Расследование убийства Дафны Каруаны Галиции — журналистки, разоблачавшей факты коррупции в высших эшелонах мальтийской власти, — превращается в крупный международный скандал, который грозит крупными неприятностями властям Азербайджана. В качестве главного обвиняемого арестован Йорген Фенек, мальтийский бизнесмен, выступающий на острове ключевым партнером азербайджанской нефтяной корпорации SOCAR. Через структуры Фенека в офшоры проводились деньги представителей правящего клана Азербайджана, которых сегодня европейская пресса называет в числе возможных заказчиков убийства.
Сразу два российских СМИ, попытавшихся ретранслировать эти сообщения европейской прессы, подверглись на днях мощным ddos-атакам. На данный момент доступ к их публикациям временно органичен, сообщает популярный телеграм-канал «Незыгарь».
Причем здесь Азербайджан?
Дафна Каруана Галиция была взорвана в собственном автомобиле 16 октября 2017 года. До этого журналистка стала известной не только на Мальте, но и во всей Европе, благодаря смелым расследованиям коррупции в правительстве мальтийского премьер-министра Джозефа Муската. Задолго до рокового взрыва в адрес Галиции начали поступать анонимные угрозы, стены её дома в Валете неизвестные исписали похабными надписями, кто-то похитил и убил её собаку. Однако все эти предостережения не сломили журналистку, она продолжала работать, и, очевидно, субъекты её расследований решились на «крайнюю меру» — убийство. Сразу после взрыва, потрясшего всю либеральную Европу, мальтийские СМИ назвали главными «выгодоприобретателями» этого преступления руководителя администрации правительства Кита Шембри и экс-министра по делам туризма Конрада Мицци, а также самого премьера Муската, митинги за отставку которого продолжаются на Мальте по сей день.
Фамилии Шембри и Мицци фигурировали в известном «панамском архиве», документах адвокатской конторы Mossack Fonseca, детальным изучением которых занялась Дафна Каруана Галиция. Чиновники, как выяснилось, были скрытыми бенефициарами офшорных компаний Hearnville и Tillgate, зарегистрированных в их интересах консультантами фирмы OPM Nexia BT. Еще одну офшорную компанию, Egrant, контролировала, по данным Галиции, супруга премьер-министра — Мишель Мускат.
Нити от этих компаний привели Дафну Галицию, а также троих её сыновей, продолживших дело матери после её гибели, к высшему руководству Азербайджана и азербайджанской государственной нефтегазовой корпорации SOCAR. Выяснилось, что на счета офшоров под видом «арендных» и «кредитных» платежей на протяжении длительного времени переводились деньги от дубайской компании Sahra FZCO, владельцем которой являлась старшая дочь президента Азербайджана Лейла Алиева. Ранее эта фирма, а также Shams al Sahra FZCO были зарегистрированы на сыновей министра чрезвычайных ситуаций Азербайджана Кямаледдина Гейдарова — Тале и Ниджата Гейдаровых. Две этих компании, Sahra FZCO и Shams al Sahra FZCO, в соучредительстве владеют одним из крупнейших холдингов Азербайджана — Gilan Holding. Всё это дает основания предполагать, что Гейдаровы-младшие использовались как юридическая «прокладка» для семьи президента — чтобы передать или продать его дочери Лейле контроль над Gilan Holding.
Кямаледдина Гейдарова в прессе нередко называют «правой рукой» Ильхама Алиева, а американские спецслужбы в специальном докладе, подготовленном еще в 2010 году, охарактеризовали его как человека «возможно даже более могущественного, чем сам президент». По их данным, перехваченным Wikileaks, Гейдаров-старший сколотил огромное состояние за те 9 лет, в течение которых возглавлял таможенную службу Азербайджана, и теперь владеет, едва ли не более значимым состоянием, активами в разных странах мире, чем президент Алиев. Что касается Мальты, то здесь зарегистрирована принадлежащая сыновьям Кямаледдина Гейдарова Тале и Ниджату фирма Heritage Asset Holdngs, в собственности которой находятся несколько французских фабрик по производству изделий из фарфора и элитного постельного белья.
