Несколько лет назад «Собеседник» познакомил читателей с мамой спикера Госдумы Вячеслава Володина, которая до этого дня считалась едва ли не самой удачливой из тех «бизнесвумен на пенсии», что держатся в тени. Но это мы про тещу главы «Ростеха» Чемезова еще не знали. Разрешите представить.
Больше, чем соседка
Людмила Васильевна Рукавишникова, москвичка, 73 года. До сих пор ее считали соседкой Чемезовых по клубному дому на Поварской улице. Неплохой, кстати, дом – комплекс реконструированных особняков позапрошлого века. Наверняка совпадение, но его реконструкцию проводила фирма «Ингеоком», которая до этого отстроила офис «Рособоронэкспорта» (до «Ростеха» этим ФГУП руководил именно Чемезов).
После ремонта дома квартиру на Поварской, кроме самого Чемезова, который переехал в специально для него надстроенную мансарду, получили его жена Екатерина Игнатова, глава АВТОВАЗа Владимир Артяков (сегодня – первый зам Чемезова в «Ростехе»), а также семьи Константина Эрнста, тогдашнего президента «Роснефти» Сергея Богданчикова, известного кремлевского «рыбака» Сергея Приходько… Словом, Поварская – не то чтобы кооператив «Озеро», но место тоже клёвое.
Резервация для элиты на Поварской
На одном этаже с Игнатовой поселилась и скромная, казалось бы, пенсионерка Людмила Рукавишникова. Правда, как выяснил «Собеседник», это соседство двух женщин оказалось вовсе не уникальным.
В 2002-м Игнатова и Рукавишникова синхронно купили, а в 2008-м продали соседние квартиры на улице Удальцова. Совпадение? Как сказать. До этого они были зарегистрированы вообще по одному адресу, на Верхней Масловке, пока в 2007 году Олег Рукавишников, муж Людмилы Васильевны, не переписал это жилье на... Анастасию Игнатову. Так зовут падчерицу Сергея Чемезова. А летом 2013-го Людмила Рукавишникова даже сделала надпись на своей страничке в соцсети: «С Олегом и Настей» (с геолокацией – «город Марбелья, Испания»).
Но и это детали. Гораздо интересней, что, когда Сергей Чемезов оформлял право собственности на свою квартиру на Поварской, в качестве документа он представил паспорт, выданный ему паспортным столом №2 ОВД Пресненского района. И в документе, если верить Росреестру, в качестве адреса постоянной регистрации Чемезова был указан домашний адрес… да, Людмилы Рукавишниковой.
Не потому ли, что для Сергея Чемезова и для его жены пенсионерка – гораздо больше, чем соседка?
В «Ростехе» предположение, что Рукавишникова – теща Чемезова, отрицать не стали. Лишь попросили уточнить, откуда нам это известно, но от подробного рассказа отказались. Что ж, тогда расскажем сами.
Женщина с букетом... фирм
Выросла Людмила Рукавишникова в районе неподалеку от стадиона «Динамо». После окончания 209-й школы изучала механику в Московском авиационном институте, потом работала в МГУ... Казалось бы, никаких предпосылок для раскрытия коммерческой жилки. Но стоило ее дочери познакомиться с Сергеем Чемезовым, Людмиле Васильевне как поперло. Зарегистрированные на ее имя фирмы стали появляться одна за другой.
«Ламента», «Полихимтренд», «ГКР-Холдинг»... Производство деревянных конструкций, оптовая торговля топливом, рудами и металлом, управление недвижимостью, вложение в ценные бумаги… Среди партнеров Рукавишниковой оказались при этом не только бизнесмен Владислав Гольдман, чьей Электронной торговой площадкой пользовался «Ростех», но и еще одна теща – зама Чемезова Артякова, Анна Курепина (1928 года рождения, между прочим). По данным журналистов-расследователей международного проекта OCCRP, вместе с семьей Чемезова Курепина активно пользовалась услугами инвесткомпании «Тройка Диалог» Рубена Варданяна, которому уже светят санкции за вывод капиталов из России.
Сегодня Рукавишникова значится единственным учредителем «КПК Холдинг» с нулевым кадровым составом. Прежде этой фирмой через «РТ-Логистика» владел, естественно, «Ростех». Да и руководит конторой Елена Худякова из уже упомянутой Электронной торговой площадки, связанной снова с «Ростехом». Официальный телефон холдинга недоступен. Может, поэтому найти его владельцев не могут даже судебные приставы, которые не первый год пытаются взыскать налоги на недвижимость этой фирмы в Центральном районе Сочи. Судя по всему, собственность на курорте – основной актив компании.
