Глава концерна «Ростех» Сергей Чемезов недавно получил звание Героя России по секретному президентскому указу. Секретность и ранее окружала этого бывшего сослуживца Владимира Путина и его соседа по дому в Дрездене: например, владельцем его личного дворца с «тронным залом» в документах Росреестра указана «Российская Федерация». Непубличными персонами являются и истинные бенефициары торговли военной техникой дочерними структурами госконцерна, пишет «Собеседник».
Внуки войны
Входящая в «Ростех» компания «Рособоронэкспорт» побила рекорд по поставкам за рубеж. Несмотря на санкции, портфель заказов на отечественную военную технику вырос с 45 млрд в 2017 году до 55 млрд долларов в 2018-м.
Россия занимает второе место в мире после США по производству и экспорту вооружений. «К отечественной военной технике применим слоган «Оружие мира» не только по факту одного из самых массовых – одновременно оно создается для поддержания мира на земле, позволяет защищать право на мирное существование», – говорится в презентации «Ростеха».
Утверждение не бесспорное. Но как минимум российское оружие помогает обеспечить существование семьи главы «Рособоронэкспорта» Александра Михеева.
Александр Михеев
Руководителем единственного в России государственного посредника по экспорту всего спектра военной продукции Михеев стал в 2017 году, а спустя всего год его сын купил особняк на Рублевке. Согласно имеющейся у редакции выписке из Росреестра, Алексей Михеев приобрел участок в элитном месте под названием ParkVille Жуковка.
«Это уникальный поселок для самых взыскательных покупателей фешенебельной загородной недвижимости. Тонкий вкус английской классической архитектуры изящно вписан в пейзаж самой дорогой и статусной земли Подмосковья», – сказано на сайте проекта. Тут созданы превосходные парковые зоны для отдыха, аллеи и водоемы. Владельцы поместий в ParkVille могут легко сочетать деловую жизнь с семейной: на территории находится частная школа «Президент» вместе с детским садом.
На приобретенном Михеевым в 2018 году участке в 36 соток построен и коттедж площадью 1204 кв. м. Стоимость таких владений в этом поселке достигает миллиарда рублей.
Впрочем, в собственности у сына топ-менеджера госкорпорации имение было всего месяц: почти сразу он переписал недвижимость на своих несовершеннолетних детей: Анну, Георгия и Диану. Младшей дочери на момент обретения кусочка Рублевки не исполнилось даже одного года. Таким образом, внуки Михеева могут вскоре составить конкуренцию даже внуку экс-главы ФСО — первому миллиардеру из третьего поколения нынешней элиты, вошедшему в списки Forbes.
Жена Алексея Михеева – светская дива Мирослава Дума. К особняку в стиле классической английской архитектуры ее семью потянуло не случайно: судя по Instagram, она много времени проводит в Лондоне.
Откуда у семьи взялись деньги на покупку дорогостоящей недвижимости – понятно не очень. У них есть семейная фирма «Экотехнологии» (супруга – учредитель, муж – гендиректор), но она показывает убыток. ИП Мирославы Думы имеет статус микропредприятия, больших денег там не водится. К тому же Алексей Михеев до недавнего времени был чиновником – работал директором департамента станкостроения и инвестиционного машиностроения Минпромторга. После этого он стал совладельцем IT-фирмы, но заработать на миллиардный особняк явно не успел.
Не исключено, что к такому подарку своим внукам приложил руку и Александр Михеев, который трудится под руководством Сергея Чемезова почти два десятилетия. Так что если кому-то в мире боевые вертолеты и патроны несут смерть, то семье главы «Рособоронэкспорта» дают входной билет в круг российского истеблишмента: по данным агентства «Руспрес», соседями Михеевых по ParkVille являются братья-миллиардеры Борис и Аркадий Ротенберги, экс-вице-премьер Александр Хлопонин с супругой Натальей и глава Международного соза КВН Александр Масляков.
Обманули Уго Чавеса
Клан Ротенбергов тоже зарабатывает на оружейном производстве. Игорь Ротенберг, сын Аркадия Ротенберга, пару лет назад приобрел крупный пакет акций одного из крупнейших производителей боеприпасов в России – Тульского патронного завода. Долю он выкупил у Алексея Соловова, который был одним из участников коррупционного скандала, связанного с хищениями в рамках контракта «Рособоронэкспорта» с властями Венесуэлы.
На тот момент латиноамериканское государство возглавлял Уго Чавес. Он договорился с Россией о строительстве заводов по производству автоматов Калашникова и патронов к ним. Спустя несколько лет выяснилось, что заводы не построены, а более миллиарда рублей ушли на счета подставных фирм.
Пресса писала, что к этим событиям имел отношение и Соловов. В сети можно найти приговор суда от 2016 года, согласно которому его приговорили к 3 годам условно за мошенничество. Подконтрольное Соловову предприятие должно было «организовать производственно-техническое обучение производству патронов стрелкового оружия иностранных специалистов». Не организовало, но деньги оказались освоены.
