Высокий суд Лондона утвердил приказ, запрещающий гнажданину Мальты бизнесмену Борису Минцу и троим его сыновьям отчуждать имущество на сумму в пределах $572 млн по всему миру. Как сообщили в Банке непрофильных активов, это фактически означает блокировку имущества на такую сумму.
Банк «Траст», который аккумулирует на своем балансе все проблемные долги санированных ЦБ банков (в том числе «ФК Открытие» и Бинбанка), подал иск в Высокий суд Лондона против бывшего участника списка Forbes Бориса Минца и троих его сыновей (Дмитрия, Александра и Игоря) о взыскании убытков на сумму свыше $700 млн, говорится в сообщении банка. Суд утвердил приказ, запрещающий ответчикам отчуждать имущество на сумму в пределах $572 млн по всему миру, что аналогично аресту имущества, указывают в банке. Приказ будет действовать до конца судебного разбирательства. Соистцом по делу выступает банк «ФК Открытие». В ходе рассмотрения дела ответчики обязаны раскрыть все свои активы. Средний срок рассмотрения аналогичных дел в Высоком суде Лондона – 2-3 года, говорится в сообщении банка.
Иск связан с приобретением в августе 2017 года банком «ФК Открытие» и Рост Банком (на тот момент санировался Бинбанком) облигаций одной из структур Бориса Минца, «О1 груп финанс». «ФК Открытие» купил облигации на 35 млрд рублей, Рост Банк — на 22 млрд рублей, напоминает «Траст». Банк настаивает, что условия данных облигаций свидетельствуют об их нерыночном характере и низкой ликвидности. Об этом говорит, в частности, срок погашения облигаций – в 2032 году, отсутствие периодических выплат купона (основной купон выплачивается в конце срока), отсутствие существенного обеспечения, объясняет банк. Деньги от продажи облигаций О1 Group, контролируемая на тот момент Борисом Минцем, направила на погашение своих кредитов в «Открытии» и Рост Банке.
При этом данные кредиты были существенно обеспечены залогами, а срок их погашения наступал в 2017 – 2020 годах. Таким образом, была реализована схема, по которой существенно обеспеченные кредиты со сроком погашения в 2017-2020 годах были заменены на низколиквидные и необеспеченные надлежащим образом облигации со сроком погашения 15 лет. Фактически банки лишились возможности возврата денежных средств по выданным кредитам, признают в «Трасте».
Консервативная оценка убытков от схемы - порядка $572 млн, сообщают в «Трасте».
«Высокий суд Лондона признал риск того, что семья Бориса Минца может скрыть активы, чтобы затруднить исполнение будущего решения по существу спора, и вынес приказ, запрещающий Борису Минцу и его сыновьям отчуждать активы в пределах $572 млн. В случае нарушения этого приказа ответчикам грозят санкции вплоть до уголовного преследования. Мы удовлетворены решением суда, так как нас устраивают любые ограничительные меры, наложенные на активы ответчиков. До завершения дела нам предстоит напряженная работа. Это очередной судебный процесс, который банк инициирует против бенефициаров крупных проблемных активов», — прокомментировал президент-председатель правления Банка непрофильных активов Александр Соколов.
По словам источника Forbes, знакомого с обстоятельствами дела, запрет на отчуждение имущества не означает запрета на получение дохода, однако налагает ограничения на распоряжение доходом. Так, для Минцев установлен лимит расходов.
О том, что «Траст» подал иск к Минцу и трем его сыновьям, сообщалось на прошлой неделе, однако банк тогда не раскрывал сути претензий к бизнесменам. Несколькими месяцами ранее глава «Траста» Александр Соколов говорил, что банк готов судиться с бывшими собственниками компаний, участвовавших в так называемом «московском пенсионно-банковском кольце», в иностранных юрисдикциях. «За Минцами мы, естественно, пойдем, объем требований огромный к группе, к бизнесу, которым они владели и владеют. То, что люди покинули страну и, по сути, сбежали с деньгами, не значит, что тема закончена. Мы в любом случае пойдем за всеми должниками до конца», — подчеркивал Соколов.
Своих основных активов, О1 Properties (недвижимость) и ФГ «Будущее» (объединяет негосударственные пенсионные фонды «Будущее», «Социальное развитие» и «Телеком-Союз») Борис Минц лишился в 2018 году — они отошли близкой к Игорю Сечину кипрской Riverstretch Trading & Investments как залог по кредиту на 25 млрд рублей в банке МКБ. В мае 2018 года Минц и его семья покинули Россию. Вскоре после этого семья купила спа-отель DoubleTree by Hilton Cheltenham в 150 км от Лондона.
По словам источника Forbes, знакомого с обстоятельствами дела, запрет на отчуждение имущества коснется, в частности, коллекции часов Минца, а также основанного бизнесменом Музея русского импрессионизма и коллекции картин. Сам бизнесмен в 2017 году оценивал свою коллекцию картин в $25-27 млн. В собрании Минца — работы Константина Коровина, Бориса Кустодиева, Валентина Серова, Игоря Грабаря и Петра Кончаловского.
Купленные «Открытием» облигации «О1 груп финанс» уже стали причиной уголовного дела. Фигурантом этого дела стал бывший председатель правления «ФК Открытие» Евгений Данкевич, который при приобретении облигаций действовал, как считает следствие, в сговоре с руководством структур Минца. Данкевича обвиняют в растрате 34 млрд рублей, он заочно арестован и находится в Израиле.
«ФК Открытие» уже после санации оспорил сделку в Арбитражном суде Москвы и в сентябре выиграл дело - обязательства заемщиков перед «ФК Открытие» были восстановлены.
Сообщало о том, что свнируемый Михаилом Задорновым Промсвязьбанк (ПСБ) получил решение в свою пользу от московского арбитража. Речь идет о взыскании 2,1 млрд рублей с ООО "О1 Груп Финанс" (O1 Group Finance) и кипрской O1 Group Limited, входящих в O1 Group бизнесмена Бориса Минца из которых 2 млрд 30 млн рублей стоимости облигаций и 100 млн просроченных по ним платежей.