В 2015 году авиакомпания Utair уже проводила реструктуризацию задолженности, когда перевозчик рефинансировал два синдицированных кредита на общую сумму 42,6 млрд рублей и два облигационных займа еще на 13,3 млрд. Тогда на ему помощь пришел основной акционер — НПФ «Сургутнефтегаз», аффилированный со структурами одноименной нефтяной компании Владимира Богданова. НПФ выкупил допэмиссию авиакомпании примерно на 11 млрд рублей, акции еще на 14 млрд выкупили, став акционерами, Ханты-Мансийский автономный округ и Тюменская область.
Допэмиссия была обязательным условием для того, чтобы 11 банков перевели все кредиты Utair в два синдиката – сроком на 7 и 12 лет с отсрочкой на погашение тела до 2020 года. Кредиторы рассчитывали, что «Сургутнефтегаз» поможет авиакомпании еще раз. Вместо этого Владимир Богданов переписал НПФ, владевший 50,1% Utair на номинального собственника — фонд «Пенсионное сопровождение» Валерия Ефимова и предложил банкирам списать свыше 30 млрд рублей долгов.
Как сообщают «Ведомости» 21 марта Utair на встрече с банками-кредиторами предложила свой вариант реструктуризации долга, который совместно со своим агентом, Райффайзенбанком, разрабатывала почти полгода. Авиакомпания попросила полностью списать 12-летний синдицированный кредит и половину семилетнего синдиката – по ним она должна, по состоянию на 14 февраля 2019 года, 23,7 млрд и 15,4 млрд рублей соответственно. Это «Ведомостям» рассказали сотрудники двух банков-кредиторов и по Из нихдтвердил человек, близкий к Utair.
Общий долг Utair составляет 74,7 млрд рублей. 17,4 млрд рублей авиакомпания должна Сбербанку, 13,3 млрд – по облигациям и 4,9 млрд – структурам прежнего владельца, «Сургутнефтегаза». Никаких списаний по этим долгам перевозчик не предлагает, рассказали сотрудники банков.
Таким образом, Utair просит списать 31,4 млрд рублей, что составляет 40% задолженности, или 80% синдицированных кредитов. При этом выручка компании по МСФО за первое полугодие 2018 года составила 36 млрд рублей, чистый убыток – 5,2 млрд.
Utair в январе перевезла 1,1 млн человек – это четвертый результат после группы «Аэрофлот», S7 Group и «Уральских авиалиний». Наблюдателей удивляло, что на фоне финансовых трудностей авиакомпания объявила о дорогостоящем ребрендинге и планах покупки новых самолетов в 2017 году.
Осенью 2018 года компания заявила, что из-за роста цен на авиакеросин ей снова потребуется реструктуризация. В октябре-ноябре на одной из первых встреч с банкирами Utair уже говорила о необходимости списать 75% синдиката. Но тогда никаких расчетов авиакомпания не делала, потом эта цифра больше не называлась, говорит сотрудник одного из банков.
Погашение синдицированных кредитов начнется в 2020 году, до этого надо только дважды в год платить проценты, причем по 12-летнему ставка пока символическая. 20 декабря Utair допустила технический дефолт, не заплатила около 1 млрд рублей по семилетнему кредиту. Как объяснял генеральный директор авиакомпании Андрей Мартиросов, UTair «учла неблагоприятный экономический прогноз для авиаотрасли и приняла решение в первую очередь осуществлять платежи по операционной деятельности и обеспечению безопасности полетов. Это расходы на топливо, аэропортовые сборы, техническое обслуживание самолетов и зарплата экипажей».
В феврале синдикат решил не прибегать к безакцептному списанию средств со счетов авиакомпании и не обращать взыскание на залоги, но этот вопрос может быть снова вынесен на голосование в любой момент. Теперь просьба о списании — результат разработки финмодели и оценки доходов на много лет вперед. Utair мотивирует ее тем, что долг такого размера обслуживать не сможет, говорят два банкира. В случае отказа авиакомпании грозит банкротство. А тогда кредиторы получат по несколько копеек на рубль долга, добавляет один из них. На собрании авиакомпания призналась, что Росавиация должна бы отозвать у нее сертификат эксплуатанта, продолжает банкир. Состояние чистых активов – первый и главный критерий Росавиации при финансовой оценке перевозчиков, следует из методики оценки.
Почему не предлагается частично списать и другие долги? По кредиту Сбербанка, как объяснила Utair, предусмотрено поручительство «Сургутнефтегаза» и договориться о списании по нему будет трудно, приводят причину собеседники «Ведомостей». «Сургутнефтегаз» много лет контролировал Utair через свой пенсионный фонд, но теперь формально не имеет отношения к авиакомпании. Впрочем, Сбербанк готов удлинить срок своего кредита с 7 до 11 лет и согласиться на его погашение только после полного погашения синдиката, говорит информированный источник. Доля Сбербанка в синдицированном кредите – 5 млрд рублей.
[URA.RU; 24.12.2018; «После нового дефолта Utair пошел на шантаж власти»: Главный акционер Utair, ПАО «Сургутнефтегаз», может отказаться спасать перевозчика от банкротства — об этом сообщили несколько источников, комментируя технический дефолт авиакомпании. По версии инсайдеров, нефтяная корпорация рассчитывает, что Utair поддержат власти регионов-акционеров (Тюменская область и ХМАО) или федеральное правительство, но вкладывать собственные деньги пока не намерена. По словам источников, объявленный руководством Utair отказ от выплаты кредитов в нефтяной компании расценили как нарушение всех договоренностей. «Условия были такие: „Сургутнефтегаз“ спасает авиакомпанию, но только один раз. Если сейчас банки откажутся идти на уступки перевозчику, то Utair снова будет на грани банкротства. „Сургутнефтегаз“ вполне в состоянии спасти три таких авиакомпании, но хватает того, что [гендиректор „Сургутнефтегаза“] Владимир Богданов еще и рискует собственным авторитетом, постоянно прикрывая [гендиректора Utair] Андрея Мартиросова в переговорах с губернатором Натальей Комаровой», — отмечает собеседник URA.RU, знакомый с ситуацией. ]
Поручительство «Сургутнефтегаза» не аргумент, тем более не понятно, есть ли вообще поручительство, возмущен сотрудник банка-кредитора. Никакого поручительства нет, уверяет топ-менеджер авиатранспортной компании, знающий об этом от сотрудников Сбербанка.
Все банки, кроме «России», создали 100% резервов по кредитам Utair, уверяет сотрудник банка-кредитора. Поэтому, добавляет он, серьезных проблем банкротство перевозчика никому не доставит, многие готовы к такому сценарию.