал с рабочим визитом в Балканском велаяте.
На одном из кадров телерепортажа о поездке можно заметить, что глава государства прилетел в область на одном из своих самолетов (их можно отличить по покрашенным в белый цвет двигателям, на пассажирских бортах «Туркменских авиалиний» они зеленого цвета) с бортовым номером EZ-A700. Ранее в президентском авиапарке уже был лайнер с таким номером, но это был Боинг 767, который затем был продан главе Беларуси Александру Лукашенко. Но об этом чуть позже.
Использование семерок во всех номерах лайнеров Бердымухамедова — не совпадение. Это число суеверный глава государства считает «символичным для туркмен». Например, цифру 7 можно увидеть на гоночных автомобилях и лошадях, на которых президент участвует в заездах. В 2017 году на праздновании Дня туркменского скакуна президенту подарили семь ахалтекинцев.
28 января 2018 года издание «Гундогар» сообщило о том, что корпорация Боинг завершает производство Боинга 737 для туркменского президента. Решив проверить тот ли это самолет и выяснить дополнительные детали, мы поискали данные об авиалайнере на сайтах авиаспоттеров (любителей фотографировать самолеты) Jetphotos и Planespotters.
Ни одной фотографии нового EZ-A700 на этих сайтах не оказалось, но выяснилось, что это самолет третьего поколения Next Generation типа 737-700 72K(WL) BBJ, где 2K — это номер заказчика, WL означает, что самолет оборудован винглетами (вертикальные законцовки крыла), а BBJ — сокращение от Boeing Business Jet.
Его строительство действительно было завершено 22 февраля 2018 года, но к заказчику он попал лишь через полтора года — 23 сентября 2019 года. Дело в том, что Боинг занимался производством самой машины, после чего, с февраля по май 2018 года, она находилась в Джорджтауне, где был установлен дополнительный бак для топлива, а 11 мая самолет перегнали в город Сан-Антонио в американском штате Техас, где оформляли его интерьер.
То есть, это действительно уже третий самолет, который обслуживает Гурбангулы Бердымухамедова.
Боинг открыто публикует данные о стоимости своих самолетов на официальном сайте. Новый 737-ой стоит около $89,1 миллиона. Однако нужно учитывать, что в случае с VIP лайнерами стоимость дизайна и оформления интерьера может быть сопоставима с ценой самого самолета.
В разделе о бизнес-джетах Боинг публикует список лицензированных компаний, которые занимаются внутренним обустройством самолетов.
Наше внимание привлекла первая в списке фирма Aeria Luxury Interiors, которая расположена как раз в Сан Антонио. Мы подумали, что, возможно, это просто совпадение, но любопытство одержало верх, и мы решили все же изучить, что это за компания.
Aeria Luxury Interiors
Оказалось, что указанный сайт компании не работает. Его сохраненная в интернет-архиве копия не интерактивна, но изображение роскошного интерьера частного самолета на фоне немного обнадежило: компания занимается именно тем, что мы ищем.
Поиск в Google показал, что Aeria Luxury Interiors — одна из тех компаний, реклама которой публикуется в глянцевых авиационных журналах о роскоши, которые кладут в кармашки кресел эконом-класса, по соседству с рекламой часов Omega за десятки тысяч долларов.
«Никакой посредственности, все должно быть высшей степени превосходства. Aeria Luxury Interiors превратит каждый квадратный метр вашего самолета в ваше собственное уникальное воздушное святилище с помощью изысканных материалов и бескомпромиссного качества», — говорится в рекламе компании.
Как правило, состоятельные бизнесмены, которые используют частные самолеты, заказывают более приемлемые по цене небольшие Эмбраеры, Бомбардье или Гольфстримы. Заказы на полное обустройство полноразмерного авиалайнера — редкая удача для такой компании, поэтому мы посчитали, что если Aeria действительно получила этот контракт, то наверняка кто-то из ее работников должен был этим похвастать.
Список менеджеров и работников компании со ссылками на их профили в социальных сетях LinkedIn и Facebook нашелся на сайте RocketReach — базы данных специалистов разных сфер.
Началось занявшее большое количество времени изучение профилей. Из ряда полных драмы сообщений выяснилось, что из-за эпидемии COVID-19 после нескольких волн увольнений компания закрылась 7 июля 2020 года.
Первое косвенное подтверждение о том, что фирма занималась туркменским самолетом удалось получить из опубликованной одним из бывших сотрудников ссылки на статью о завершении работы над Боингом 737 по заказу VVIP (очень очень важной персоны) — главы неназванного государства. Сейчас эта ссылка недоступна, так как сайта компании уже не существует, но копию текста можно найти на профильном авиационном сайте Business Jet Interiors.