У другого ООО, совладельцем которого стала теща Чемезова, «АФК-Сервис», недвижимость есть не на море, а уже в Москве – четырехэтажный особняк на Патриарших, который до 2008 года принадлежал тому же «Ростеху». Раньше там располагался головной московский офис группы АВТОВАЗ, а теперь Рукавишникова с компаньонами сдают его площади в аренду – по цене около 2 тысяч рублей за квадратный метр в месяц. В 2017 году, например, среди таких арендаторов оказался «Концерн «Созвездие» «Ростеха», через который Чемезов подкидывал деньги теще.
Бывший особняк АвтоВАЗа на Спиридоновке
Как получилось, что бывшая госсобственность отошла к семье руководства корпорации, в «Ростехе» «Собеседнику» не ответили. Телефон «АФК-Сервис», указанный в ЕГРЮЛ, принадлежит совсем другой фирме. Это чтобы было понятно насчет прозрачности бизнеса… Теоретически весь особняк может приносить до 60 млн рублей выручки в год, но 2017 год принес компании, согласно бухотчетности, лишь 5 млн. Да и то убытков.
Так что формально Людмила Рукавишникова, даже при всех ее связях с «Ростехом», как бизнес-леди не так чтобы ах (прибыль у ее фирм скромная, если она есть вообще). Формально. Но фактически ситуация обстоит чуть иначе.
«Копейка» «Майбах» бережет
Подобно Сергею Чемезову, его теща тоже коллекционирует автомобили.
В сентябре 2015-го женщина стала владельцем сразу трех ретроавто: «Жигулей» (ВАЗ-2101 1974 года, или просто «копейка), «Москвича» (М-403 1964 года) и «Волги» (ГАЗ-24 1975-го).
В июне 2016-го она приобрела себе неординарный двухместный городской электрокар Renault Twizy, а спустя три месяца – более представительный Infiniti QX80. Следующим летом купила черный Toyota Land Cruiser 200 и новенький Lexus LX 570. А 30 ноября прошлого года ее автопарк пополнил Mercedes-Benz Maybach S 560 4Matic за 13 млн.
Это чтобы в булочную на такси не ездить.
Renault Twizy
Пентхаус за два миллиарда
Еще одна фирма пенсионерки – управляющий недвижимым имуществом «Никсервис» с уставным капиталом 10 тысяч рублей – зарегистрирована в историческом особняке на Малой Никитской. Вот только расположен по этому адресу вовсе не бизнес-центр, а вполне себе жилой дом начала прошлого века, с лепным фасадом, на 12 квартир. Здесь поселились банкиры Владимир Коган и Михаил Задорнов, мама одного из завсегдатаев списка «Форбс» Нелли Груздева и бывшая жена другого – Ирина Абрамович. Но самая роскошная квартира, пентхаус на 696,2 м², с марта 2016 года принадлежит той самой Людмиле Васильевне Рукавишниковой.
Пентхаус Рукавишниковой на Малой Никитской
Досье
«Офшорный след»
До Людмилы Рукавишниковой пентхаус на Малой Никитской принадлежал двум офшорным компаниям, зарегистрированным на Кипре: «Ньюток Консалтантс Лимитед» и «Форсино Лимитед». Договор купли-продажи между ними был подписан в 2012 году, но переход прав собственности юридически состоялся двумя годами позже. Возможно, новый собственник не спешил узаконить сделку, потому что смена названия фирм была лишь формальностью и конечный владелец недвижимости оставался прежним.
Как выяснил «Собеседник», поверенным компании «Ньюток Консалтантс Лимитед» в клубном доме был некий Андрей Козлов, который на собраниях ТСЖ активно выступал за привлечение к обслуживанию дома одной из фирм Геннадия Рутенбурга, того самого, который сегодня возглавляет «Никсервис» Рукавишниковой. Означает ли это, что ее пентхаус изначально через офшоры контролировал Сергей Чемезов – этот вопрос в местном ТСЖ также оставили без ответа.