Эти обширные мальтийско-азербайджанские связи с явной примесью коррупции были предметом беспокойства Дафны Каруаны Галиции. В своём блоге она говорила, что неформальные связи премьер-министра Мальты и его жены, а также главы администрации правительства, министра образования, министра по туризму и других чиновников с Лейлой Алиевой — дочерью «одного из самых коррумпированных и деспотичных» мировых лидеров — сильно вредят международному имиджу Мальты. Галиция публиковала фотографии Алиевой с Мишель Мускат, называя их близкими подругами, сообщала читателям о частых неафишируемых визитах Джозефа Муската, Кита Шембри, Конрада Мицци и других мальтийских чиновников в Баку, нередко с использованием частных бизнес-джетов, о «неформальных встречах» в Дубае, ну, и конечно, о встречных поездках азербайджанцев на Мальту. Для которых, например, частный предприниматель Лейла Алиева охотно использовала президентский «борт».
Лейла Алиева (слева) и Мишель Мускат
Однако все эти обвинения в «коррупционных отношениях», конечно, не могли служить достаточными основаниями для того, чтобы подозревать азербайджанскую сторону в причастности к убийству Дафны Каруаны Галиции. Эти основания появились после того, как полиция в конце ноября арестовала Йоргена Фенека — совладельца мальтийской компании Electrogas. В ходе допросов его, а также посредника и непосредственных исполнителей убийства, стало выяснятся, что буквально за каждым нюансом этого преступления скрывались интересы если не Азербайджана, то азербайджанской госкорпорации SOCAR.
Газовая афера ценой на миллиард
20 ноября при попытке покинуть порт Валетты на собственной яхте береговой охраной Мальты был задержан известный бизнесмен Йорген Фенек. Через несколько дней агентство Reuters, сообщило, что полиция считает Фенека организатором и «техническим спонсором» убийства Дафны Каруаны Галиции. Показания на него дал таксист Мелвин Теума, посредник, который получил от Фенека деньги в размере 150 тыс. евро для дальнейшей передачи киллерам. Записку Теумы с соответствующим признанием опубликовала газета Times of Malta.
Йорген Фенек известен как человек, который в соучредительстве с азербайджанской госкорпорацией SOCAR создал консорциум Electrogas. В 2013 году эта компания получила от мальтийского правительства госзаказ на строительство теплоэлектростанции, работающей на сжиженном природном газе (СПГ), ценой в 450 млн евро. По данным Times of Malta, гарантированный доход совладельцев этого совместного предприятия за ближайшие 19 лет должен составить 3,9 млрд евро — так обозначено в бизнес-плане компании. Но это не всё: через Electrogas Фенек и его азербайджанские друзья провернули сделку ценой в $1 млрд, в результате которой Мальта вот уже третий год покупает газ по ценам, почти вдвое превышающим рыночные — платит намного больше, чем соседние с ней Греция, Италия или Турция.
Записка подследственного Теума, в которой Йорген Фенек указан организатором преступления
Интересы SOCAR в правлении Electrogas представляет азербайджанец Тураб Мусаев, он же — директор департаментов СПГ и развития бизнеса в самой SOCAR, он же — сотрудник её швейцарской «дочки» — фирмы SOCAR Trading. По сведениям журналиста Times of Malta Айвэна Мартина, посредник Теума рассказал, что незадолго до убийства Дафны Галиции Йорген Фенек встречался и долго разговаривал с «неким Турабом». Репортер не сомневается, что это был именно Тураб Мусаев и в качестве доказательства приводит в своем твиттере фрагмент электронной переписки, в которой Мусаев фактически координирует действия правительства Мальты по «решению проблем» государственной энергетической компании Enemalta. Характерно, что письмо начинается словами «Сегодня утром мы с Йоргеном <Фенеком> разговаривали с Конрадом Мицци...» — то есть, упомянуты сразу два подозреваемых в причастности к убийству журналистки. Ну, и конечно, нельзя не отметить тот факт, что гражданин Азербайджана, представляющий интересы SOCAR, на пару с местным бизнесменом решает судьбу «национального достояния» Мальты.
