Сослуживец
Владимира Путина по ленинградскому КГБ, бывший гендиректор «Норникеля»
Владимир Стржалковский мог покинуть Bank of Cyprus в 2015 году вовсе не по той причине, которую озвучивал в то время. Как выяснила WSJ, уйти со своего поста его мог вынудить зампредседателя совета директоров банка, а ныне министр торговли США
Уилбур Росс. Как сообщает The Bell, он пожаловался европейским регуляторам на то, что Стржалковский пытался приобрести отель, который служил обеспечением по одному из проблемных кредитов банка, а также призывал банк сотрудничать со своим рекламным агентством в России.
Стржалковский вошел в совет директоров
Bank of Cyprus в 2013 году, когда тот стал жертвой финансового кризиса в еврозоне. Кипрские власти обратились за помощью к Евросоюзу и Международному валютному фонду, а взамен обязались сократить зависимость от иностранных вкладчиков (в частности,
россиян) и перевести их депозиты в акции. Но сделка оказалась «глупой», говорит один из представителей банка: «В попытке избавиться от русских денег они отдали русским банки». Так в совете директоров банка появилось
много акционеров из России — и Стржалковский был одним из них.
В 2015 году в интервью РБК Стржалковский объяснил свой уход несогласием с тем, какие именно вопросы решает совет директоров банка: «В ноябре [2014 года] я дал согласие на переизбрание потому, что ждал, что новый совет директоров будет работать более стратегически, более глобально. Мне неинтересно решать небольшие технико-тактические вопросы, которыми перегружен совет».
Но, как пишет WSJ, Стржалковский был вынужден уйти из совета директоров после того, как вице-председатель совета Уилбур Росс, который в 2013 году приобрел 15% акций банка, пожаловался на него европейским регуляторам. Спустя два года после совместной работы со Стржалковским американский акционер обнаружил, что тот пытался приобрести отель, который был обеспечением по одному из проблемных кредитов банка. Кроме этого, Росс также узнал, что Стржалковский просил банк сотрудничать с его рекламным агентством в России.
О каких-либо разногласиях между Россом и Стржалковским тогда не было известно. Сам Стржалковский через своего представителя в конце 2017 года сообщил журналисту The Bell: «Наши позиции [с Россом] совпадали, хотя бывали и разногласия. Мы оба были заинтересованы в росте капитализации банка. Иногда обсуждали вопросы и в ходе неформальных встреч. У меня сложилось о нем мнение как о высокопрофессиональном бизнесмене».
В 2015 году Стржалковский ушел в отставку с поста зампредседателя совета директоров. Росс проработал в банке до 2017 года и покинул его, чтобы стать министром торговли США.
В этом году США
усилили контроль за российскими деньгами на Кипре. В конце мая стало известно, что после визита на Кипр представителей минфина США местные регуляторы начали ужесточать контроль над российскими счетами. Сообщалось, что коммерческие банки предлагают россиянам либо закрыть счета, либо переводить их в местный банк, крупнейшим акционером которого является ВТБ.
Как рассказывает WSJ, топ-менеджеры Bank of Cyprus направили
Виктору Вексельбергу письмо с требованием вывести деньги из банка сразу же после того, как они узнали об апрельском санкционном списке минфина США. Их не остановило даже то, что эта новость застала их на церковной службе в Страстную пятницу, которая выпала в прошлом году как раз на 6 апреля.
Владимир Стжалковский в 1991-1999 годах владел
турфирмой «Нева», занимавшейся в том числе отправкой российских проституток в Финляндию. Имея информацию о нескольких русских борделях в районе города Котка, журналисты телеканала MON установили, что компания Стржалковского привозила проституток, организовывала им визовую поддержку и «окно» на границе, а также принимала «ночных бабочек» в Финляндии сразу по приезде. Благодаря этому инциденту Владимир Стржалковский, позднее возглавивший Ростуризм и «Норильский никель», стал известен под кличкой
«сутенер из КГБ».