Украинские власти не видят другого пути для "дочки" Сбербанка, кроме полного сворачивания ее работы. Такие заявления ставят крест уже на четвертой попытке Германа Грефа продать "Сбербанк Украину". На фоне убыточной продажи турецкого дочернего банка и скандала с разоблачениями от аналитика Александра Фэка Герману Грефу все труднее поддерживать имидж компетентного руководителя, контролирующего ситуацию.
По данным источника "Ъ", Сбербанк примерно четыре недели назад обратился ко всем потенциальным интересантам приобрести украинский банк. Предложения прислали владелец группы DCH Александр Ярославский, владелец инвестиционно-консалтинговой группы EastOne Виктор Пинчук и некий британский инвестиционный фонд. Собеседник “Ъ” не уточнил, кто из них сделал лучшее предложение, но выразил уверенность, что сейчас шансы продать украинский Сбербанк высокие, так как новая конфигурация не предполагает участия в сделке сына владельца «Русснефти» Михаила Гуцериева Саида.
Вместе с тем в пресс-службе Сбербанка утверждают, что такая информация не соответствует действительности. Однако глава банка Герман Греф 23 мая в эфире телеканала «Россия 24» уточнил, что банк сделал три попытки продать украинский бизнес и добавил: «Сейчас будем делать еще и четвертую попытку. Будем надеяться, что на этот раз она будет успешной».
"Мы ведем много переговоров с разными потенциальными интересантами, и как только у нас появится что-то, что мы хотим сказать рынкам, мы об этом сразу же скажем", - пообещал в прошлый четверг первый зампред правления Сбербанка Лев Хасис и на следующий же день с сайта РБК было удалено его интервью, в котором Хасис обещал заменить своих излишне болтливых экспертов интеллектуальными роботами.
Сбербанк начал попытки продать бизнес на Украине Сбербанк после введения Киевом санкций против «дочек» российских госбанков весной 2017 года. В декабре 2017 года экс-глава НБУ Сергей Тигипко приобрел у группы ВиЭс-банк. Но продать украинский АО «Сбербанк» не удается уже второй год. Александр Ярославский уже вел переговоры с российским банком, но они не увенчались успехом. Позже к покупке проявлял интерес белорусский бизнесмен Виктор Прокопеня, который хотел купить принадлежащий Белоруссии Паритетбанк, а через него — украинский Сбербанк. Однако ему не удалось реализовать сделку по покупке Паритетбанка. Саид Гуцериев совместно с бизнесменом Григорием Гусельниковым также подавали документы для приобретения банка, но НБУ отклонил эту заявку. Позже на украинский Сбербанк претендовал Паритетбанк, но НБУ отказал и ему.
Пресс-служба НБУ сообщила, что украинский регулятор пока ни от кого не получал документы для согласования сделки. Ранее на прошлой неделе зампред правления НБУ Екатерина Рожкова заявила, что регулятор не знает, кто мог бы купить столь крупные банки, как Сбербанк или Проминвестбанк (украинская «дочка» Внешэкономбанка). Поэтому, по мнению НБУ, сворачивание деятельности — «единственный цивилизованный путь» для этих банков. Этим путем уже пошли «дочки» ВТБ — БМ-банк, который решил отказаться от банковской лицензии, и ВТБ-банк, активно сворачивающий свой бизнес.
Александр Ярославский уже проявлял интерес и к другим российским банкам. В конце 2017 года он намеревался купить Проминвестбанк, но подал в НБУ не все документы и получил отказ. Источник из ближайшего окружения господина Ярославского подтвердил интерес бизнесмена к покупке украинского Сбербанка. По его словам, Александр Ярославский «согласовал позицию с НБУ», но якобы эту сделку блокируют депутаты Верховной рады Павел Фукс и Максим Микитась (эти депутаты тоже претендовали на покупку Проминвестбанка, выступая конкурентами господина Ярославского). Источник, близкий к структурам Виктора Пинчука, уверяет, что тот сделку по приобретению украинского Сбербанка не готовит.
Защищаясь от западных санкций, Сбербанк продает турецкую «дочку» Denizbank дубайскому Emirates NBD PJSC. Потери «Сбербанка» только на этой сделке составляют $300 млн