«Собеседнику» удалось найти старое объявление о его продаже, которое по недосмотру зависло на сайте одного из агентств (сегодня оно уже удалено): «Роскошный пентхаус площадью 692 кв. м с террасой 240 кв. м в новом клубном особняке. Пентхаус занимает целый этаж, из панорамных окон и с террасы открываются уникальные виды на исторический центр Москвы. Можно спланировать: гостиную, столовую, кабинет, библиотеку, 5–6 спален, 5–6 ванных комнат, гардеробные».
Сумму, за которую Рукавишниковой продали этот объект, в агентстве озвучивать не стали. Но судя по тому, что квадратный метр в этом доме стоит, как квартира где-нибудь в Воронеже – больше 2 млн рублей, пентхаус пенсионерки (включая машино-места в двухуровневом паркинге) вполне способен потянуть на пару увесистых миллиардов.
Цифра
По смете предполагаемых расходов ТСЖ «На Малой Никитской» на 2018 год, 337.578 рублей в месяц должна была платить Людмила Рукавишникова в прошлом году за «коммуналку» в своей квартире на Малой Никитской. За весь год ТСЖ решило взыскать с пенсионерки на содержание ее жилья больше 4 млн рублей. При этом с бывшей жены Абрамовича постановили попросить всего 2,7 млн. А вы что думали, только вы за квартиру много платите?!
Кто живет в квартире Рукавишниковой (она сама или ее зять?), глава ее «Никсервиса» и одновременно председатель местного ТСЖ Геннадий Рутенбург «Собеседнику» не ответил.
– Он очень занятой человек, – пояснили нам в ТСЖ.
Не ответила на посланные ей через соцсеть вопросы и сама Рукавишникова, поэтому остается только гадать, откуда у нее деньги на такие приобретения и сколько именно заботливый зять подбрасывает ей из «Ростеха» на вот такие «блины». Но одно и без того понятно: едва ли не у каждого солидного чиновника или госменеджера, близкого к казенной кормушке, найдется талантливая в бизнесе если не жена или мать, то хотя бы теща.
Контрольный звонок
В распоряжении «Собеседника» оказалось два номера мобильных телефонов, зарегистрированных на Людмилу Рукавишникову. По первому никто не взял трубку. По второму мужской голос поинтересовался, кто и зачем ей звонит, потом сказал: «Вы обознались. Досвидос!»
«Ростеховские музыканты»
На рынке недвижимости этой весной появилось интересное предложение: «скромный» 853-метровый трехэтажный особняк на участке в 17 соток в Сенькино-Секерино в Новой Москве идет со скидкой 20 млн рэ.
Да, 130 млн рублей вместо 150 – тоже недешево, но только если не знать, что речь идет о бывшем коттедже главы «Ростеха» Сергея Чемезова, одного из самых влиятельных топ-менеджеров страны. Памятной таблички на доме нет, но в выписке из Росреестра именно жена Чемезова Екатерина Игнатова записана владельцем особняка с 2001 по 2010 год.
Что же это за такой скромный дом? Давайте по нему пройдемся. Он построен по индивидуальному проекту и со времен Чемезова мало изменился. На цокольном этаже – эксклюзивный зал для хранения и дегустации вин. Прекрасно. На первом – барный уголок и зона спа с бассейном, джакузи и хамамом. Этажом выше – еще одна барная стойка и столовая с выходом в двухсветный зал приемов с эркером и балконом для музыкантов. С балконом. Блин. Для музыкантов. Ну и на третьем этаже – три спальни и каминный зал. Еще диванная и домашний кинотеатр – в мансарде. В общем, скромненько, но... не очень.
Покупку Игнатовой такой недвижимости в 2001 году можно объяснить только ее знакомством с будущим супругом, поскольку ее собственного восьмимиллионного дохода на такое новоселье вряд ли хватило бы. Как и доходов в «Промэкспорте» и Управделами президента за предыдущие годы.
Зато сегодня Екатерина Игнатова, обладатель квартиры за 5 млрд рублей в фешенебельной гостинице Four Seasons на Манежной площади Москвы, может себе и не такое позволить. После свадьбы с Сергеем Чемезовым бывшая переводчица быстро научилась переводить свои связи в наличные и стала бизнесвумен, получающей контракты от «Ростеха» мужа. За один только 2015 год она заработала почти 850 млн рублей.
Теперь понятно, в кого Игнатова такая. Судя по всему, в маму.
Бывший коттедж Сергея Чемезова
Ролдугин Олег