Дача Сталина с бункером для зятя. Как выяснила «База», дача Сталина рядом с Москвой перешла в управление компании, которая принадлежит Роману Баталову — бизнесмену и зятю экс-губернатора Краснодарского края и экс-главы Минсельхоза Александра Ткачева.
Усадьба «Липки» под Мытищами, на которой в 30-х годах жил Иосиф Сталин, обрела нового владельца. Судя по тому, как проходила сделка, можно предположить, что он не хотел привлекать к себе внимание СМИ. В последние годы усадьба вождя стояла в полном запустении: парадная лестница поросла густой травой, а балкон — даже небольшими деревцами, штукатурка везде осыпалась, интерьеры сильно обветшали.
В сентябре 2023 года госкорпорация «ДОМ.РФ» выставила эту усадьбу на торги за 403 млн рублей. В лот была включена продажа главного дома и хозяйственных построек, а также аренда земельного участка — более 38 га. Об аукционе и его итогах выпустили материалы десятки СМИ. Победителем стала компания из Краснодарского края «Консалтинг и право». Её единственный владелец — некая Елизавета Миронова. Фирма была учреждена в августе 2022 года и в других крупных проектах замечена не была. По данным «СПАРК-Интерфакс», у компании отсутствует собственный капитал.
По некоторым признакам можно было предположить, что победитель аукциона — номинал, который примет на себя внимание СМИ, после чего передаст усадьбу уже настоящему владельцу.
Так и случилось: 8 апреля 2024 года у дачи Сталина действительно появился новый хозяин. Согласно выписке Росреестра, теперь усадьба принадлежит закрытому паевому инвестиционному комбинированному фонду «Стратегическое развитие», при этом находится в доверительном управлении «Управляющей компании „Терра Эссет менеджмент“».
Информации о владельцах паев фонда «Стратегическое развитие» нет в открытом доступе, но сам он, по информации Национальной ассоциации участников фондового рынка, находится в управлении «Терра Эссет менеджмент» — той самой компании, у которой в управлении находится и дача Сталина. Эта фирма напрямую принадлежит Роману Баталову.
Как сообщали СМИ, в 2006 году его женой стала дочь губернатора Краснодарского края Александра Ткачева. Зятем Ткачева Баталова называли многие СМИ, например, в 2022 году — Forbes, в 2019 году — «Коммерсантъ».
Роман Баталов много инвестирует в индустрию развлечений в России. Например, в 2022 году СМИ писали, что Mantera Group, которая на тот момент принадлежала Баталову, построит около Владивостока аналог «Диснейленда» за 32 млрд рублей.
По информации Forbes, фирмы, связанные с Романом Баталовым, на 2022 год владели такими крупными проектами, как курорт Красная Поляна в Сочи (11 четырёх- и пятизвёздочных отелей), игорная зона «Красная Поляна», тематический парк развлечений «Сочи парк», четыре корпуса элитного ЖК на первой линии Черноморского побережья.
Сам бывший чиновник Ткачев тоже крупный предприниматель. Как сообщал «Коммерсантъ» в 2022 году, ему принадлежит Агрокомплекс им. Н. И. Ткачева, который контролирует около 660 тысяч га земель на юге России и является одним из крупнейших производителей молока, мяса птицы и сахара в стране.
***
"Все ждали этого как страшного суда"
Усадьба, которую теперь называют дачей Сталина, появилась в XIX веке недалеко от современных Мытищ. Это было имение семьи купца и московского городского головы Александра Алексеева. Там был построен господский дом с видом на пруд и разбит парк с липовыми аллеями.
В 1907 году усадьба была перестроена по проекту архитектора Ивана Жолтовского в стиле неоклассицизма, а ещё через 10 лет — после революции — национализирована. В 1932–1934 году тут жил Иосиф Сталин. При нём появились многие дополнительные постройки — например, оранжерея, гараж и даже специальный бункер-бомбоубежище на глубине 18 метров.
«Отец бывал там очень редко, — иногда проходил год, — но весь штат ежедневно и еженощно ожидал его приезда и находился в полной боевой готовности… — писала в своих воспоминаниях Светлана Аллилуева. — Ну, а уж если „выезжали“ из Ближней и направлялись целым поездом автомашин к Липкам, там начиналось полное смятение всех — от постового у ворот, до повара, от подавальщицы до коменданта. Все ждали этого как Страшного суда…»