Входящий в "список Титова" бывший руководитель обанкротившегося Капиталбанка (Ростов) Сергей Осипов добивается привлечения акционеров этой кредитной организации к субсидиарной ответственности по долгам перед кредиторами на сумму 1,6 млрд рублей, передает "Ъ". Сейчас эти деньги с господина Осипова и двух других работников банка требует Агентство по страхованию вкладов. Большинство акционеров Капиталбанка являются гражданами Латвии и Литвы. По словам юристов, это не станет формальным препятствием для взыскания средств с иностранцев, однако процедура потребует значительных расходов, а вероятность ее исполнения крайне низка.
Бывший председатель правления ростовского Капиталбанка Сергей Осипов заявил в арбитражный суд ходатайство о привлечении собственников этой кредитной организации в качестве третьих лиц в дело о ее банкротстве. Об этом "Ъ-Юг" сообщил адвокат банкира Дмитрий Конов. В заявлении указаны Сергей Пудовкин (владеет 13,4%-ной долей в банке через кипрскую Iroketa Holdings Limited), Валериюс Воробьевас и Эгидрюс Буянаускас (совладельцы литовской фирмы Sportas LTU, на которую записано 9,95% акций банка), Мартиньш Рукерис (через латвийскую фирму MGM Baltiс владеет 9,95% акций Капиталбанка), Витаутас Бекшта (прямой владелец 8,22% акций банка), Рейнис Точеловскис (9,95% акций), Дейвидс Дрейгис (9,89% акций) и Владимир Масленников (9,95% акций).
«Указанные лица участвовали в процессе выработки политики банка, принимали и утверждали отчеты совета директоров и правления банка, проверяли значительное количество совершаемых банком сделок, давали исполнительным органам банка указания, обязательные для исполнения, иным образом контролировали и участвовали в операционной деятельности банка»,— отмечается в ходатайстве.
По словам адвоката Дмитрия Конова, если суд признает владельцев банка третьими лицами по арбитражному делу, то будет поставлен вопрос о нанесении ими ущерба обанкротившемуся Капиталбанку. В итоге суд может включить их в число соответчиков по иску о привлечении контролировавших банк лиц к субсидиарной ответственности на 1,6 млрд руб. Напомним, этого добивается Агентство по страхованию вкладов, заявив соответствующее требование к Сергею Осипову и топ-менеджерам банка (подробнее см. "Ъ-Юг" №36 от 28 февраля).
Партнер юридической компании «Сотби» Антон Красников говорит, что действующее законодательство позволяет привлечь акционера обанкротившейся компании к субсидиарной ответственности, если будет доказано его реальное влияние на финансово-хозяйственную деятельность.
Отметим, что из перечисленных акционеров Капиталбанка только Сергей Пудовкин и Владимир Масленников являются гражданами РФ, остальные имеют гражданство Литвы и Латвии.
По словам Антона Красникова, исполнить решение российского суда на территории Литвы и Латвии юридически возможно, поскольку у России с этими странами имеются соответствующие договоры.
«Привлечение иностранцев к субсидиарной ответственности само по себе не является редкостью»,— говорит Олег Пермяков из компании «Рустам Курмаев и партнеры». Однако процедура потребует от взыскателя существенных расходов, связанных с наймом иностранных юристов, заметил он.
По словам Антона Красникова, в основном все будет зависеть от наличия у привлеченных лиц имущества в достаточном объеме. Он отмечает, что вероятность исполнения судебных актов о привлечении к субсидиарке в целом крайне низка.
Капиталбанк был учрежден в 1993 году, его центральный офис был расположен в Ростове-на-Дону, также он имел отделения в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Туле, Воронеже, Волгограде, Брянске, Калуге и Орле. В феврале 2016 года ЦБ РФ отозвал у Капиталбанка лицензию, после чего арбитражный суд Ростовской области признал его банкротом и открыл в отношении него конкурсное производство, которое продолжается до сих пор.
Бывшего председателя правления банка Сергея Осипова сейчас судят по обвинению в мошенничестве. По версии следствия, он якобы способствовал выдаче пяти необеспеченных кредитов, чем причинил банку более 700 млн рублей ущерба (подробнее см. "Ъ-Юг" №211 от 16 ноября 2018 года). Сергей Осипов обвинения не признает. В настоящее время судебный процесс находится на стадии слушания показаний свидетелей обвинения.