ФСБ отрапортовала о раскрытии уголовного дела о хищении в размере 45 млн рублей при строительстве малой сцены Малого драматического театра (Театра Европы) Льва Додина. Деньги, выделенные на строительство, пошли на покупку квартир и дорогих автомобилей строителей. Сегодня стало известно о первых задержанных по этому делу.
Бизнесмен Максим Корнеев был арестован Смольнинским районным судом Санкт-Петербурга до 20 апреля, несмотря на просьбы защиты отправить его под залог или домашний арест. По версии следствия, с октября 2015 года по март 2016 года он организовал мошенническую схему по выводу не менее 45,5 млн рублей со счетов подрядчиков ФГБУ «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» (СЗД) Минкульта и воспользовался ими «как своими собственными» путем «обмана и злоупотребления доверием». Бюджетные средства были перечислены на проектирование новой сцены Малого драматического театра (МДТ) сначала ЗАО «Театрально-декорационные мастерские» (ТДМ), а затем его субподрядчику ООО «Стройсоюз СВ», бенефициаром которого был господин Корнеев. Сам он во время допроса утверждал, что работы были выполнены, чему есть документальное подтверждение.
Ходатайство об аресте бизнесмена в ФСБ обосновали тем, что, в частности, Максим Корнеев может скрыться: в прошлом бизнесмен имел украинское гражданство и визу США. Таким образом, по мнению следствия, оставаясь на свободе, господин Корнеев может помешать расследованию, поскольку не все участники преступления установлены. Свою позицию следствие усилило ссылкой на угрозы в адрес свидетеля — экс-главы ТДМ Владимира Халифа: якобы господин Корнеев требовал от него передачи 51% акций компании, при этом обещая «переломать ноги», если глава ТДМ откажется выполнить требование. По данным “Ъ”, такая сделка в период вывода средств состоялась, но затем была аннулирована представителями Максима Корнеева.
Защита господина Корнеева предложила суду альтернативу в виде домашнего ареста или залога в 1,5 млн рублей, которые была готова внести крестная мать одного из троих детей бизнесмена. Сам Максим Корнеев, поддерживая эту просьбу, упомянул о том, что у него на иждивении находятся трое детей и жена, больная мать, а сам предприниматель страдает от панических атак. При этом обвиняемый просил суд отнестись критически к показаниям Владимира Халифа, поскольку тот, по его словам, тяжело болен, что может сказаться на адекватности оценок свидетеля.
Адвокат бизнесмена Анатолий Логинов обратил внимание на неэтичность поведения следственных органов во время задержания его подзащитного: в эфире федеральных и городских телеканалов и в интернете демонстрировалась видеозапись задержания бизнесмена и обыска в его доме. «Понятно, что следствие может вести оперативную съемку и рассказывать гражданам о своей работе, но должны же при этом учитываться и этические нормы: не снимать хотя бы жену и детей моего подзащитного»,— отметил адвокат. По его мнению, такая PR-кампания еще до вынесения приговора формирует в общественном сознании негативный образ Максима Корнеева и нагнетает обстановку.
Анатолий Логинов заявил, что отсутствует само событие преступления, поскольку к моменту заключения контракта между ТДМ и «Стройсоюз СВ» (юридически к которому Максим Корнеев, как отметил защитник, не имел никакого отношения), денег, перечисленных ТДМ, уже не было.
При этом сцена практически достроена, и именно на основании рабочей документации, в хищении денег за которую обвиняют моего подзащитного. Если документации нет, то на основании чего велась стройка?» — удивился адвокат, пообещав обжаловать арест подзащитного в горсуде Санкт-Петербурга.
Объем выполненных «Стройсоюзом СВ» строительных работ на этом объекте сейчас является предметом спора в арбитражном суде, по нему назначена судебная экспертиза. При этом ТДМ и «Стройсоюз СВ» находятся в процедуре банкротства, что снижает шансы госзаказчика на взыскание неосвоенных, по его мнению, средств.
Поздно вечером Смольнинский райсуд Санкт-Петербурга вынес постановление об избрании аналогичной меры пресечения в отношении экс-главы «Стройсоюза СВ» Александра Пучкова. Ольгу Шарикову, бывшую его правой рукой в период участия компании в строительстве театра и представителя «Стройсоюз СВ» в арбитражных судах по спорам в связи с проектом строительства МДТ, суд отпустил под залог в размере 2,5 млн рублей. Сейчас господин Пучков возглавляет ООО «М-проект», а госпожа Шарикова — АО «Мира групп», принадлежащие на 25% и 100% соответственно Максиму Корнееву.