Серый кардинал на транспортной "кухне". Этот человек любит разъезжать по Санкт-Петербургу на премиальном внедорожнике с «блатными» номерами, или же на спортивном родстере Porsche ценой в 20 млн рублей. Его можно встретить за обедом в ресторане «Блок», где сумма чека сопоставима со средним размером пенсии по России. При этом он вовсе не предприниматель, не банкир, а всего лишь рядовой питерский чиновник, занимающий скромную должность советника при вице-губернаторе Максиме Соколове. Его зовут Виталий Родионов, и без его «санкции» невозможно получить ни один госзаказ в сфере транспортной инфраструктуры Петербурга. Стоимость таких госконтрактов исчисляется миллиардами, а их «раздачей», по свидетельствам участников рынка, занимается он — бывший офицер силовых структур, уволенный из «органов», что примечательно, «за утрату доверия в связи с коррупционными проявлениями».
Дежурный советник
Если ввести в поисковую строку яндекса фразу «Виталий Родионов комитет по транспорту», обнаружится удивительная вещь. Вот уже десять лет, как в связке с этим именем значится должность «советник», причем советы Родионов раздаёт разным чиновникам. В документах мэрии Санкт-Петербурга от 2010 года он, к примеру, назван «советником председателя Комитета по транспорту», в 2011 фигурирует как «советник вице-губернатора Ю.В.Молчанова», в 2012-м — как «советник вице-губернатора С.Ю.Вязалова, а сегодня Виталий Родионов выступает в роли советника вице-губернатора М.Ю.Соколова. Во всяком случае, именно так он представляется на всевозможных деловых встречах, пишет телеграм-канал «ВЧК-ОГПУ».
Такой вот, можно сказать, дежурный советник.
Не так давно журналисты заинтересовались аномальной популярностью института советников в администрации Санкт-Петербурга. Выяснилось, что главным преимуществом этого статуса является «невидимость»: закон не обязывает госструктуры раскрывать информацию о советниках руководителей — их вроде как не видно, и не слышно. В то же время на разного рода переговорах эти люди выступают от лица своих патронов и всем своим видом демонстрируют, что способны влиять на принятие самых серьезных решений.
Зарплаты же у штатных советников Смольного, как выяснилось, небольшие: в среднем, от 26 до 31,2 тысяч рублей (данные за 2018 год). Если предположить, что Родионов советует вице-губернаторам не на общественных началах, а как штатный сотрудник администрации, то выходит, что на спорткар Porsche 911 Turbo S ценой 22,7 млн рублей ему пришлось было работать 60 с лишним лет, и при этом ничего не есть. На какие же, извините, шиши, советник Родионов приобрел и содержит свой шикарный автопарк?
Ответ на этот вопрос дает изучение сайта госзакупок, где представлены все тендеры, проводимые Комитетом по транспорту администрации Санкт-Петербурга и подведомственными казенными предприятиями, а также непростой биографии Виталия Родионова.
"Действующий, но без погон"
По словам людей, лично общавшихся с Родионовым, одним из ключевых аргументов в свою пользу он всегда называет близость к силовым структурам, и не упускает случая намекнуть, что сам «из бывших» сотрудников самой секретной службы. Точнее, «действующий, но без погон» — так он любит себя называть. При этом Родионов не уточняет, что из «органов» в конце нулевых его уволили за «коррупционные проявления». Более того, по слухам, эти проявления заключались в активном сотрудничестве с известной «тамбовской» ОПГ, лидером которой был известный бандит Владимир Кумарин (Барсуков).
Уволившись из «органов», но сохранив за собой шлейф полезных связей, Виталий Родионов в 2010 году устроился на работу в Комитет по транспорту — конечно же, советником к заместителю главы этого ведомства. Найти «хлебное место» помогли старые друзья — в частности, тогдашний вице-губернатор Эдуарда Батанов (который ранее курировал транспортный блок, но не утратил своего влияния в нем и по сей день), а также Андрей Велесевич, занимающий сегодня должность зампреда Комитета по транспорту Санкт-Петербурга. К фигуре Велесевича мы еще вернемся, поскольку в свете нашей истории он выглядит не просто добрым знакомым, а подельником Родионова: ведь речь идет о поставленной на поток торговле тендерами и последующем отмывании собираемых взяток.
Даже беглого взгляда на итоги конкурсов в транспортной сфере Петербурга достаточно, чтобы понять, что львиная доля госконтрактов достается очень узкому кругу компаний. Эти фирмы — ООО «ПитерАвто», АО «Аспект Северо-Запад», ООО «Пальмира», ООО «Такси», ООО «АТП Барс-2», ООО «Такси-2», ООО «Кампраст», ООО «Атика», ООО «Нева РП» — можно условно разделить на те, что подконтрольны Виталию Родионову, и те, что исправно «заносят» ему дань за право работать и осваивать бюджетные средства.
В числе последних, к примеру, компании Татьяны Калюжной. Как учредитель и гендиректор предприятий, задействованных в сфере пассажирских первозок («Такси», «Такси-2», «Кампраст») она в свое время жаловалась в СМИ на непрозрачную процедуру проведения тендеров. «Совершенно непонятно, по какому принципу оцениваются параметры предприятий, если опытные игроки уступают никому не известным компаниям без опыта работы», — сетовала госпожа Калюжная. Однако знакомство с господином Родионовым стало для неё, можно сказать, моментом просвещения. Советник всех возможных вице-губернаторов и друг зампреда Велесевича быстро объяснил бизнесвумен, сколько стоит выиграть тендер. А потом и лично проконтролировал, чтобы «Такси-2» поставило свои автобусы на пассажирские маршруты в Санкт-Петербурге.