В тесной деловой связке с Турабом Мусаевым работает его брат — Талех Мусаев. В частности, братья совместно владеют блокирующим пакетом акций британской компании Savannah Petroleum, занимающейся нефтегазовыми разработками в Африке: Талех через принадлежащие ему фирмы Aralia Capital S.A. и Peleng Holding Corporation, SOCAR Trading — через Luzon Investments S.A.
Талех и Тураб (справа) Мусаевы
Структура управления SOCAR Trading — это вообще своего рода калька с системы руководства Азербайджаном, где все завязано исключительно на родственных и клановых отношениях. Тураб Мусаев формально трудится заместителем Хайяла Ахмедзаде — 42-летнего вице-президента по развитию бизнеса. В свою очередь, Талех Мусаев был связан с Хайялом Ахмедзаде через управление компанией STL Oil and Gas SA, о чем сказано на официальном сайте Офиса регистрации юрлиц кантона Женева (Швейцария). Компания эта была ликвидирована в 2017 году, а её обязательства перед третьими лицами переданы SOCAR Trading.
Письмо от Тураба Мусаева, в котором он решает проблемы мальтийской энергетики
Хайял Ахмедзаде работает под началом тоже родного брата — Аднана Ахмедзаде, президента SOCAR Trading. Оба они известны в Азербайджане как очень состоятельные люди, собственники дорогой недвижимости в Колоньи, элитном пригороде Женевы. Братьев Ахмедзаде связывают с кланом Ровнага Абдулаева, главы SOCAR, тогда как предыдущий президент SOCAR Trading (сохранивший высокую позицию в компании) Арзу Азимов — родной брат замминистра иностранных дел Азербайджана Араза Азимова. В женевском офисе госкорпорации трудится также одноклассница Аднана Ахмедзаде Марьям Алмасзаде: она — исполнительный директор.
Стараниями этой закрытой, но дружной азербайджанской компании, в тесном коррупционном сотрудничестве с Йоргеном Фенеком, а также чиновниками, чьи имена теперь не сходят со страниц мальтийских и европейских газет, Мальте была навязана, как мы говорили выше, крайне невыгодная сделка.
Созданная ими ТЭС стала, по сути, каналом перепродажи сжиженного газа в интересах SOCAR. Выглядело это, по описанию Times of Malta, так. Сначала корпорация SOCAR, которая не производит свой сжиженный газ (в Азербайджане СПГ вообще не производят), закупает его по рыночным ценам у другого поставщика. В 2017 году таким поставщиком стала компания Shell, у которой азербайджанская госкорпорация с целевой поставкой на Мальту купила 380 млн куб. м. сжиженного газа (14 млн MMBTU) за 113 млн долларов. Формальным покупателем газа выступает совместное предприятие Electrogas, а уже у него газ приобретает мальтийская госкомпания Enemalta, использующая бюджетные средства. И цена покупки для Enemalta составила в том же 2017 году — внимание! — уже 153 млн долларов.
Итоговую сумму убытков, понесенных в результате этой аферы мальтийской стороны, пока никто не подсчитал. Стоимость контракта на поставки СПГ от структур SOCAR Electrogas'у и далее Enemalta оценивается в 1 млрд долларов. Точные же данные известны только по 2017-ому году — в результате утечки 680 000 служебных файлов компании Electrogas, которые оказались в руках Дафны Каруаны Галиции. Оказались буквально за два месяца до её зверского убийства.
И очень многие на Мальте, включая полицию, склонны считать, что именно эта утечка стала детонатором взрывного устройства, сработавшего под днищем автомобиля журналистки.
"17 чёрных", Pilatus Bank и элитная недвижимость
На тот момент Дафна Каруана Галиция уже успела «раскопать» и обнародовать факты, свидетельствующие о том, что «откаты» мальтийским чиновникам Шембри и Мицци (очевидно, за помощь в получении госзаказов по Electrogas'у и закупкам СПГ) переводились на их офшоры через дубайскую компанию 17 Black. Она также предположила, что владельцем этой компании является Йорген Фенек. Информация об этом появилась в блоге журналистки 22 февраля 2017 года, а два с половиной года спустя Reuters и Times of Malta опубликовали неопровержимые доказательства этой версии.
Через две недели после упоминания в блоге Галиции компания 17 Black была переименована в Wings Development, а следы Фенека тщательно заметены.
