Это долги — кого надо долги. [...] Список крупнейших должников по договорам аренды земельных участков и нежилых помещений выложен на портале открытых данных Москвы. В нем 200 компаний, в общей сложности они должны городу 5,7 миллиарда рублей. Долги некоторых из них превышают сотни миллионов рублей, что в десятки раз больше долга тети Дмитрия Гудкова.
В описании данных указано, что они публикуются «в целях проведения мероприятий по сокращению просроченной дебиторской задолженности перед бюджетом города Москвы». При этом некоторые компании входят в рейтинг должников несколько лет подряд.
Например, две компании из списка («Военно-строительная компания-РКС» и «Браво-М») принадлежат бывшим членам совета Минпромторга по редкоземельным металлам Юрию Соболю и Алексею Абрамову. Общая сумма долга их фирм перед мэрией превышает 80 миллионов рублей. И половина этой суммы уже дошла на взыскание судебным приставам.
Бизнес Соболя и Абрамова связан, в частности, с государственными поставками. Как писала «Медуза», компания «Лина М» — ею Соболь и Абрамов владеют совместно с Борисом Круглым, братом члена Совета Федерации от Орловской области, — участвовала в программе «Фарма-2020» по переносу западных фармакологических технологий в Россию. С 2012 по 2014 год «Лина М» получила от Минпромторга 300 миллионов рублей на эти цели. Но ни один из препаратов, который разрабатывала компания, в продаже так и не появился.
Среди бенефициаров компаний — должников мэрии Москвы есть и член «Единой России» Алексей Добашин, который был доверенным лицом президента Владимира Путина и мэра Москвы Сергея Собянина. Застройщик «Крост», принадлежащий Добашину, должен ДГИ 50 миллионов рублей. В картотеке арбитражного суда есть лишь пять удовлетворенных исков от ДГИ против «Кроста» на общую сумму 6,5 миллиона рублей. Долг перед городскими властями не мешал застройщику выигрывать крупные госконтракты: с 2011 по 2019 год он получил от прокуратуры Москвы, столичной Дирекции строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения, Московской объединенной энергетической компании и от одного из детских садов столицы полмиллиарда рублей. А компания «Бетонный завод 222», которая входит в концерн «Крост», выиграла контракт на поставку бетонных бордюров для Москвы более чем на три миллиарда рублей.
Еще один должник ДГИ — научно-производственное предприятие «Сапфир». Один из его акционеров, по данным последнего доступного ежеквартального отчета компании, — депутат Госдумы от «Единой России» Сергей Веремеенко. На личном сайте депутата указано, что он «имеет огромный опыт работы с Минсельхозом, Минпромторгом, Ростехом и Роскосмосом». Вместе со структурами Ростеха Веремеенко вплоть до 2019 года был акционером ОАО «ВИЛС» — Всероссийского института легких сплавов, следует из годового отчета компании. «ВИЛС» занимается научными разработками в сфере металлургии, и с 2013 по 2018 год получил около трех миллиардов рублей по госконтрактам с различными российскими госкомпаниями.
Фамилии из списка Forbes
Самый крупный должник ДГИ по договору аренды — филиал компании «Гарант Бауинвестицион ГмбХ»: он должен властям Москвы почти 350 миллионов рублей. По данным СПАРК, «Гарант Бауинвестицион ГмбХ» (через еще одну российскую фирму) принадлежит английской компании Rainbeam Services, которой, в свою очередь, владеют Кафия и Роза Самиевы, Ольга Клыпина и Екатерина Витошинская.
Как писало издание «Проект», Роза и Кафия Самиевы связаны с бывшим депутатом Госдумы Ильдаром Самиевым. В 2016 году Самиев вошел в список десяти богатейших депутатов России, но уже в 2017-м его обвинили в мошенничестве с загородной недвижимостью стоимостью около 850 тысяч долларов. В 2018 году Следственный комитет возбудил против Самиева еще одно дело о мошенничестве в особо крупном размере. Одной из жертв бывшего депутата стал известный футболист Федор Смолов.