Из опубликованной 3 октября 2019 года новости, то есть через десять дней после доставки нового Боинга в Туркменистан, мы можем узнать, что работа была завершена «на месяцы раньше срока». В самолете, который может перевозить до 26 человек, есть VIP спальня и приватная ванная комната с душевой кабиной и биде.
«Эстетический акцент сделан на материалы премиального качества, включая экзотические панели, чистые и четкие цвета с выделением шикарных тонов и позолоченных деталей, особенно символов, которые расположены по всему салону», — говорится в сообщении.
В рабочем кабинете кроме полноразмерной мебели установлены выполненные по спецзаказу письменный стол и кресло с функцией раздельного массажа шести зон.
Салон самолета выполнен с использованием нового интерьерного решения компании Боинг — Sky Interior (Небесный интерьер). Подробно об этом решении можно прочесть по ссылке.
На борту также предусмотрена Wi-Fi сеть с доступом в интернет и к различным стриминговым видеосервисам. Повсюду установлены мониторы, включая сделанный по заказу на бортовой кухне, а также тачскрин дисплеи для управления.
Продолжив листать профили мы обнаружили, что Aeria принимала участие в авиационном экспо NBAA в Лас Вегасе в октябре 2019 года. К этому событию компания подготовила пресс-релиз, с описанием работы над VVIP самолетом, в котором повторяется информация из вышеописанной статьи.
То есть, Aeria Luxury Interiors действительно работала над новым Боингом, который принадлежит неназванному главе государства.
На данном этапе уже можно достаточно уверенно предполагать, что неназванный глава государства — это Гурбангулы Бердымухамедов, так как есть совпадение по датам завершения работы над самолетом и его прибытием в Туркменистан. Кроме того, на это указывают упоминания позолоченных деталей и неких символов, скорее всего восьмиконечных звезд Огузхана, которые использовались при оформлении салона. По туркменскому телевидению не показывают интерьеры самолета президента, но мы можем часто видеть оформление его вертолета, на котором президент облетает столицу. Он оформлен в похожем стиле.
Но все же мы решили по возможности найти прямое подтверждение. И после многих часов кросс-референсов профилей работников компании в LinkedIn и Facebook, мы его обнаружили.
28 мая 2020 года, когда уже шли увольнения в Aeria, прощаясь, один из бывших работников опубликовал фото коллег, с которыми он работал. На фоне можно видеть самолет «Туркменских авиалиний». Этот пост также опубликовал у себя на странице в Facebook один из бывших менеджеров компании со словами: «Буду скучать по нашей классной команде. Надеюсь, мне еще представится возможность поработать с ними в будущем».
То есть самолет, над которым работала Aeria действительно принадлежит «Туркменским авиалиниям» и, соответственно, Гурбангулы Бердымухамедову.
Найдя исполнителей заказа, мы подумали, что было бы здорово посмотреть на интерьер изысканного воздушного святилища Бердымухамедова и то самое массажное кресло.
Но как это сделать, если в самолет не пускают даже туркменских телевизионщиков?
Сначала мы нашли дизайнеров, которые работали в Aeria, посчитав, что они могли использовать концепты или рендеры своих проектов для портфолио без указания заказчика. К сожалению, безуспешно.
Тогда мы продолжили листать профили бывших работников Aeria в поисках зацепок. Обнаружить фото интерьеров не удалось, но кое-что интересное мы все же нашли.
В одном из своих интервью бывший гендиректор компании Рон Сорет (Ron Soret) рассказал, что он лично давно знаком с клиентом и это не первый его заказ. Для данного самолета неназванный глава государства выбрал «традиционный» стиль интерьеров с небольшими обновлениями, схожий с уже существующими в его авиапарке VIP самолетами. То есть все самолеты главы государства выполнены в едином стиле и, чтобы иметь представление о внутреннем устройстве их всех, достаточно найти какой-нибудь один.
Сорет также упомянул, что пол кабины они застелили эксклюзивными коврами ручной работы, сотканными по уникальному заказу и затем импортированными в США для размещения в самолете.
Этот факт немного расширил возможности для поиска, однако ни споттеры, ни телеоператоры в странах, куда прилетал президент, салоны его самолетов не засняли. Отчаявшись, мы начали искать просто подходящие по описанию изображения интерьеров, над которыми работала Aeria для иллюстраций к статье, как вдруг заметили на фото в Google знакомые очертания — позолоченную карту Туркменистана на стене в обшитом золотом салоне самолета. Фотография использовалась в статье с говорящим названием «15 невероятных роскошных интерьеров самолетов».
