Случай банкротства банка «Югра» стал самым сложным и масштабным в истории работы Агентства по страхованию вкладов (АСВ), заявила на сессии Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ) директор экспертно-аналитического департамента АСВ Юлия Медведева. Как сообщает РБК, после отзыва лицензии у «Югры» агентство выплатило крупнейшую сумму по застрахованным вкладам — 174 млрд рублей.
В банке «Югра» 98% всех кредитов (около 240 млрд рублей) направлялись на финансирование бизнеса его владельца Алексея Хотина в сфере недвижимости и нефтедобычи. Бизнес приобретался за счет денег, полученных в разных банках, и там закладывался в обеспечение долга, затем кредиты гасились деньгами вкладчиков, выведенными из «Югры», описала представитель АСВ схему кредитования.
«Нужно признаться, что агентство впервые столкнулось с подобным масштабом и качеством организации деятельности по уводу активов из банка и выводом этих активов из зоны риска их взыскания», — сказала Медведева, ее слова передала пресс-служба АСВ.
Сейчас банк, имея огромные долги компаний, связанных с собственником бизнеса, не имеет никаких прав на его собственность и подконтрольные проекты. Сохраняются лишь требования на обеспечение недвижимостью, но они составляют всего 29 млрд рублей, или 17% от кредитного портфеля.
«Мы надеемся, что накопленный нами опыт, а также взаимодействие с правоохранительными органами позволят не только установить весь бизнес, фактически выстроенный за счет вкладчиков банка «Югра», но и обратить на него взыскание для возврата денежных средств пострадавшим», — заключила Медведева.
Связанная с бенефициаром банкротящегося банка «Югра» Алексеем Хотиным компания АО «Комплексные инвестиции» предложила вкладчикам, чьи средства в банке превышали застрахованный государством максимум в размере 1,4 млн рублей, выкупить их требования. Речь идет об остатках вкладов примерно 35 тыс. человек на сумму около 16 млрд рублей. Они должны сформировать комитет кредиторов «Югры», который будет влиять на ход банкротства банка. Заметных преференций контроль над комитетом новому кредитору не даст, поэтому юристы предполагают, что выплаты вкладчикам решено сделать в репутационных целях на фоне возбужденного в отношении Алексея Хотина уголовного дела.
Алексей Хотин 19 апреля был задержан сотрудниками Следственного комитета совместно с сотрудниками ФСБ и МВД. Против него завели уголовное дело по факту хищения денежных средств «Югры» в сумме 7,5 млрд рублей по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 160 УК РФ. В тот же день вечером его поместили под домашний арест. Помимо него по делу проходят несколько топ-менеджеров «Югры».
Но несмотря на свою виртуальность, Алексей Хотин и его отец Юрий Хотин имели хорошие связи в руководстве страны. История эта уходит корнями в ту пору, когда нынешние российские банкиры еще были скромными белорусскими парфюмерами. По данным «Руспрес», тогда и завязалась их дружба с неким Уралом Латыповым — бывшим главой МИД, а затем членом Совета Безопасности Республики Беларусь, человеком, пользующимся доверием со стороны президента Александра Лукашенко. До начала своей головокружительной карьеры господин Латыпов был начальником кафедры на высших курсах КГБ в Минске, которую в свое время оканчивали вице-премьер России Сергей Иванов и секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев. С приходом Хотиных на российский рынок этот человек стал членом совета директоров компании, владеющей «Горбушкиным двором», а банк «Югра» превратился в своеобразный кошелек Патрушева-старшего.По данным СМИ, интересы Хотиных в правительстве лоббировал и экс-спикер Госдумы Борис Грызлов. Знакомые Хотина рассказали Forbes, что Грызлов, который долгое время возглавлял «Единую Россию» и со школы дружит с секретарем Совета безопасности и экс-главой ФСБ Николаем Патрушевым, бывало, сам звонил банкирам, чтобы уговорить их выдать кредиты компаниям Хотиных.