В списке должников мэрии Москвы по арендной плате за нежилые помещения значится и общественное движение «Лига кооператоров и предпринимателей России»: оно должно ДГИ 4 миллиона рублей. Один из основателей движения — Игорь Абылгазиев. Он с 2000 по 2011 год служил главным федеральным инспектором по Москве Аппарата полномочного представителя Президента России в Центральном федеральном округе, а с 2013 года возглавляет Институт стран Азии и Африки (ИСАА) МГУ. При этом докторская диссертация Игоря Абылгазиева, по данным «Диссернета», написана с большим количеством некорректных заимствований.
Крупные господрядчики
Среди крупнейших должников Москвы по договорам аренды есть и компании, которые зарабатывают на госконтрактах.
Например, медицинская фирма «Доктор рядом» должна ДГИ 12 миллионов рублей. Она входит в объединенную компанию «Ниармедик — Доктор Рядом», образованную в 2019 году в результате слияния двух сетей клиник «Ниармедик» и «Доктор рядом».
Совладельцы этой группы — член Общественного совета при Минздраве Владимир Гурдус, член совета директоров дочерней структуры госкорпорации Роснано Леонид Меламед, а также Владимир Нестеренко, руководитель отдела иммунологии НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н. Ф. Гамалеи Российской академии медицинских наук (РАМН).
Принадлежащие Нестеренко компании «Ниармедик плюс» и «Ниармедик фарма» зарабатывают миллиарды рублей на поставках государству тест-систем для диагностики сифилиса, ВИЧ и других заболеваний, а также на продажах самого популярного в России противовирусного препарата «Кагоцел», эффективность которого научно не доказана. Несмотря на это, в производство «Кагоцела» инвестировала госкорпорация Роснано; ее глава Анатолий Чубайс лично рекламировал препарат, который входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). В ноябре 2020 года Минздрав разрешил компании «Ниармедик» проводить клинические испытания «Кагоцела» у пациентов с коронавирусной инфекцией.
Также среди крупных должников мэрии Москвы по договорам аренды числятся компании, поставляющие бронированные автомобили для МВД, коммунальную технику и оказывающие услуги по капремонту для бюджетных предприятий столицы.
Закон одинаков не для всех
[...] ДГИ далеко не всегда пытается взыскать через суд задолженности арендаторов. По словам генерального директора «Трансперенси Интернешнл — Россия»* Ильи Шуманова, из-за того, что чиновники самостоятельно решают, когда им подавать иски в суд, возникают коррупционные риски: «У чиновников мэрии есть некий регламент, по которому они обязаны обращаться в суд в связи с возникновением задолженности. Но никто не следит за тем, когда у кого по договорам возникает задолженность, сколько кто кому должен, получаются ситуации, когда чиновники не подают в суд, пропускают сроки исковой давности, иногда не приходят в суд, не обжалуют решения в апелляционных инстанциях, составляют иски с ошибками.
Если сопоставить данные о реальной задолженности компаний, которые публикует Департамент городского имущества, с данными арбитражного суда, можно увидеть серое поле из коммерческих компаний, которые могут быть непростыми компаниями. На практике других регионов я видел, что это компании (с большими суммами задолженностей, которые не доходят до суда. — Прим. ред.) очень влиятельных застройщиков либо связанные с администрацией того или иного муниципалитета или региона. Разумеется, это форма таких коррупционных проявлений», — говорит Шуманов. [...]
*АНО «Центр ТИ — Р» внесена в список НКО, выполняющих функции «иностранных агентов». SIA «Medusa Project» внесена в реестр СМИ-иноагентов. По закону мы обязаны это указывать, иначе наши коллеги могут быть оштрафованы. «Важные истории» считают, что такие законы противоречат Конституции России.
При участии Анны Козкиной, Ирины Долининой, Дмитрия Великовского
Редакторы: Роман Анин, Алеся Мароховская
Фактчек: Софья Савина