Оказалось, что это была работа фотографа по имени Ник Гляйс (Nick Gleis). На его сайте есть еще несколько изображений из салона самолета президента Туркменистана. Они не подписаны и находятся в общей папке с фотографиями других самолетов, но их можно легко узнать по эксклюзивным коврам ручной работы.
Ник Гляйс известен тем, что фотографирует роскошные интерьеры частных самолетов. В The Telegraph ему даже посвящена статья, автор которой упрекает Гляйса в том, что он работает с африканскими диктаторами. Впрочем, он отверг эти обвинения в интервью издания Wired, заявив, что всего лишь фотографирует красивые самолеты.
В профиле фотографа в Инстаграм тоже есть одна из фотографий туркменского самолета. На фото автор даже не стал ретушировать тот самый символ, который многократно повторяется в оформлении салона — восьмиконечную звезду Огузхана.
В подписи говорится, что это офис частного Боинга 767. Очевидно, это тот самый бывший EZ-A700, который в 2012 году был продан Лукашенко.
Цена и целесообразность
В 2020 году видео, на котором были засняты интерьеры Боинга Лукашенко, опубликовал известный белорусский оппозиционный Телеграм-канал Nexta. Судя по кадрам, новый хозяин, за исключением государственной символики и фотографий, в дизайне ничего не поменял.
В подписи к видео указывается, что такая отделка стоит больше, чем сам самолет. В качестве примера приводится Боинг той же модели российского олигарха Романа Абрамовича, интерьер которого, как утверждается, стоил ему $300 миллионов. Эту информацию в мае 2019 года опубликовал британский таблоид The Sun, который ссылаясь на слова бизнесмена пишет, что индивидуальный дизайн интерьеров 767-го обошелся олигарху в 200 миллионов фунтов стерлингов, это около $284 миллионов. Сам самолет, как указывается на сайте Боинга, стоит $218 миллионов. То есть отделка действительно может стоить столько же, сколько авиалайнер.
Во сколько туркменскому налогоплательщику обошлись золото, эксклюзивные материалы и передовая техника на борту нового EZ-A700 выяснить не удалось. Набравшись наглости, мы даже попытались обратиться в техасскую налоговую инспекцию с просьбой предоставить нам декларации Aeria, но получили отказ.
Для чего Бердымухамедову понадобился новый Boeing 737, неясно. «Старый» EZ-A007 состоит в президентском авиапарке с 2008 года, то есть ему около 13 лет. У самолетов нет установленного «срока годности» и срок их службы зависит от технического состояния, а также условий и интенсивности использования. Однако даже эксплуатируемые ежедневно пассажирские авиалайнеры служат по 25-30 лет, а некоторые 737-е Боинги ранних моделей летают уже более 40 лет.
Более того, как написал редактор «Гундогара» в Facebook, самолет заказали еще в 2011 году, когда предыдущему было всего три года.
С учетом малого количества ежегодных перелетов содержание трех президентских бортов — явное расточительство, и — при наличии независимых судов — это могло бы стать поводом для как минимум проверки органами прокуратуры.
Кроме того, до 2018 года передвижения президентских самолетов можно было отслеживать с помощью сервиса Flightradar24. Сейчас передвижения авиалайнеров туркменского главы скрыты. На тот момент EZ-A007 по нескольку раз в месяц летал в Германию, хотя официальных визитов Бердымухамедова в Европу не было. По данным независимых источников, периодически президентские Боинги перевозили между Туркменистаном и Германией родных главы государства, а также немецких врачей. Использование госимущества в личных целях также является нарушением закона.
Специализирующийся на частной авиации сайт PriJet подсчитал, что стоимость содержания одного BBJ в год равна $730 тысячам. При низких загрузках час перелета, включающий в себя все издержки на содержание самолета, будет стоить $11 375.
Очевидно, что покупка этих самолетов не является необходимостью, а трата таких колоссальных для граждан Туркменистана сумм во время тяжелейшего кризиса на явно излишнюю роскошь выглядит, скажем мягко, расточительно.
В то же время, по словам самого Гурбангулы Бердымухамедова, «Туркменские авиалинии» испытывают сложности с выплатой зарплат своим работникам.
За годы кризиса расслоение общества в Туркменистане на очень состоятельных и крайне бедных граждан усилилось многократно. К сожалению, это произошло за счет обнищания и без того не богатого населения.
В связи с кризисом правительство пытается экономить валюту, сокращать импорт продовольствия, ограничивать возможности на обмен и пересылку денег студентам, учащимся за рубежом и больным, пытающимся выехать на лечение в другие страны. Но все эти ограничения, похоже, касаются только обычных граждан. Небожители продолжают наращивать крылья. [...]
***