Бенефициар-банкрот «Домашних денег» Евгений Бернштам открыл микрофинансовую организацию «Второй шанс», передает "Ъ". Бизнесмен не смог выплатить 140 млн рублей владельцу «Русского стандарта»,
любителю подростков Рустаму Тарико, но планирует выкупать у других кредиторов долги для рефинансирования. Ранее Бернштам выдавал займы под 300% годовых, за 3 тыс долга его коллекторы угрожали калечить детей, сжигать дома
О том, что МКК «Второй шанс» обратилась к ряду МФО и коллекторских агентств с предложением выкупить их долги для рефинансирования, рассказал источник, близкий к компании, и участники рынка. Бенефициаром «Второго шанса» является Евгений Бернштам, председатель совета директоров некогда крупнейшей МФО «Домашние деньги», якобы он лично связывается с некоторыми участниками рынка и ведет переговоры о передаче портфелей.
«Домашние деньги» 30 августа 2018 года исключены ЦБ из госреестра, подан иск кредиторов о банкротстве компании. Самого господина Бернштама Банк России внес в базу лиц, деловая репутация или квалификация которых признана неудовлетворительной. Теперь бизнесмен не может владеть более 10% акций финансовых организаций и занимать руководящие должности.
МКК «Второй шанс» предлагает кредиторам передать на оценку портфель долгов, из которого она выберет тех, кто, по ее мнению, может согласиться на рефинансирование, и предложит им новые условия выплаты задолженности. «За отобранные долги "Второй шанс" предлагает кредиторам повышенную цену покупки. Однако платить за портфель МКК готова лишь в рассрочку по графику платежей либо после того, как должник начнет возвращать ей новированный долг»,— говорит один из собеседников.
«Второй шанс» создан на базе МКК «Днепр», зарегистрированной в 2013 году. Учредителями компании выступают Евгений Бурлаковский, Геннадий Красавин, Андрей Дегтев, которые имеют также иной микрофинансовый бизнес. С февраля 2014 года по январь 2016 года МКК входила в реестр МФО ЦБ и вела реальную деятельность. В феврале 2019 года был изменен устав организации, а в марте она сменила название на МКК «Второй шанс», при этом уставный капитал (10 тыс. рублей) и учредители не менялись.
В начале МКК была внесена в реестр ЦБ, с конца мая ее директором стал Владимир Заслав. Господин Заслав ранее работал в «Службе экономической помощи» (СЭП), которая выкупает в индивидуальном порядке у компаний долги граждан и рефинансирует их.
Владимир Заслав 7 июня подтвердил, что возглавляет «Второй шанс». По его словам, компания намерена заниматься рефинансированием долгов, от более подробных комментариев топ-менеджер отказался. Телефон Евгения Бернштама не отвечал. В ЦБ не комментируют действующие финансовые организации.
Как небольшие инвесторы МФО «Домашние деньги» регистрировали компанию «Рефинансирование долгов»
Это уже вторая попытка господина Бернштама создать новый микрофинансовый бизнес после краха «Домашних денег». Первую он предпринял в октябре 2018 года: инвесторы «Домашних денег», собрав около 2 млн рублей, решили по его совету создать компанию «Рефинансирование долгов» и предлагать гражданам рефинансирование текущей задолженности. Господин Бернштам официально выступал лишь консультантом компании, но фактически ею руководил. К концу 2018 года все собранные средства были потрачены, а реальную деятельность компания вести так и не начала.
Новый проект господина Бернштама стал, по сути, преемником предыдущего. Однако и участники рынка, и эксперты полагают, что его судьба будет не более успешной. Среди опрошенных "Ъ" компаний лишь в МФО «Кредит 911» подтвердили намерение передать «Второму шансу» портфель на первичную оценку. Гендиректор «Кредита 911» Андрей Котов добавил, что он готов рассмотреть рассрочку, если цена будет выше рынка.
В остальных компаниях в неофициальных беседах пояснили, что не готовы работать с «Вторым шансом». «Сотрудничество с компанией видится нам сомнительным не только с экономической, но и с имиджевой точки зрения»,— поясняет один из собеседников "Ъ" на рынке МФО. По мнению аналитика ГК «Алор» Алексея Антонова, из-за печального опыта «Домашних денег» «желающих участвовать в очередной авантюре господина Бернштама вряд ли будет много» не только среди кредиторов, но и среди должников.