Когда миноритарий банка «Открытие» Александр Мамут покупал у сына сенатора Сулеймана Керимова сеть кинотеатров «Синема парк», он даже представить не мог те трудности, с которыми от столкнется уже через полгода. С одной стороны, в репертуар работы кинотеатров то и дело вмешивается политика, с другой — возникли разногласия с производителями фильмов, в частности, с компанией Universal Pictures. Из-за них срывается выход на экраны боевика «Сделано в Америке» с Томом Крузом, и это только начало будущего более крупного конфликта.
На прошлой неделе кинокомпания потребовала от кинотеатров, желающих показать «Сделано в Америке», изменить схему разделения доходов от продажи билетов на фильм, сообщал портал Cinemaplex. Традиционно кинотеатр перечисляет дистрибьютору 50% выручки от продажи билетов на фильм. Universal же решила обязать кинотеатры включать в стоимость билета сервисный сбор, если билет был продан через онлайн-сервис.
Кинотеатры взбунтовались. Наценка онлайн-сервиса не является частью кассового сбора, а изменять договорные условия «в ультимативной форме» неприемлемо, заявила сегодня Ассоциация владельцев кинотеатров. Ассоциация призвала своих членов «воздержаться от любых ультимативных изменений существующих договоров».
Крупнейшими членами ассоциации являются сети «Формула кино» и «Синема Парк», которые весной приобрел и объединил Александр Мамут. В расписании обеих сетей на сегодня «Сделано в Америке» отсутствует.
Представитель объединенных киносетей Мамута подтвердила, что «Сделано в Америке» не идет в кинотеатрах «Формулы кино» и «Синема Парка». Комментировать взаимоотношения с Universal она отказалась.
Ассоциация не призывает бойкотировать фильм Universal, подчеркивает член ее совета Олег Березин: «Мы настаиваем на диалоге». При этом он признает, что скорее всего «триггером» для Universal стала наценка, которую ввели «Рамблер.Кассы» (входит в Rambler&Co Мамута). В сентябре билетный оператор установил 10%-ный сбор на онлайн-продажи билетов в кинотеатрах объединенных сетей Александра Мамута.
Сервисный сбор за онлайн-продажи билетов — это устоявшаяся мировая практика, подчеркивает источник, близкий к Rambler&Co: «Прокатчики в дележе этой суммы не участвуют». Видимо Universal решили, что раз кинотеатры и сервис по продаже билетов принадлежат одному владельцу, то следует делиться всеми доходами, рассуждает собеседник Forbes.
Киноэксперт и бывший гендиректор «Формулы кино» Юрий Кириллов оценивает потенциальные сборы от «Сделано в Америке» в 500 млн рублей. По данным «Невафильм Research» объединенная сеть Мамута занимает 13,8% рынка по кинозалам. Получается, что Universal может недосчитаться около 70 млн рублей из-за отказа «Формулы кино» и «Синема Парка» показывать боевик с Томом Крузом.
По словам источника, близкого к Rambler&Co, объединенные киносети продают через «Рамблер.Кассы» около 20% своих билетов. Исходя из оценки Кириллова, Universal мог бы претендовать на 700 тыс рублей от онлайн-продаж билетов в сетях Мамута. Конфликт в первую очередь не выгоден самой Universal, заключает источник, близкий к Rambler&Co. Ранее киносеть Мамута отказалась от проката скандального фильма «Матильда» из-за угроз безопасности зрителям.
«В битве титанов обязательно выиграет третья сторона», — считает Кириллов. Он считает основным бенефициаром сеть «Каро», которая в противовес сетям Мамута наоборот ввела 10%-ную скидку на онлайн-продажи. В расписании кинотеатров «Каро» стоит и «Сделано в Америке». Президент «Каро» Ольга Зинякова подтвердила, что фильм идет в кинотеатрах, но отказалась раскрывать подробности договорных отношений с Universal. В Universal не смогли предоставить оперативный комментарий.
В результате массовой протестной компании, организованной депутатом Госдумы Натальей Поклонской, обе сети кинотеатров отказались от показа фильма «Матильда». При этом окружение министра обороны Сергея Шойгу навязывает кинотеатрам заведомо убыточный фильм «Крым», к сюжету которого к тому же есть серьезные замечания от участников событий на полуострове. В частности, известный украинский диссидент и пророссийский активист Мирослава Бердник обращает внимание на то, что картина, на которую потрачено 400 млн бюджетных рублей, отражает точку зрения официального Киева на происшедшее на полуострове.