Также известно о том, что компания «Трест Гидромонтаж» Ротенберга стала подрядчиком «мусорного» проекта «Ростеха» – строительства в Подмосковье мусоросжигательного завода. Совместно с госкорпорацией олигарх намерен создать федеральную сеть интернета вещей: это сеть устройств, которые подключены к интернету, управляются через него и могут обмениваться данными друг с другом. Она может быть использована в числе прочего для контроля потребления энергоресурсов или сбора данных о количестве посетителей и их поведении в общественных местах.
Космические зарплаты
Как выяснил «Собеседник», топ-менеджер «Ростеха» Оксана Лобанова приобрела таунхаус площадью 352 кв. метра в элитном поселке Silver Place, который находится на территории природоохранного комплекса «Серебряный Бор». Территория поселка превращена в роскошный ландшафтный парк. Мощеные дорожки петляют между вековыми соснами и кустами, полянами и прудами, где обитают водоплавающие птицы.
Лобанова занимает пост директора по экономике и финансам госкорпорации. Рыночная стоимость ее жилья – более 200 млн рублей. Но накопить на трехэтажный таунхаус она на легальные доходы все же могла.
Зарплаты в «Ростехе» действительно хорошие. Лобанова получает 21 млн рублей в год. Член правления госкорпорации Анатолий Сердюков заработал за прошлый год и вовсе 213 миллионов. У Сергея Чемезова доход еще выше – 332 миллиона.
Анатолий Сердюков
Семейная корпорация
Летом Сергей Чемезов заявил Владимиру Путину, что Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК) нужно будет докапитализировать более чем на 300 млрд руб. «Хорошо», – ответил президент.
При этом министр промышленности и глава наблюдательного совета «Ростеха» Денис Мантуров заявлял о планах по продаже ОАК, которая до этого была присоединена к госкорпорации. «Мы получаем активы далеко не сладкие. Они, наоборот, чаще всего находятся в тяжелом финансовом положении. Мы их приводим в порядок, чтобы актив был интересен инвестору, и только потом потихонечку продаем», – объяснял Чемезов в интервью РБК политику корпорации.
Денис Мантуров
По такой схеме в частные руки ушла доля в «Росэлектронике». Приобретателем стал миллиардер Владимир Евтушенков. Структуры банкира Виктора Григорьева за 14 млрд рублей выкупили у «Ростеха» 75% холдинга «Технодинамика» – основного российского производителя оборудования для авиации.
Только на четверть «Ростеху» принадлежит концерн «Калашников»: 75% было продано в частные руки, совладельцем концерна стал олигарх Андрей Бокарев.
Андрей Бокарев
Так что на продаже оружия в России зарабатывают вполне определенные люди. Которые к тому же имеют возможность пролоббировать увеличение финансирования оборонной отрасли и льготы для своих предприятий.
При этом партнерство с бизнесом не спасает от коррупции. В Мордовии на сотрудников получастного Ковылкинского электромеханического завода завели уголовное дело за взятки. Подозреваемые, по версии следствия, получали деньги с января 2015 по сентябрь 2018 года. Их передавали им руководители коммерческих организаций за заключение договоров и лоббирование интересов при дальнейшем сотрудничестве.
Подозрительные госконтракты структур «Ростеха» обнаружил и «Собеседник». К примеру, ООО «Эколиния» выступает подрядчиком судостроительного завода «Вымпел». Совладельцем компании является Валентина Гапошкина – бизнес-компаньон (по «С.П.А. Софтаб» и «С.П.А.») жены топ-менеджера госкорпорации Ирины Лепиной. Владимир Лепин – гендиректор концерна «Техмаш».
Еще один ростеховский концерн «Созвездие» арендует офисные помещения у фирмы, которой владеют теща Чемезова и супруга его заместителя Владимира Артякова, причем - по завышенным ценам.
Но подозрения в отношении членов семей топ-менеджеров «Ростеха» мало влияют на их карьеры. Сын управляющего директора по организациям прямого управления госкорпорации Владимира Литвина Михаил по подозрению в мошенничестве и вовсе объявлен в международный розыск и скрылся в Лондоне.
Впрочем, с Великобританией «Ростех» не сотрудничает, поэтому родственнику своего управленца госкорпорация на чужбине не поможет. Зато она помогает супруге главы ЦНИИточмаша Альберта Бакова. Он женат на старшей дочери режиссера Никиты Михалкова.
«Ростех» в прошлом году профинансировал создание сериала «Годунов», говорится в отчете корпорации. И в одной из главных ролей сериала снялась... правильно, Анна Михалкова!
Актриса Михалкова сыграла за «Ростех»
Лоббисты «Ростеха»
Депутаты служат не только народу. Организация «Трансперенси Интернешнл» изучила влияние парламентариев на законотворческий процесс. В группу лоббистов «Ростеха» попали, в частности, единороссы Иван Квитка, Артур Таймазов, Алексей Балыбердин, Альфия Когогина, Владимир Гутенев и коммунист Павел Дорохин.
К примеру, депутат Таймазов поддержал введение административной ответственности за незаконный оборот конструктивно схожих с оружием изделий, к которым относится пневматическое оружие. Выгодоприобретателями от законопроекта являются официальные производители пневматического оружия, в том числе концерн «Калашников». Гутенев в интересах этого же концерна выступал автором законопроекта о расширении возможностей для экспорта гражданского и служебного оружия и боеприпасов к нему.