Как следует из материала The Guardian, ФБР расследовала связи Дональда Трампа с россиянами задолго до скандала с предполагаемым вмешательством РФ в американскую президентскую кампанию. Трамп во время кризиса всеми силами пытался привлечь в свою компанию деньги из России, говорится в статье, а привлек ли — мы так до сих пор и не знаем. Однако
спецпрокурор Роберт Мюллер наверняка подшил статью в свою папку.
Что случилось
В 2014 году латвийское Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК) попросило американскую спецслужбу о помощи в расследовании так называемого «дела олигархов» 2011 года, в котором фигурировали несколько латвийских бизнесменов и политиков, включая предпринимателя и бывшего вице-мэра Риги Айнарса Шлесерса и бизнесмена Виестурса Козиолса. В 2010 году Шлесерс и Козиолс обсуждали с Трампом и российским продюсером Игорем Крутым девелоперский проект в Риге.
«Дело олигархов» было открыто в 2011 году по статьям о легализации преступно нажитых средств, коррупции и злоупотреблением полномочиями. Все подозрения основывались на тайной прослушке разговоров бизнесменов и чиновников в 2009-2011 году. В частности, Шлесерс, на тот момент вице-мэр Риги, якобы хотел легализовать свой незаконный бизнес. БПБК расследовало дело несколько лет, но кроме прослушки разговора других доказательств так и не было представлено, и поэтому процесс был прекращен.
Айнарс Шлесерс - справка
Сын президента страны
Вайры Вике-Фрейберги Карлис Фрейбергс – бисексуал и у него близкие отношения с Айнаром Шлесерсом, о нетрадиционной ориентации которого уже многократно писалось и в латвийской, и в зарубежной прессе. Миллионер Шлесерс помог Фрейбергсу рассчитаться по долгам казино в размере многих десятков тысяч латов
При чем тут Трамп?
The Trump Organization, Крутой, Шлесерс и Козиолс в 2011 году обсуждали строительство «балтийского Лас-Вегаса» — большого развлекательного комплекса и отеля в Риге. Предполагалось, что комплекс станет резиденцией для ежегодного музыкального конкурса Крутого «Новая волна».
После того, как участников переговоров о строительстве начали допрашивать следователи, проект был свернут. Участвовавшие в проекте стороны утверждают, что им не удалось привлечь достаточно финансирования, и расследование здесь ни при чем.
ФБР подключилось к расследованию в 2015 году — после того, как в распоряжении БПБК оказались прослушки переговоров, на которых Шлесерс упоминает Трампа в беседе с потенциальным инвестором и говорит, что достиг с ним соглашения и что стороны готовы начать строительство Trump Plaza Riga. В ответ на запрос ФБР занялось некоторыми финансовыми операциями Трампа, но до обвинений дело не дошло.
По данным The Guardian, латвийские следователи хотели, чтобы ФБР задало вопросы о проекте лично Трампу. В итоге с представителями спецслужбы общался как минимум один топ-менеджер Trump Organization, и компания также письменно ответила на дополнительные вопросы.
Детали
Впервые Трамп, Крутой и Шлесерс встретились в Латвии еще в 2008 году во время очередного конкурса «Новая волна», утверждала латвийская газета NRA. Крутой впоследствии подтверждал, что такая встреча была. В тот момент, во время кризиса на рынке недвижимости, Трамп пытался привлечь в свои проекты российские деньги, а его сын Дональд-младший в июне того же года приезжал в Москву на саммит «Недвижимость в России» и искал там российских партнеров.
В 2010 году сотрудник Трампа приехал в Латвию для поиска подходящего места для строительства. В 2011 году Игорь Крутой и Козиолс встретились с Иванкой и Дональдом Трампами в Trump Tower в Нью-Йорке для обсуждения возможного строительства. По словам Козиолса, который участвовал во встрече, стороны «пожали руки как возможные партнеры». Всего бизнесмены провели несколько встреч в Нью-Йорке.
Шлесерс и Крутой открыто рассказывали о переговорах летом 2011 года. «Встречались с Трампом, и его заинтересовала «Новая волна»», — рассказал Крутой. «Со своей стороны я сделаю все, чтобы эти инвестиции пришли в Латвию. Если Крутому и Трампу на базе «Новой волны» удастся реализовать свои проекты, то Латвия от этого только выиграет», — говорил Шлесерс.
Однако, отмечает The Guardian, уже в течение следующих недель «начали появляться сложности». В частности, в рамках расследования «дела олигархов» БПБК попросило Крутого ответить на вопросы, однако никаких обвинений российскому продюсеру предъявлено не было. Аналогичная ситуация была и со Шлесерсом, и с Козиолсом.