По данным "Ведомостей", 63 млрд рублей контрактов «Газпрома» Алексей Миллер без конкурса отдал однокурснику президента, банкроту
Николаю Егорову. Ранее не производивший труб большого диаметра Загорский завод Егорова перепродает с наценкой для «Силы Сибири» продукцию конкурентов - ЧТПЗ и ТМК.
Загорский трубный завод (ЗТЗ) получил доступ к заказам «Газпрома» лишь в 2017 году, но за год с небольшим сумел кардинально перекроить рынок труб большого диаметра (ТБД). За год предприятие заключило с «Газпромом» два очень крупных контракта: в конце 2017 года – трехлетний на поставку 250 тыс тонн труб ежегодно и совсем недавно – двухлетний (начало поставок – январь) совокупно на 500 000 т. Оба подписывались на условиях единственного поставщика. Мощность предприятия – 500 тыс тонн труб в год. Таким образом, только эти два контракта позволяют уже со следующего года на 100% загрузить завод.
Отношение «Газпрома» к Загорскому трубному заводу резко изменилось после того, как 25% плюс одна акция предприятия оказались под контролем однокурсника Владимира Путина адвоката
Николая Егорова. Демпинг, который предлагает предприятие, связан с тем, что с приходом Егорова
Сбербанк отстрочил основным владельцам предприятия отцу и сыну Сафиным выплаты по старым кредитам и выдал новые.
Возможно, уже сейчас ЗТЗ полностью загружен и для выполнения контрактов с «Газпромом» покупает трубы у конкурентов. По крайней мере так утверждают четыре человека, близких к крупным трубным компаниям. «По итогам 10 месяцев 2018 года мощности ЗТЗ загружены практически на 100%», – говорит один из них. Летом завод перестал справляться и начал покупать трубы у конкурентов, добавляет он. Закупки продолжаются и сейчас, подтверждает другой собеседник. Ему известно, что ЗТЗ закупал трубы как минимум у ЧТПЗ и ТМК.
Покупка труб на стороне была лишь однажды, утверждает представитель ЗТЗ. Летом завод был вынужден приобрести около 15 тыс тонн труб у других производителей. В середине лета на московский железнодорожный узел были наложены ограничения на отправку грузов в связи с чемпионатом мира по футболу. Тогда обязательства по поставке продукции «Газпрому» находились на пике – около 50 000 т в июне и 45 000 т в июле. Поэтому «заказчик согласовал нам особые условия, предполагающие закупку трубы на рынке для сохранения темпов ремонта газотранспортной системы», говорит представитель завода. Условием было сохранение стоимости труб для монополии, подчеркнул он, но по какой цене они закупались у конкурентов, не сказал.
«Газпром» – крупнейший в стране потребитель ТБД. Традиционно заказы распределялись среди ЧТПЗ, ОМК, ТМК и «Северстали».
Но гендиректор ЗТЗ Денис Сафин всегда говорил, что завод готов поставлять трубы на 15–20% дешевле рынка. Конкурентной борьбе добавил остроты ускоренный допуск нового завода к поставке для новых строек газового холдинга, генерирующих основной спрос на трубы. Наличие агрессивного нового игрока дало возможность «Газпрому» надавить на остальных трубников и в январе 2018 года заставить их снизить цены. По сравнению с заключавшимися в 2016 году контрактами (в среднем около 93 000 рублей за 1 т) они были снижены на 20%. В сентябре «Газпром» решил продавить этот уровень еще ниже, разместив тендеры на 602 000 т ТБД общей стоимостью чуть более 47 млрд рублей (около 63 тыс рублей без НДС, минус 33% к уровню цен 2016 года), но все производители конкурс проигнорировали. В итоге «Газпром» заключил рекордный по стоимости контракт с ЗТЗ: 500 тыс тонн труб за 41,4 млрд рублей, т. е. почти по 83 тыс рублей за тонну.
«Именно наше появление на рынке ТБД позволило кардинально изменить кривую стоимости труб для «Газпрома». Если с 2011 по 2016 г. она росла, то с нашим появлением стоимость ТБД для газовой компании сократилась более чем на 30%», – цитировались в сообщении о сделке слова Сафина.
Загорский трубный завод переходит на самообеспечение
«Адекватная текущим условиям цена с учетом роста цен на металл должна быть объективно выше [предлагаемой ЗТЗ]», – комментировал сделку собеседник в одной из трубных компаний. Общая загрузка мощностей в России колеблется около 40%, но «у некоторых трубных заводов» загрузка может «превысить производственные мощности».
Всего чуть менее чем за 1,5 года Загорск заключил со структурами «Газпрома» контрактов примерно на 63 млрд руб., контракты с «Газпромом» составили 99,4% в структуре выручки завода. В 2017 г. ЗТЗ отгрузил около 146 000 т продукции, что составило около 11% от общего потребления ТБД. В 2018 году общий спрос на такие трубы снизится до 1,65 млн т (прогноз Фонда развития трубной промышленности), а доля на рынке ЗТЗ, если он справится с контрактами «Газпрома», может вырасти втрое.
Единственный раз, когда завод нарушил сроки поставок «Газпрому», был в начале 2018 года, настаивает представитель ЗТЗ. «Компания только выходила на производственные мощности, у нас были незначительные, согласованные с заказчиком (с подписанием соответствующих документов) задержки в поставках, которые не повлияли на график проведения ремонтов монополии. Ситуация окончательно выровнялась с мая 2018 г.», – говорит он. С сентября завод опережает сроки поставки: «Уже сегодня закрываем лот с поставкой в I квартале 2019 года».
Конкуренты сознательно нагнетают обстановку, уверен сотрудник ЗТЗ.
Представитель «Газпрома» спокоен: «Мощности ЗТЗ позволяют выполнить обязательства по контрактам с «Газпромом».
В фирме «Инвестиционные решения» компаньонами адвоката Егорова выступают их общий с Путиным приятель Ильгам Рагимов и Михаил Клишин, связанный с близкими к президенту
братьями Ковальчуками. Через шахту имени Братченко Егоров сотрудничает с семьей сенатора Владимира Чуба. На «АВТОВАЗагрегате» Егоров наладил плодотворные деловые отношения с бывшим сослуживцем Путина Сергеем Чемезовым и бизнес-партнером нынешнего министра культуры Мединского Егором Москвиным. Банк ОФК Егорова тесно связан с приближенными к Путину
братьями Ротенбергами – аффилированным с ними структурам он выдавал гарантии при получении госконтрактов.
Получив контроль над Антипинским нефтеперерабатывающим заводом, Егоров через менеджмент озвучил перспективу партнерства с Геннадием Тимченко, также недалеким от президента.