Тем не менее, в распоряжении Дафны Галиции остались показания бывшей сотрудницы мальтийского банка Pilatus — россиянки Марии Ефимовой, которая и рассказала журналистке, что, в числе прочих, через банк шли переводы от компаний Sahra FZCO и Shams al Sahra FZCO Лейлы Алиевой на счета офшорных фирм, контролируемых членами правительства Мальты. Как минимум, одна такая транзакция подтверждена документально: о платежном поручении на сумму 1,017 млн долларов успела рассказать в своем блоге Галиция. Получателем значится компания Egrant Inc. — та самая, которую «панамский архив» идентифицировал как принадлежащую жене премьер-министра Муската. Галиция также рассказывала о нескольких «секретных поездках» премьера и его подчиненных (ныне фигурантов дела об убийстве) в Дубай — видимо, да переговоров с азербайджанскими партнерами.
Кроме того, следователи из мальтийского агентства по борьбе с отмыванием денег (FIAU) отследили два платежа на общую сумму 1,4 млн долларов в адрес 17 Black от компании на Сейшельских островах под названием Mayor Trans — владельцем сейшельской фирмы значится некий гражданин Азербайджана, имени которого пока не называют. В графе «назначение платежей» указаны «консалтинговые услуги» — формулировка, часто используемая для перемещения средств незаконного происхождения, говорится в отчете FIAU.
Отдельным постом Дафна сообщила, что клиентами Pilatus Bank являются сын и дочь верховного правителя Азербайджана — Гейдар Алиев и Лейла Алиева. Причем до этого Гейдар Алиев-младший пытался открыть счет в Банке Валетты, но ему было отказано на том основании, что молодой человек «является крупным политически значимым лицом из одной из самых коррумпированных стран мира».
«Слив» этой информации едва не стоил Марии Ефимовой жизни. Сразу после публикации Галиции в блоге ей также начали угрожать расправой, а Pilatus Bank выдвинул обвинение в растрате. Ефимова была вынуждена укрыться в Греции, власти которой предоставили ей убежище и защиту свидетеля.
Факты, раскрытые Ефимовой, Галицией стали поводом к большому расследованию, которое после её гибели провели журналисты OCCRP — глобального проекта по освещению организованной преступности и коррупции.
Статья по итогам этого расследования была озаглавлена исчерпывающе просто: «Pilatus: частный банк для правящей элиты Азербайджана». В публикации подробно раскатано о том, куда шли деньги, выводимые правящим кланом из республики. Как написал один из комментаторов блога убитой журналистки: «Это кровавые деньги. Они были украдены у азербайджанского народа, похитив его имущество, убив и замучив своих противников и изгнав бедных из их домов, чтобы построить свои «мегаломанские» здания».
В числе таких зданий, принадлежащих, через подконтрольные компании, членам Семьи и сыновьям Кямаледдина Гейдарова значатся: 17 роскошных особняков, стоимостью 8-10 миллионов долларов каждый, на знаменитом насыпном острове «Палм Джумейра» в Дубае, Sofitel Resort & Spa — один из самых дорогих отелей ОАЭ, элитная недвижимость в Испании, Великобритании, Швейцарии и миллиарды долларов на счетах десятков офшорных фирм, названия которых можно отыскать в знаменитом «панамском архиве».
Если следовать «железному» правилу любого уголовного расследования — ищите, кому это выгодно, — Мальта и ЕС уже должны выдвинуть прямые обвинения против азербайджанских властей и компании SOCAR. Но следствие пока не закончено, да и мировая дипломатия — слишком тонкая штука...
Тем не менее, в воздухе отчетливо запахло крупным международным скандалом. И некоторые наблюдатели уже предположили, что недавнее, крайне резкое публичное заявление Ильхама Алиева по отношению к Европе — это своего рода «упреждающий удар». Комментируя перспективы сближения Азербайджана с европейскими странами, он эмоционально сказал: «Куда мы должны интегрироваться? Интегрироваться в кризис? Интегрироваться с теми, кто говорит «Стоп ислам»?!»
Что ж, как минимум, реакция официального Баку на возможные обвинения в рамках убийства мальтийской журналистки уже понятна.
Борис Карзин