В новой работе Родионова, после изгнания из силовых структур, довольно быстро всплыл и «тамбовский» след. В частности, одним из привилегированных поставщиков транспортных услуг для Санкт-Петербурга и Ленобласти стала скандально известная компания «ПитерАвто». Её совладельца Леонида Бондаренко в СМИ не раз называли близким знакомым Кумарина-Барсукова. «Ночной губернатор Петербурга» (так называли Кумарина в 90-е), по некоторым сведениям, принимал личное участие в создании транспортной империи Бондаренко и, разумеется, имел в ней долю. А Родионов, будучи ещё при погонах, следил за тем, чтобы «тамбовским» никто не мешал. И, перейдя на работу в Комитет по транспорту, продолжил безжалостно «вырубать» конкурентов «ПитерАвто» с транспортного рынка города и области. При этом «рабочие совещания» Родионов и Бондаренко нередко проводили в сауне, принимая банные процедуры в компании красивых девушек с невысокой социальной ответственностью.
А вот, к примеру, АО «Аспект Северо-Запад», гендиректора которого Дмитрия Гаевского с Родионовым связывают, как утверждают СМИ, «близкие и доверительные отношения», начиная с 2012 года несколько лет подряд выигрывала тендеры на установку и обслуживание радиационных мониторов в вестибюлях станций метро. Общая сумма госконтрактов — на секундочку — 258 миллионов рублей! Заказчиками выступали Комитет по транспорту, где как раз в то время работал Родионов, и ГУП «Петербургский метрополитен». Однако вот проблема: оборудование за восемь лет так и не заработало. При этом казенные деньги, конечно, освоены, «откаты» поделены между подельниками — всё, как полагается. Кстати, общая сумма госконтрактов в портфеле АО «Аспект Северо-Запад» составляет 2,35 миллиарда рублей. Представляете, сколько денег можно было «нагреть» на продвижении интересов только этой одной компании?
Чиновничий тыл
Разумеется, чтобы уверенно протаскивать сквозь сито тендеров «нужные» фирмы, Родионову недостаточно просто харизмы бывшего силовика и «корочек» советника. Нужны надежные «тылы» в виде коррумпированных чиновников и директоров госпредприятий, готовых принимать соотвествующие решения, давать указания подчиненным и ставить подписи в правильных местах.
В этом плане непонятно даже, кто кому нужнее: чиновники Родионову или же он им — как незаметная «прокладка» (вспомним о статусе советника), через которую взятки поступают в их карманы. В самом деле, не может ведь Андрей Велесевич или, тем более, Максим Соколов лично назвать потенциальному поставщику цену победы в том или ином конкурсе? Особенно если цена измеряется миллиардами рублей, а срок за подобную «цену» по УК РФ — от 15 лет строгого режима… Не могут, поэтому в друзьях-советниках у них есть такой полезный человек как Виталий Родионов. И работает этот человек, конечно же, на общественных началах.
Но не один лишь Комитет по транспорту вершит судьбу транспортной инфраструктуры Петербурга и области. А потому чиновничий тыл у Родионова гораздо шире.
Так, по сообщениям в телеграме, еще одним хорошим знакомым «дежурного советника» является гендиректор СПБ ГКУ «Дирекция по организации дорожного движения» Валерий Мушта. Именно по просьбам Родионова Мушта усердно продвигает на тендерах такие компании как ООО «Аттика» и ООО «Нева РП» — им с завидным постоянством оплачиваются работы по нанесению дорожной разметки, монтажу дорожных знаков и т.д. А зампред Комитета по транспорту Велесевич следит за тем, чтобы горизонт этих фирм был чистым от конкурентов.
Не менее конструктивные отношения связывают Виталия Родионова и с заместителем начальника ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад» Владимиром Горелкиным. С 2017 по 2020 год контракты от ФКУ исправно получали компании, аффилированные как с Родионовым, так и самим Горелкиным. В частности, именно этим фирмам были отданы тендеры на установку мониторов наблюдения на Кольцевой автодороге Санкт-Петербурга.
Вообще, создается впечатление, что «спрут» Виталия Родионова прописался во всех учреждениях Санкт-Петербурга, подведомственных транспортному комитету. Например, вместе с гендиректором ГУП «Пассажиравтотранс» Андреем Лызиным они провернули схему создания юридических «мертвых душ» под эгидой унитарного предприятия. Так, в 2017-2018 годах в одном из автобусных парков города существовала некая структура под названием «Служба инспекционного контроля». Чем эта служба занималась, никому не известно, нигде в структуре предприятия она не фигурировала, зато средства на её деятельность из бюджета ГУП (считай, из городской казны) перечислялись исправно. А Родионов, со своей стороны, как «действующий, но без погон», делал всё, чтобы нивелировать вопросы со стороны правоохранительных органов.
Фактически под негласным руководством Виталия Родионова в Санкт-Петербурге создана «транспортная ОПГ». В нее можно включить не только самого советника и его верного соратника Велесевич, но и руководителей всех упомянутых выше предприятий, как коммерческих, так и государственных. Сколько денег эта ОПГ присвоила на фактически открытой торговле госконтрактами, можно только догадываться. Но судя по тому, что цифры контрактов многомиллиардные, «навар» получился тоже немаленьким.
А ведь эти взятки нужно как-то «отмывать», иначе как объяснить налоговой, откуда у скромного советника большой, но черный, джип, маленький, но шустрый, спорткар и уйма наличности на ежедневные обеды в «Блоке»? То есть, если правоохранительные органы всё-таки обратят внимание на странные совпадения в транспортных тендерах Санкт-Петербурга и не менее странные различия в доходах и расходах Виталия Родионова, у них есть шанс предъявить фигурантам целый букет статей Уголовного кодекса.
Осталось лишь обратить внимание.